» » » » Дж Тримингэм - Суфийские ордены в исламе


Авторские права

Дж Тримингэм - Суфийские ордены в исламе

Здесь можно скачать бесплатно "Дж Тримингэм - Суфийские ордены в исламе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Суфийские ордены в исламе
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Суфийские ордены в исламе"

Описание и краткое содержание "Суфийские ордены в исламе" читать бесплатно онлайн.



Cуфизм - это особое мистическое, религиозно-философское мировоззрение в рамках ислама, представители которого считают возможным через посредство личного психологического опыта непосредственное духовное общение (созерцание или соединение) человека с божеством. Оно достигается путем экстаза или внутреннего озарения, ниспосланных человеку, идущему по Пути к Богу с любовью к нему в сердце. Подобные течения в эпоху Средневековья не были редкостью, и мистика заняла немалое место во всех крупных религиозных системах (буддизм, индуизм, иудаизм, христианство), созданных человечеством.

Именно прагматический мистицизм Дж. С. Тримингэм вполне резонно характеризует как "практическую, в сущности, дисциплину" и как "организованное культивирование религиозного опыта, направленное на непосредственное интуитивное восприятие Единосущего".






Халифа поет первую главу и затем указывает на того, кто, по его мнению, должен продолжить пение. Многие из участников, несмотря на неграмотность, знают отрывки наизусть. Халифа также читает главу о рождении Пророка, и, когда доходит до слов: "Он родился...", все встают и поют хвалу (мадха). После окончания этой главы (лаух) все стоя поют приветственный гимн по поводу встречи Пророка (тахиййату кудумихи). Все дальнейшее исполняют сидя. После главы о ми'радже следует специальная касыда, в которой первое полустишие каждого стиха написано Ибн ал-'Араби, а второе Мухаммадом 'Сирр- ал-Хатмом (ум. 1915). Мавлид продолжается около двух часов.

После этого следует интерлюдия, на протяжении которой муншиды поют оды (касыды) в честь Пророка, и затем всех присутствующих угощают чаем или кофе. Завершающий этап - зикр, во время которого делается попытка воздействовать на участников радений с помощью допингов. Начинается зикр пением тахлила в сильно замедленном темпе, в такт ритмичного покачивания туловища и головы, сначала вправо, потом влево, руки свободно опущены вдоль туловища (закирин в это время находятся в центре кружка). Затем темп постепенно убыстряется, при этом голосом особо выделяется последний слог формулы, раскачивание сменяется подергиванием тела взад и вперед. С каждой сменой движения голоса становятся все более хриплыми и под конец, во время прыжков и приседаний, переходят в низкий, грудной лай и звуки, напоминающие визг ржавой пилы. Подобная часть формулы называется дарб, и за ней следуют другие, каждое новое слово или формула составляют новый период в отправлении зикра. Касыда обычно поется перед каждым дарбом, но пение само по себе продолжается на протяжении всего зикра. Певцы (муншид), а нередко и халифа беспрерывно движутся как внутри, так и вне круга, чтобы стимулировать возбуждение у участников радения, выкрикивая время от времени "мадад, мадад, йа Миргани". Зикр завершается хизбом, который называется молитвой тарика хатмийа, молитвой за человечество (ду'а ли-л-инсан) и "Фатихой". После этого все расслабляются и во время чтения "Фатихи" поминают имена тех, в чью честь устроена молитва. После этого приносят пищу. В этой тарике не делается никаких попыток вызвать экстатические состояния.

Эти чтения мавлида происходят только в суннитских общинах. Среди шиитов же потребность в коллективном зикре заменяло исполнение мистерий, так как они предлагают отдушину, которую в суннитских общинах дают зикр и мавлиды. Что касается посредничества, то рабита и таваджжух, краткое описание которых следует далее, сыграли роль моста между суннитами и шиитами, верящими в возможность постичь сверхъестественное через 'Али и имама века ("скрытого имама").

Ас-Сануси описывает49 основные приемы, принятые в ордене накшбандийа, - аз-зикр ал-хафи, аз-зикр ал-хафи би-л-джалала, ар-рабита би-ш-шайх, а также формы исполнения - муракаба и таваджжух. Эти три способа охарактеризованы очень кратко. Суть их сводится к концентрации помыслов. Трудность идентификации заключается в том, что значение всех трех терминов неодинаково в разное время и в различных орденах50. Существует два главных восточных приема: верующий сосредоточивает все помыслы своей сущности на духе святого или же на духе своего здравствующего руководителя с целью достичь с ним общения или единения, а также исполниться духа святого или шейха.

Муракаба, духовное общение, следует отличать от рабита. Слово "созерцание" может объяснить этот прием (смотреть пристально, как на картину), но не сам процесс. Задача мураккабы - попытаться раскрыть тайну жизни (сирр- = must"rion скорее, чем "секрет"), растворившись в ней51. Суфий прибегал к этому приему для того, чтобы представить себе образ Пророка, святого или своего муршида. Чаще всего это был именно муршид. Кроме того, имеются и другие формы муракабы, например стихи Корана.

Обычный союз неофита и наставника часто описывался как духовное усыновление (ал-виладат ал-ма'навийа), но отношения, определяемые этими терминами, значат совсем другое. Муракаба - прием, участие в чем-то, что созерцают. Один из методов направлен на поиски "союза" с шейхом. Так, например, Джалаладдин Руми был в мистическом единении с Шамсаддином ат-Табризи, а после его смерти - с Хусамаддином. Когда умирал шейх, церемония эта происходила вокруг его гробницы. Суфий, конечно, не думал, что дух святого находится в могиле, но, вероятно, считал, что близость к гробнице святого способствует состоянию созерцания52.

Термин рабита сам по себе не отражает истинной цели обряда. Совершенно неверно было бы переводить его как "связь" с шейхом или "узы". Ас-Сануси пишет: "Едва ли это имеет практический смысл, разве что применительно лишь к тому, чья душа столь чиста от природы (или в ком стремление является врожденным). Для того чтобы достичь этого, необходимо воссоздать внутри себя образ своего шейха. Образ этот появляется у правого плеча. Затем он видится в движении от правого плеча к сердцу, эта мысленная линия служит как бы проходом, через который дух шейха может овладеть этим органом. Этот процесс, если его поддерживать непрерывно, непременно поможет достичь состояния полного растворения в шейхе (ал-фана фи-ш-шайх)"53.

Как утверждает ас-Сануси в другом месте, рабита - общий обычай в восточных орденах; он указывает, что эта форма медитации - страж против случайных мыслей: "Дополнительная опора появляется у того, кто ищет поддержки "в союзе с шейхом", т. е. вызывает в представлении образ шейха, ища в нем защиту от нападений диких зверей в долинах разрушения"54. Читаем в кадиритской книге:

"Ар-рабита предпочтительнее зикра. Цель ее - удержать в передней части мозга мысленный образ шейха55. Для мурида она благотворнее и удобнее зикра, так как шейх здесь - медиум (васита), посредством которого мурид постигает высшее существо. Чем теснее узы, связывающие его с шейхом, тем сильнее эманация56 его внутренней сущности и тем скорее он достигает цели. Мурид поэтому должен сперва потерять себя (йуфна) в шейхе, после чего он может постичь фана в Боге"57.

Слово таваджжух, производное от ваджх (лицо), означает "смотреть в лицо", "стоять лицом к лицу" и употребляется в применении к созерцанию киблы во время ритуальной молитвы. Слово это часто использовалось суфиями применительно к Богу 58, но с развитием системы наставничества кибла превращается в муршида, который был вратами к Богу. В руководствах мы находим такие предписания: "Сделай своего шейха киблой". Существовал таваджжух также и по отношению к Пророку. В качестве суфийского приема он, очевидно, развился на третьей стадии, так как мы не находили его описания в ранних руководствах59. Но и позднее, в арабском мире, он встречается относительно редко, и его многочисленные толкования довольно темны, как, например, у 'Али б. Мухаммада Вафа: "Муракаба означает концентрацию всего твоего существа на лике твоего возлюбленного (махбуб), тогда как таваджжух требует от верующего держать в безоблачной чистоте зеркало своего сердца, чтобы в нем отражался его возлюбленный"60. Термин этот чаще применяется для обозначения концентрации на любом слове из Корана. Так, например, в шазилитском наставлении "Ал-мафахир ал-'алийа" есть специальный "Раздел о созерцании с фразой "нет божества, кроме Бога""61.

Описание "инициации через таваджжух" в соответствии с правилами индийского суфизма XVII в. было сделано Таваккул-бегом62, мирянином, который прошел два курса в кадиритской ханаке под руководством Мулла-Шаха Бадахши (ум. 1661), а затем был исключен оттуда как недостаточно серьезный ученик. "Твое призвание, - сказал ему Мулла-Шах, - военная карьера". Прием, который он описывает, не требует особой подготовки, если учесть, что большую часть времени Таваккул-бег провел, составляя сборник стихов шейха. Но вместе с тем это некий процесс, конечная цель которого состоит в том, чтобы вызвать у испытуемого субъекта временные экстатические явления, например видения "света несказанного". Однако духовную "интуицию" нельзя обрести за ночь с помощью подобных приемов (как и с помощью разных видов "мгновенного зикра"), поскольку она дается только упорной тренировкой и дисциплиной.

Следует дать более точные определения некоторым терминам, связанным с культом. Одним из основных слов помимо термина зикр, о значении которого мы уже говорили, был вирд. Трудно объяснить истинный смысл этого слова, взятого в отдельности, но если рассматривать его в контексте ритуала, то все становится на место. Три основных его значения: (а) тарика, (б) особая молитва или литания и (в) обязательная молитва тарики.

Как уже говорилось63, вирд может означать тарика, мистический Путь, следование которому и есть главная цель деятельности ордена. "Принять вирд шейха Абу-л-Хасана" - значит быть посвященным в тарику шазилийа. Вирд основа тарики, изложенная в одной или нескольких молитвах или даже циклах молитв.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Суфийские ордены в исламе"

Книги похожие на "Суфийские ордены в исламе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дж Тримингэм

Дж Тримингэм - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дж Тримингэм - Суфийские ордены в исламе"

Отзывы читателей о книге "Суфийские ордены в исламе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.