Сергей Жемайтис - Клипер «Орион»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Клипер «Орион»"
Описание и краткое содержание "Клипер «Орион»" читать бесплатно онлайн.
Русский военный клипер «Орион», оказавшийся в дни Великого Октября в Плимуте, англичане намерены включить в экспедиционный корпус, отправляющийся в Россию для подавления революции. Но русские моряки решили бежать и прорываться во Владивосток.
Трудный путь, насыщенный опасностями и приключениями, пришлось проделать морякам, вставшим на сторону революции. Путь этот полон романтики морской службы и экзотики дальних странствий.
В конце апреля 1905 г. II эскадра Тихого океана, следуя с последней стоянки в бухте Ван-Фонг — Французского Индо-Китая — к Корейскому проливу, соединилась в Китайском море с отрядом судов контр-адмирала Небогатова. На дальнейшем переходе имели в море одну погрузку угля с транспортов.
10 мая скончался на „Ослябя“ контр-адмирал Фелькерзам, начальник 2-го броненосного отряда, флаг его но был спущен, о смерти его не оповещалось по эскадре. Тело адмирала, запаянное в металлический гроб судовой работы, пошло ко дну с броненосцем „Ослябя“ — первой жертвой Цусимского боя.
11 мая у Седельных островов отослали все транспорты под коммерческим флагом — разгруженные в Сайгоне, а с запасами — в Шанхай.
Чтобы пройти Корейский пролив 13 мая днем, надо было держать с лишком сутки двенадцатиузловый эскадренный ход; это было очень желательно, так как условия погоды (пасмурность, свежий ветер и состояние моря) были лучшим нашим союзником для прохода Корейским проливом. К сожалению, держать такой ход не могли и этим надеждам не суждено было оправдаться.
Эскадренный ход с 9 узлов увеличили до 10 с расчетом к утру 14 мая подойти к Корейскому проливу.
В день 13 мая, при все той же свежей и мрачной погоде, Адмирал производил эскадренные эволюции специально для обучения отряда контр-адмирала Небогатова.
К вечеру 13 мая погода стала улучшаться. На кораблях отслужили всенощную.
Ужин и чай у Адмирала прошли в напряженном состоянии.
Около 9 часов утра наши аппараты беспроволочного телеграфа стали принимать слабые, отдаленные переговоры двух районов. Следовавший с эскадрой вспомогательный крейсер „Урал“, снабженный самым мощным аппаратом беспроволочного телеграфа., специально предназначался прекращать всякие переговоры на значительном расстоянии разрядами своих мощных волн, не был использован, чтобы этим преждевременно не открыть своего присутствия.
В ночь с 13 на 14 мая вряд ли кто спал? слишком очевидна для всех была встреча с неприятелем в полном его составе. У всех вид напряженно деловой, сосредоточенная заботливость, отрывистые и только необходимые распоряжения и сообщения.
В кают-компании „Суворова“ — тихий говор. Большинство офицеров на йогах, в заботе о состоянии своих частей. Прислуга — у орудий; полная боевая готовность. По всему кораблю отдельные группы сидящей и лежащей команды, тихо разговаривающей. Вестовые таинственно сообщают офицерам о появлении в жилой палубе крыс. Завтрашний день определит судьбу каждому — вот смысл настроений.
В утро 14-го мытья палуб не было; после молитвы и завтрака — приборка.
К утру 14-го вся команда „Суворова“ без всяких приказаний оказалась одетой в первосрочное новое чистое платье и белье.
Утром 14 мая эскадра шла в строе двух кильватерных колонн (1-й и 2-й броненосные отряды в правой колонне., а 3-й броненосный отряд и крейсеры „Олег“, „Аврора“, „Донской“ и „Мономах“ — в левой). Транспорты „Анадырь“, „Иртыш“, „Камчатка“, „Корея“ и буксирные пароходы „Русь“ и „Свирь“ шли между боевыми судами („Анадырь“, равняясь с „Олегом“ и „Ослябя“, „Свирь“ и „Русь“ шли по обе стороны „Анадыря“). Миноносцы „Бедовый“ и „Быстрый“ шли слева за „Суворовым“, „Буйный“ и „Бравый“ — справа за „Николаем“, „Блестящий“, „Безупречный“, „Бодрый“, „Грозный“ и „Громкий“ шли в кильватерной колонне между крейсерами и транспортами. „Жемчуг“ и „Изумруд“, имея инструкцию отводить от эскадры встречные коммерческие суда, шли: первый на 4 румба вправо от курса и в 4 кабельтовых от „Суворова“; второй в таком же положении слева от „Николая“. В случае появления неприятеля миноносцы „Бедовый“ и „Быстрый“ имели инструкцию перейти в кильватер „Жемчугу“, „Буйный“ и „Бравый“ в кильватер „Изумруду“. С рассветом разведочный отряд „Светлана“, „Алмаз“ и „Урал“, находившийся впереди эскадры, повернул влево и согласно ранее полученным приказаниям расположился сзади эскадры.
Курс эскадры NО–60° истинный на середину пролива между Цусимой и Японским берегом; ветер 3–4 балла; солнечный день, но мгла сокращает горизонт до 7–8 миль. Эскадренный ход 9 узлов.
В 6 часов 45 минут утра справа позади траверза показался во мгле силуэт военного корабля на расстоянии около 8 миль, затем скрылся, но спустя немного времени опять появился в той же стороне и продолжал идти с эскадрою до начала боя на расстоянии от 50 до 70 кабельтовых. Броненосцам было приказано иметь наведенной одну 12-дюймовую башню на этот корабль, оказавшийся японским крейсером „Идзуми“.
В 9 часов 45 минут утра показались из мглы японские старые крейсеры: „Матсушима“, „Чиниен“, „Хашидате“, „Итсукушима“ и „Акитсушима“ в строе кильватера и повернули на наш курс на левом траверзе. Расстояние около 80 кабельтовых.
В 9 часов 50 минут головной неприятельский крейсер лег на обратный курс и затем тотчас же повернул опять на параллельный с нами курс. Расстояние сократилось до 50–60 кабельтовых. Первый и второй броненосные отряды дали 11 узлов ходу, чтобы выстроить одну кильватерную колонну с 3-м броненосным отрядом, который продолжал идти 9 узлов.
В 10 часов неприятельские крейсеры начали склоняться влево и удаляться, оставаясь едва видимыми в бинокль на левом крамболе. „Мономаху“ и „Донскому“ был поднят сигнал: „Быть справа от транспортов“.
В 10 часов 20 минут справа по носу показался пароход, идущий на пересечку курса.
В 10 часов 30 минут „Жемчуг“ вышел вперед и отвел пароход в сторону, сделав один выстрел ему под нос; затем вернулся на место и поднял сигнал: „Пароход японский“.
В 10 часов 45 минут подняли сигнал: „Тревога“.
В 10 часов 50 минут на NО–20° показались миноносцы.
В 11 часов 05 минут на левом траверзе показались: „Читозе“, „Касаги“, „Ниитака“, „Тсусима“. Первый и — второй броненосные отряды повернули на 2 румба влево вдруг.
В 11 часов 20 минут с броненосца „Орел“ сделали выстрел по неприятельским крейсерам, после чего 3-й броненосный отряд открыл по ним редкий огонь. Расстояние около 50–40 кабельтовых. „Суворов“ тоже сделал несколько выстрелов. „Изумруд“ перешел по носу на правую сторону к „Жемчугу“. Первый отряд миноносцев перешел к „Жемчугу“ и „Изумруду“. Японцы повернули вдруг на несколько румбов влево. Неприятель, удаляясь, сделал несколько выстрелов но „Суворову“ и „Ослябя“. Один снаряд упал у левого борта „Суворова“ против передней 6-дюймовой башни и не разорвался.
В 11 часов 30 минут 1-й и 2-й броненосные отряды повернули на 2 румба вдруг. „Жемчугу“ приказано держаться на правом траверзе „Орла“.
В 11 часов 35 минут старые японские крейсеры повернули последовательно влево и скрылись.
В 11 часов 55 минут „Чиода“ и „Шихайя“ и 4 миноносца показались на левом траверзе на большом расстоянии.
В 12 часов 01 минуту 4 мппоносца в строе пеленга показались впереди слева; идут на пересечку.
В 12 часов 05 минут эскадра взяла курс NO–22°.
В 12 часов 10 минут легкие японские крейсеры переходят впереди на правую сторону в 40–50 кабельтовых.
В 12 часов 25 минут первый броненосный отряд повернул на 8 румбов последовательно вправо.
Дали 11 узлов ходу.
В 12 часов 32 минуты первый броненосный отряд повернул на 8 румбов последовательно влево.
В 12 часов 37 минут легкие японские крейсеры выстроились во фронт справа по носу.
В 12 часов 45 минут эскадра идет в строе двух кильватерных колонн: „Ослябя“ на левом траверзе „Суворова“, на расстоянии около 10 кабельтовых. Дали 9 узлов ходу, Команда пообедала повахтенно по сигналу.
В 1 час 20 минут легкие японские крейсеры повернули вправо.
В 1 час 25 минут до носу показались: „Микаса“, „Шикишима“, „Фуджи“, „Асахи“, „Ниссин“, „Кассуга“, „Идзума“, „Азума“, „Токива“, „Якумо“, „Асама“ и „Ивате“. Придя на вид, неприятель, в строе кильватера, последовательно повернул вправо на несколько румбов. Шел большим ходом.
В 1 час 30 минут дали 11 узлов. Первый броненосный отряд повернул последовательно на 4 румба влево, 2-й броненосный отряд начал вступать в кильватер первому.
В 1 час 40 минут „Суворов“ повернул на курс NО–23°.
В 1 час 49 минут сделали выстрел с „Суворова“ из 6-дюймовой башни на 32 кабельтова — перелет; уменьшили расстояние на 2 кабельтова, эскадра открыла огонь.
„Микаса“ лег на параллельный курс и открыл огонь минуты через две после нас.
Неприятельские корабли, пока строились в одну кильватерную колонну на параллельном курсе, створились по два.
В 2 часа расстояние до „Микаса“ было 28 кабельтовых. Огонь первого броненосного отряда нашей эскадры был сосредоточен главным образом на „Микаса“. Неприятель сосредоточил огонь на „Суворове“ и „Ослябя“. Сначала неприятельские снаряды давали перелеты, затем стали попадать по „Суворову“. Замечены главным образом снаряды крупных калибров, фугасные, дававшие большое число осколков. Дым от разрыва — черный (лидит) и ярко-желтый (шимозе); газы удушливы и ядовиты (на „Сисое Великом“ оба доктора умерли от отравления газами). На „Суворове“ попадания сосредоточивались преимущественно около боевой рубки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Клипер «Орион»"
Книги похожие на "Клипер «Орион»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Жемайтис - Клипер «Орион»"
Отзывы читателей о книге "Клипер «Орион»", комментарии и мнения людей о произведении.