Протоиерей Иоанн Толмачев - 4.Недели по Троице 18-32
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "4.Недели по Троице 18-32"
Описание и краткое содержание "4.Недели по Троице 18-32" читать бесплатно онлайн.
г) ослепляет надеждой долгой жизни (ст.19): (“многие годы: покойся, ешь, пей, веселись,” ст. 20: “в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил”).
2. Истинного счастья жизни, ибо богатство:
а) не может дать душе никакого истинного удовлетворения,
б) погружает душу в чувственность (ст.19: “ешь, пей”)!
в) закрывает сердце для деятельной заботы о спасении (ст.19: “веселись”)!
г) препятствует стяжанию небесных сокровищ (ст.21): “не в Бога богатеет” (εις θεδν), в отношении к Богу и божественным благам.
Таким образом, любостяжательность, пристрастие к земным благам, или богатство вообще, во всех его видах и злоупотреблениях, составляет главный и единственный предмет, предлагаемый проповеднику дневным Евангелием; все частные темы должны служить раскрытием той или другой стороны общей темы. Для примера укажем на следующие:
Берегитесь любостяжания!
“У одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?” (ст.16–17 и т. д.)?
1. Как безумно быть любостяжательным!
а) Любостяжательность есть любовь к земным благам ради их самих. Это — идолослужение (Ефес. 5:5[1029]), поклонение золотому тельцу, в жертву которому приносят все, даже людей.
“Любостяжательный подобен аду. Ад, поглотив все, никогда не скажет: довольно. То же самое и с любостяжательным человеком, хотя бы он приобрел все сокровища мира.”[1030]
“Все грехи стареют с человеком; одна любостяжательность молодеет с каждым днем.”[1031]
б) Если бы кто-нибудь спросил любостяжательного человека: почему он так любит земные сокровища, то тот не в состоянии был бы дать разумного ответа. Это — бессмысленная страсть, которая влечет его и которой он не в состоянии противиться. “Почему вас так привлекает золото? Зачем вы так удивляетесь алмазам и другим, так называемым, драгоценным камням? Они — земля и ничего более.”[1032] 3)!
“Вы не должны давать цены золоту более, чем грязи, ибо ценность их зависит не от внутреннего их достоинства, а от мнения людей. Подумавши на минуту, найдут, что железо имеет более достоинства, чем золото. Обыкновенные камни неоспоримо важнее и необходимее драгоценных камней; последние даже вредны, потому что вы, делая из них ожерелья, заставляете умирать с голоду тысячи наших братьев.”[1033]
в) Из-за своей жадности к земным приобретениям человек любостяжательный совершенно забывает, что богатства сами по себе не в состоянии никого сделать счастливым.
“Кого богатство спасло когда-либо от смерти? Кого золото искупило когда- либо от болезни?”[1034]
“Любостяжательному не приносит покоя ни то, что он имеет, ни то, чего не имеет. Чего он не имеет, того желает; чем он обладает, то боится потерять. В несчастье он надеется на счастье, в счастьи страшится несчастья и таким образом постоянно обуревается волнами бурного моря.”[1035]
2. Как опасно быть любостяжательным!
Любостяжательность есть корень всякого зла (1 Тим. 6:9-10[1036]), в особенности двоякого: от нее происходит:
а) Слепая, но крепкая надежда на богатство, вследствие которой забывают Бога, погружаются в земные заботы и чувственность, воображая, что не имеют более нужды в Боге. Богач в тексте (ст: 16–19,[1037] Иов. 31:24;[1038] Апок. 3:17[1039]).
б) Слепая, но раздражительная ненависть ко всему, что напоминает человеку любостяжательному о тленности его сокровищ: страх к смерти, похищающей у него все, ненависть к самому Богу, в котором он видит жестокосердого мстителя и, наконец, отчаяние, когда он видит, что он со всеми своими сокровищами должен погибнуть (ст.20;[1040] Прит. 11:4[1041]).
Как безумно пристрастие к земным стяжаниям!
“Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?” (ст.20)?
1. Оно разрушает согласие между людьми, потому что:
а) Бывает часто предметом ожесточенных распрей и тяжбы (ст.13[1042]).
б) Разрывает даже теснейший союз родства и дружбы. “Страсть к приобретениям заглушает часто у родителей голос природы; возбуждает ссору между братьями; наполняет пустыни убийцами, моря разбойниками; порождает клеветников в городах.”[1043]
“Любостяжательный не щадит ни отца, ни матери, ни братьев, ни друга.”[1044]
в) Примирение в таких раздорах почти невозможно, потому что в основании их лежит сребролюбие — корень всякого зла (1 Тим. 6:9-10[1045]).
2. Оно не дает никакого истинного удовлетворения, потому что:
а) С каждым приобретением возрастает ненасытимая жажда больших и больших приобретений (ст.17–18[1046]).
Сравнение людей любостяжательных с одержимыми водяной болезнью, которые чем более пьют, тем более жаждут, и от чего думают успокоиться, от того впадают в новые беспокойства.
б) Жаждущие сокровищ хотят быть счастливыми но предпринимают действия, которые делают их несомненно несчастными.
3. Оно служит великим препятствием ко спасению.
а) Богатым вообще трудно войти в царство Божье (Мф. 19:23[1047]), потому что “богатый подвержен тысяче опасностей, неизвестных бедным;”[1048] а тем более это трудно — богатолюбцам, которые не имеют для этого ни времени, ни нравственного расположения (Мф. 6:21[1049]).
“Звук металла, наполняющий его уши, делает его глухим к голосу благодати.”[1050]
б) Блаженный Августин, на основании слов Спасителя (Мф. 13:22[1051]), сравнивает богатства с терниями. Терния сухи — богатства бесплодны для вечной жизни. Терния уязвляют того, кто их касается — богатства уязвляют душу того, кто домогается их. Терния затрудняют путь странников — богатства замедляют наше стремление к совершенству. Терния легко воспламеняются — богатства легко возбуждают в сердце пламень страстей. Терния служат убежищем змей и скорпионов — богатства служат средством, при помощи которого диавол старается отравить нашу душу. Терния уязвляют оконечности членов — богатства более всего возмущают в конце жизни.
Заключение. “Богатства даны нам для сохранения нашей жизни, а не для побуждения ко греху; золото должно служить средством к спасению, а не к погибели души.”[1052]
“К чему служит вам хранилище, полное золота, когда ваша совесть пуста? Вы желаете благ, а сами не хотите быть благими! Не должны ли вы стыдиться при виде добра и сокровищ, которыми полон весь ваш дом, между тем, как вы одни остаетесь злыми и никуда негодными? Что пользы для богача в обладании всеми благами, когда он не обладает Богом, высочайшим благом?”[1053]
“Самое великое богатство состоит в том, чтобы не иметь нужды в богатстве.”[1054]
“Вы имеете леса, поля, луга, сады, пруды, рощи и что еще? A маленький уголок земли, имеющий два шага в ширину и шесть в длину, будет вашим жилищем, одного камня достаточно будет для вашей стражи.”[1055]
Обладание богатствами дает чувствовать свою суетность уже теми обязанностями, какие оно налагает на богатолюбцев
“И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое ” (ст.17–18).
Какие это обязанности:
1. Труды по удовлетворению тщеславия и гордости.
Жилище их отцов, где они родились и воспитались, кажется для них тесным, оно их унижает, бесчестит. Отец жил в скромном доме, для сына нужны великолепные палаты. Он думает заставить этим забыть посредственность своего прежнего состояния, скрыть незнатность своего происхождения, он воображает придать столько же блеска своему имени, сколько он придает своим палатам. Но он часто обманывается и, вместо почета, встречает презрение и насмешки.
2. Труды разрушительные и противоречивые.
Этот человек любит свои богатства и для их преувеличения их же тратит. Он хочет разрушать то, что уже построено, и воздвигать более обширные строения. Таким образом, то, что составляет страх богатого, т. е. потеря своих избытков, служит, между тем, к тому, чего он боится. Сколько было таких, которые, построив великолепные житницы, не могли ничего в них положить! Сколько таких, которые, воздвигнув великолепные палаты, не имели удовольствия жить в них, а вынуждены были отдать их своим заимодавцам!
3. Занятия рассеянные и нечестивые.
В то время, когда богач занят своими постройками, не трудитесь напоминать ему о молитве, о духовном чтении, об исповеди, о причастии — у него нет на это времени! Не говорите ему более о добрых делах, о благотворительности — у него для этого нет средств!
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "4.Недели по Троице 18-32"
Книги похожие на "4.Недели по Троице 18-32" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Протоиерей Иоанн Толмачев - 4.Недели по Троице 18-32"
Отзывы читателей о книге "4.Недели по Троице 18-32", комментарии и мнения людей о произведении.