Л. Алова - Режиссерская энциклопедия. Кино Европы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы"
Описание и краткое содержание "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы" читать бесплатно онлайн.
Охватывая период от зарождения кино и до 2001 г., "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы" включает более 200 персоналий из Англии, Болгарии, Германии, Голландии, Греции, Дании, Испании, Италии, Словакии, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции и бывшей Югославии. Конечно, мы не могли представить всех, кто создавал фильмы в Европе.
Внимательному читателю "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы" предоставляет значительный материал, позволяющий увидеть картину развития европейского кино в целом на протяжении его более чем вековой, непростой и зачастую драматичной, истории, судьбу творческих импульсов и открытий, включая и те из них, что были сделаны давно, но оценены много позднее, обнаружить сложные взаимоотношения различных направлений, зародившихся в неоднородных культурных и общественных условиях в разных странах и в разные времена. Сцепления и перекрестки разных явлений и отдельных кинематографических фактов, очевидные в представленной картине европейского кино, зачастую похожи на хитросплетения лабиринта, лишь пройдя который, можно в полной мере оценить отдельные отрезки пути.
Справочное издание
Общим знаменателем для последних трех фильмов была ориентация на отклонения в психике человека, ее деструктивные составляющие, на нравственную и физическую дефектность и извращенность, на пропасти человеческой психики, из которых веет духом разложения и низменных инстинктов. Все эти мотивы в комедийном плане Г. попытался обыграть в сумбурной музыкальной черной комедии "Хромой бес" (1968), рассказывающей о превратностях любви в супружеской жизни. Режиссер с упоением погрузился в озорной мир игры и фантазии, наслаждаясь возможностью свободно передвигаться во времени, тасуя стили разных эпох от ренессанса и рококо до бидермай- ера и декаданса. Здесь же, впервые в собственном фильме, он использовал свои актерские способности, сыграв главную роль демона похоти Асмодея.
Как и каждый представитель "новой чехословацкой волны", Г. внес в тематический спектр отечественного кино новые краски, сюжеты и ситуации, порожденные темными глубинными сторонами человеческой души, напомнив о традициях Густава Махатого с его интересом к сексу, похоти, внезапно выплескивающимся низменным разрушительным страстям.
В период т.н. "нормализации", начавшейся советской оккупацией, режиссер снимает незатейливые комедии, мелодрамы, психологические драмы, лишь однажды напомнив о своем таланте стилиста и тонкого психолога ("День для моей любви", 1976).Свое изобразительное мастерство Г. в полной мере проявляет в конце 70-х начале 80-х гг., снимая страшные и волшебные сказки, обращаясь то к стилю бидермайер в "Девятом сердце", рассказывающем о принцессе, таинственно исчезающей по ночам, то кмиру Кокто в своей "Девушке и чудовище" (1978), ведущей спор с одноименным фильмом знаменитого поэта. Линию волшебных сказок продолжает фильм ужасов "Вампир из Ферата" (1981) по мотивам рассказа чешского писателя Й. Несвадбы. Фантастическую идею автомобиля-вампира, работающего на крови водителя, Г. превратил в яркое впечатляющее зрелище, полное таинственных и напряженных сцен, чему в немалой степени способствовало введение документальных кадров, снятых во время международного автомобильного ралли.
Лишь однажды режиссер обращается к современности притчей о человеческой жестокости остросоциальным фильмом "Сорока в руке" (1983), который арестовывают еще до выхода на экран (впервые был показан на видео в 1988 г., на экране — в 1991), после чего в фильмо- графии Г. впервые появляется военная драма ("Меня настигла ночь", 1985), снятая в духе соцреалистичес- ких фильмов о войне.
В 1987 г. по настоянию молодой актрисы Терезы Покорной, которая становится его второй женой, Г. эмигрирует в ФРГ и обосновывается в Мюнхене, где снимает ряд развлекательных фильмов разных жанров, главным образом на телевидении. Особняком стоит полнометражная документально-игровая лента "Лара — моя жизнь с Борисом Пастернаком" (1993), посвященная Ольге Ивинской и истории большой любви в жестоких условиях коммунистического режима. Основанная на воспоминаниях Ивинской, картина дополнена кадрами Бутырской тюрьмы, малоизвестными архивными материалами и семейными фильмами, снятыми в 60-е г.
После "бархатной революции" Г. работает как в Чехии, так и в Германии. В своем пока последнем фильме "Пассаж" (1997), созданном в Чехословакии, он возвращается к близким ему темам и мотивам, рассказывая историю в духе Кафки о человеке, который входит в пассаж и не может оттуда выбраться.
Г. Компаниченко
Фильмография:"Утильсырье" surovosti), 1965; "Знамение Рака" (Zna- menf Raka), 1967; "Хромой бес" (Kuthavy d'Abel), "Сжигатель трупов" (Spalovac mrtvol), оба — 1968; "Сладкие игры минувшего лета" (Sladke hry minuleho leta, тв), 1969; "Ночные кошмары" (Nocni mury, тв, к/м), 1970; "Керосиновые лампы" (Petrolejove lampy), 1971; "Моргиа- на" (Morgiana), 1972; "Прикосновение бабочки" (Dotek motyla, тв), "Странствующий Энгельберт" (Toulavy Engelbert, тв, к/м), оба — 1973; "Девчонки из фарфора" (Holky zporcelanu), 1974; "Девчонка, которую убить мало" (Holkanazabiti), 1975; "День для моей любви" (Den pro mou lasku), 1976; "Девятое сердце" (Devate srdce), "Девушка и чудовище" (Panna а netvor), оба — 1978; "Хрупкие отношения" (Krehke vztahy), 1979; "Вампир из Ферата" (UpirzFeratu), 1981; "Бульдоги и черешни" (Buldociatresne), 1982; "Сорока в руке" (Straka v hrsti), 1983/1991; "Сладкие заботы" (Sladke starosti), 1984; "Меня настигла ночь" (Zastihla me noc), 1985; "Галоши счастья" (Galose st'astia), 1986; "Гэгмен" (Gagman, тв, мини-серии), 1987; "Любовь сильнее смерти" (Liebe iststarkerals derTod, тв), 1988; "Лягушиный король" (Frog Prince, The), (Drahtseilbahn, Die, тв, мини-серии), "ВольфгангА. Моцарт" (WolfgangA. Mozart, тв, сериал), все— 1991; "Глупая Августина" (DummeAugustine, Die), "Новый наряд короля" (Kaisers neue Kleider, Des), оба — 1993; "Лара — моя жизнь с Борисом Пастернаком" (Lara — Meine Jahre mit Boris Pasternak, тв), "Предвидение 2000 — Президент Вацлав Гавел" (Vision 2000 President Havel, тв, док.), оба — 1994; "Мегрэ и голова мужчины" (Maigret et la tete d'un homme, тв), 1995; "Мегрэ расставляет западню" (Maigret tendunpiege, тв), 1996; "Пассаж" (Pasaz), 1997.
Библиография: Bartoskova Sarka, Bartosek Lubos. Filmove profily. Praha, 1986; Mrav- cova Marie. Troji kontext Sladkych her minuleho leta. // lluminace. 1993/2, NFA, Praha; Zalman J. Umlceny film. CFA, Praha, 1993.
ГОДАР ЖАН-ЛЮК
(Godar Jean-Luc). Французский кинорежиссер. Родился 30 декабря 1930 г. во франко-швейцарской семье, отец владел частной клиникой, мать происходила из семьи потомственных банкиров. Во время войны Г. получил швейцарское гражданство и начал учиться в Лионе, а после развода родителей в 1948 г. заканчивал образование в Париже. Учился в Сорбонне на отделении этнографии, одновременно с увлечением посещая киноклубы, заводя друзей среди таких же, как он, энтузиастов кино: А. Базен, Ф. Трюффо, Ж. Риветт, Э. Ромер. В эти же годы Г. выступает в качестве кинокритика, вместе с Ромером и Риветтом они начинают издавать "Киногазету", а затем снимают несколько любительских фильмов. Однако семья Г. не одобряет его деятельность, они прекращают оказывать ему финансовую помощь, и предоставленный самому себе Г. порой вынужден красть, чтобы купить кусок хлеба.
В 1952 г. Г. поступает на работу в "Кайедю Синема", До конца 50-х он попеременно выступает в качестве сценариста фильмов своих друзей, режиссера короткометражных лент ("Шарлотта и Вероника"; "Шарлоттам ее дружок", 1960, посвященная Кокто; "История воды", 1961, посвященная Максу нету и т.д.) и кинокритика, постепенно превращаясь в идеолога направления, которое впоследствии получит название французская "новая волна". Особенно после того как в 1960 г. Г. дебютирует своим первым полнометражным фильмом "На последнем дыхании" (1960), ставшим визитной карточкой нового направления. В этой ленте на материале типичного гангстерского сюжета сплелось все: и восторженно-романтическое восхищение самыми разными течениями кино прошлого, от поэтического реализма до черного фильма; и свежий взгляд, фрагментарный монтаж, документальность съемок на натуре и ручной камерой, неформальная (а зачастую и ненормативная лексика). Лента вызвала противоречивые реакции. Одних она привлекла новизной, откровенным пародийным, но и уважительным отношением к американским "черным фильмам". Эпигоны "невозмутимой", констатирующей события камеры возмущались навязанным им активным монтажом. Но несомненно одно: Г. привлек к себе внимание, а Бельмондо, сыгравший в ленте главную роль, проснулся после премьеры признанной звездой. 1960 г. стал знаменательным для Г. еще и тем, что он сочетался браком с актрисой Анной Кариной, в какой-то мере ставшей музой французской "новой волны". Его вторая работа — "Маленький солдат" (1961) был запрещен цензурой, поскольку в нем затрагивалась тема алжирской войны, он вышел на экраны только в 1963 г. Однако военная и политическая тематика в тот момент вовсе не были для Г. основополагающими; он последовательно развивал проблему одиночества человека в мире, его незащищенности и неустроенности, которую продолжил и в ленте "Жить своей жизнью"(1962) на материале судьбы девушки, вынужденной стать проституткой. А вот следующий фильм "Карабинеры" (1963), посвященный памяти Ж. Виго, уже безошибочно можно отнести к антивоенным лентам. Бунтарь и ниспровергатель взрастивших его буржуазныгх основ и норм, Г. продолжает линию антиобщественных выступлений и в поставленном по роману А. Моравиа "Презрении" (1963), и в антиутопии "Альфавиль" (1965). Несмотря на восторженный прием критики, фильмы "новой волны", за редким исключением ("На последнем дыхании", "Жить своей жизнью"), успехом у публики не пользовались, что создавало направлению немалые трудности вматериальном отношении. Оставаясь коллективом единомышленников в эстетическом, но отнюдь не в творческом плане, они неоднократно объединялись для совместных проектов, создавая фильмы, состо- жцие из новелл ("РО-ГО-Па-Г", RoGoPaG), а в 1964 г. Г. и Карина основали собственную компанию "Аннушка фильм". В 1966 г., после развода с Кариной, Г. снимает ленту "Мужское — женское", женится на внучке Ф. Мориака, которую он снимал в "Китаянке", и все больше и больше увлекается политическими тенденциями левацкого толка. Его скандальная репутации приводит к запрету на въезд во Вьетнам для участия в коллективной работе "Далеко от Вьетнама" (1967). В конце 60-х гг. Е. создает объединение "Дзига Вертов-групп", много путешествует по миру (США, Англия, Куба, Чехословакия, Италия и т.д.), работает как для ки н о, так и для Т В, но — без особого успеха.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы"
Книги похожие на "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Л. Алова - Режиссерская энциклопедия. Кино Европы"
Отзывы читателей о книге "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы", комментарии и мнения людей о произведении.