Л. Алова - Режиссерская энциклопедия. Кино Европы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы"
Описание и краткое содержание "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы" читать бесплатно онлайн.
Охватывая период от зарождения кино и до 2001 г., "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы" включает более 200 персоналий из Англии, Болгарии, Германии, Голландии, Греции, Дании, Испании, Италии, Словакии, Франции, Чехии, Швейцарии, Швеции и бывшей Югославии. Конечно, мы не могли представить всех, кто создавал фильмы в Европе.
Внимательному читателю "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы" предоставляет значительный материал, позволяющий увидеть картину развития европейского кино в целом на протяжении его более чем вековой, непростой и зачастую драматичной, истории, судьбу творческих импульсов и открытий, включая и те из них, что были сделаны давно, но оценены много позднее, обнаружить сложные взаимоотношения различных направлений, зародившихся в неоднородных культурных и общественных условиях в разных странах и в разные времена. Сцепления и перекрестки разных явлений и отдельных кинематографических фактов, очевидные в представленной картине европейского кино, зачастую похожи на хитросплетения лабиринта, лишь пройдя который, можно в полной мере оценить отдельные отрезки пути.
Справочное издание
Профессиональный адвокат, К. заинтересовался литературной деятельностью, попробовал себя на журналистском и писательском поприще, что привело его в кинематограф, где он дебютировал в 1938 г. в качестве сценариста: в соавторстве с А. Жансоном написал сценарий "Вход для артистов". А через четыре года состоялся его режиссерский дебют — фильм "Лжелюбовница" по О. Бальзаку.С тех пор два направления творчества К. — то скрещиваясь, то развиваясь параллельно — определены: это экранизации ("Пьер и Жан" по Г. Мопассану; "Дамское счастье" по Э. Золя и пр.) или же четко выстроенная жесткая литературная конструкция авторских сюжетов (автором или соавтором многих сценариев фильмов К. был Ш. Спаак), тяготеющих чаще всего к детективному жанру. Для К. возможности игры, уловки, использования случайностей, совпадений и стечений обстоятельств если не основополагающее, то одно из важнейших условий построения художественного произведения. Порой он даже не ограничивается имеющимися в наличии и изобретает дополнительные. Так, в картине "Веронские любовники" (1949), поставленной по сценарию Ж. Превера, К. не только переносит действие трагедии "Ромео и Джульетта" в современность, но и привносит в нее актуальную в послевоенные годы антифашистскую направленность.
Став режиссером, К. не отказался от драматургического мировоззрения, приоритеты в его лентах четко определены. Ему чужды режиссерские изыски, его творческая манера достаточно аскетична: и в работе с актерами, и в монтаже он делает упор на развитии фабулы; кинематографические средства становятся как бы второстепенными по отношению к литературным ("Режиссура для меня лишь часть работы кинематографиста. Нет режиссера, есть "автор" фильма, которому приходится пользоваться камерой, как писателю — пером", — заявлял К.).
Подобное отношение не вызывало энтузиазма высоколобой критики, зато пользовалось заслуженным успехом у зрителя и принесло К. множество международных наград. Особый успех выпал на долю его исследований несовершенства французского судопроизводства, преподнесенных режиссером в жанре детектива: "Правосудие свершилось" (пр. МКФ в Венеции, 1950; пр. МКФ в Зап. Берлине); "Все мы убийцы" (пр. МКФ в Каннах, 1952); "Перед потопом" (пр. МКФ в Каннах, 1954); "Нет дыма без огня" (пр. МКФ в Зап. Берлине, 1973). А неброской, на первый взгляд спокойной, но именно своей простотой и лаконизмом пробирающей до костей антифашистской ленте К. "Переход через Рейн" удалось в 1960 г. одержать верх на МКФ в Венеции над самим Висконти; его "Рокко и его братья" получили специальный приз жюри, тогда как Кайат удостоился главной награды.
"Если бы я упрекнул Кайата в том, что он не делает никаких "выводов", — писал Ф. Трюффо, — он возразил бы мне, что это и не входит в задачу художника; на это я мог бы ответить, что он не художник. Он легко опровергнет это обвинение, потрясая золотыми статуэтками призов, которыми отмечен его творческий путь. Что ж, Андре Кай- ат и в самом деле человек в своем роде очень сильный". Столь двойственное восприятие творчества К., выразившееся в неприятии его критикой, с одной стороны, и зрительским успехом — с другой, да и амбивалентность самого высказывания Трюффо подтверждают, что от К. не столь легко отмахнуться, категорически отнеся его к числу коммерческих режиссеров. Его интерес к глобальным общечеловеческим вопросам, обращение к острым моральным, политическим темам не позволяют этого сделать. Тем более что темы эти остаются актуальными и в наши дни. Другое дело, что, будучи — в прошлом — адвокатом, К. использует вместо привычных художественных назидательно-логические методы, а оставаясь писателем, облекает их в замысловатые драматургические формы. Странно только, что выводов из ловушек, построенных режиссером в его лентах, потребовали не зрители, убежденные, что произведение искусства вовсе и не должно решать проблемы — лишь только поднимать их, а критики.
О. Рейзен
Фильмография: "Лжелюбовница" (Faus- se maitresse, La), 1942; "Пьер и Жан" (Pierre et Jean), "Последнее су" (Dernier sou, Le), "Дамское счастье" (Au bonheur des dames), все — 1943; "Серенада под облаками" (Serenade aux nuages), "Роже- ля-Онт" (Roger la Honte), "Белое чудо" (Merveille blanche, La), все — 1945; "Реванш Роже-ля-Онта" (Revanche de Roger la Honte, La), "Неизвестный певец" (Chanteurinconnu, Le), оба — 1946; "Раскрытые карты" (Dessous des cartes, Le), 1947; "Возвращение к жизни", эпизод "Тетя Эмма" (Retour a la vie, segment Re- tour de Tante Emma, Le), "Веронские любовники" (AmantsdeVerone, Les), оба — 1949; "Правосудие свершилось" (Justice est faite), 1950; "Все мы убийцы" (Nous sommes tous des assassins), 1952; "Перед потопом" (Avant le deluge), 1954; "Черная папка" (Dossier noir, Le), 1955; "Око за око" (Oeil pour oeil), 1957; "У зеркала две стороны1" (Miroir a deux faces, Le), 1958; "Переход через Рейн" (Passage du Rhin, Le), 1960; "Анатомия брака с точки зрения Жан-Марка" (Vie conjugale (Jean Marc), La), "Анатомия брака с точки зрения Франсуаз" (Vie conjugale (Fran§oi- se), La), "Меч и весы" (Glaive et la balance, Le), все — 1963; "Ловушка для Золушки" (Piege pour Cendrillon), 1965; "Профессиональный риск" (Risques du metier, Les), 1967; "Дорога на Катманду" (Che- mins de Katmandou, Les), 1969; "Умереть от любви" (Mourir d'aimer), 1970; "Нет дыма без огня" (II n'y a pas de fumee sans feu), 1972; "Вердикт" (Verdict), 1974; "В интересах государства" (Raison d'Etat, La), "Каждому — свой ад" (A chacun son enfer), оба — 1977; "Любовь под вопросом" (Amour en question, L'), 1978; "Адвокат дьявола" (Avocatsdu diable, Les), 1980.
Библиография: Лепроон П. Современные французские режиссеры. М., 1960; Brau- court G. Andre Cayatte. P., 1969.
КАКОЯННИС МИХАЭЛЬ
(Kakogiannes Mihalis).. Греческий режиссер театра и кино. Родился в Лимасоле на Кипре 11 июня 1922 г. Изучал право в Лондоне, где его застала вторая мировая война. Во время пребывания в Великобритании работал в греческой редакции Би- би-си, учился актерскому ремеслу и режиссуре в школе при театре Олд Вик. Там же дебютировал как актер в 1946 г. С 1951 г. безуспешно пытался найти продюсера для осуществления своих проектов. Оставшись без средств, вернулся в Грецию, где дебютировал как режиссер "розовой" неореалистической комедией "Воскресное пробуждение" (1953), в которой камера впервые в греческом кино вышла из павильонов на городскую натуру. Следующая картина К. "Стелла" (1955), с Мединой Меркури в главной роли, принесла режиссеру "Золотой глобус" американской кинокритики и привлекла к нему внимание голливудских промышленников. Впрочем, у этого успеха была и оборотная сторона: желая понравиться американским зрителям и продюсерам, режиссер снимает одну за другой ряд банальных мелодрам: "Девушка в черном" (1956, пр. "Золотой глобус" американской кинокритики; "Серебряная медаль" на МКФ в Москве), "Последняя ложь" (1958), "Героика" (1959), "Прожигатель жизни" (1960). Однако К. довольно скоро выходит из творческого кризиса, экранизируя еврипидову трагедию "Электра" (1962, пр. жюри за лучшую экранизацию на МКФ в Каннах; номинация на "Оскара", пр. Д. Селзника на МКФ в Западном Берлине; пр. "Фемина" на МКФ в Брюсселе; пр. ФИПРЕССИ на МКФ в Антверпене), положившую начало "античному" циклу его кинематографических трагедий, среди которых "Троянки" (1971)и"И фигениявАвлиде" (1977).
В 1964 г. К. снимает самый знаменитый свой фильм "Грек Зорба" ("Оскары" за операторскую работу, за женскую роль второго плана, лучшему художнику плюс еще четыре номинации) по одноименному роману Н. Казандзакиса с Энтони Куинном в главной роли и музыкой М. Теодоракиса, пантеистический гимн простой и радостной жизни, не зависящей от внешних обстоятельств. После "Зорбы" К. снимает антивоенную ленту "Дены, когда всплыша рыба" (1967), а затем, с большими перерывами, еще три ленты, не имевшие особого успеха: "Сладкая страна" (1986), "Вверх, вниз и вбок" (1993), "Вишневый сад" (1999).
Одновременно К. постоянно работает на драматической и оперной сцене, в Греции и за ее пределами (в Италии, Франции, США, Великобритании). Среди драматических спектаклей: "Ифигении в Авлиде", "Ромео и Джульетта", "Лисистра- та", "Царь Эдип", "Вакханки", мюзикл "Зорба". Среди спектаклей оперных — "Богема", "Травиата", "Ифигении В Авлиде", "Ифигения в Тавриде", "Медея".
К. перевел на греческий язык трагедии Шекспира "Антоний и Клеопатра", "Гамлет" и "Кориолан", а также с древнегреческого "Троян- ки" Еврипида.
М. Черненко
Фильмография: "Воскресное пробуждение" (Kyrikapikoxypnima), 1953; "Стелла" (Stella), 1955; "Девушка в черном" (То koritsi me ta ta mavra), 1956; "Последняя ложь" (Totelefteopsema), 1958; "Героика" (Eroica), 1959; "Прожигатель жизни" (Hameno Kormi), 1960; "Электра", (Electa), 1962; "ГрекЗорба" (Zorbathe Greek), 1964; "День, когда всплыла рыба" (The day the Fish Came Out), 1967; "Троянки" (Troadhes), 1971; "Аттила-74" (Attila'74, док.), 1975; "Ифигения в Авлиде" (Ifigh- enia en Avlidhi), 1977; "Сладкая страна" (Sweet Country), 1986; "Вверх, вниз и вбок" (Up, down and sideways), 1993; "Вишневый сад" (The Cherry Orchard), 1999.
Библиография: Черненко М. Античная трагедия и греческое кино. / Проблемы гуманизма и антигуманизма в современном зарубежном кино. М.: ВНИИК, 1986; Michael Cacoyannis: the films. Athens, 1999.
КАМЕРИНИ МАРИО
(Camerini Mario). Итальянский режиссер. Родился 6 февраля 1895 г. в Риме, умер 5 февраля 1981 г. тамже. В книге "Итальянское кино" Лид- зани написал о нем: "Камерини предоставил Блазетти роль проповедника, а себе выбрал более спокойную, хотя столь же важную роль духовного отца итальянской мелкой буржуазии". В годы первой мировой войны капитан берсальеров, Каме- рини затем изучал юриспруденцию, но бросил это скучное занятие и стал писать сценарии для фильмов своего кузена Аугусто Дженина. В 1923 г. К. дебютировал в немом кино комедией "Жоли, цирковой клоун". С первого фильма К. нашел свою, коммерческую, стезю, сняв немало развлекательных комедий. Но завершение немого периода оказалось совершенно необычным для творчества К.: он снял ленту "Рельсы", которая считается одним из первых реалистических фильмов, на примере двух молодых людей показавших жизнь трудовой Италии 20-х гг. и социальные контрасты. С приходом звука К. продолжал специализироваться на народных комедиях, имевших грандиозный успех. В развлекательных фильмах, порой банальных, а порой просто бездумных, каким-то интуитивным образом режиссеру удавалось сбалансировать реализм, мелодраматизм, сентиментальность и комизм. Они выполняли важную миссию формирования национального характера и именно поэтому до сих пор считаются важной составляющей частью национального кинематографа.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы"
Книги похожие на "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Л. Алова - Режиссерская энциклопедия. Кино Европы"
Отзывы читателей о книге "Режиссерская энциклопедия. Кино Европы", комментарии и мнения людей о произведении.