» » » » Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море


Авторские права

Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издательский дом «Вече», год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море
Рейтинг:
Название:
Борьба за господство на Черном море
Издательство:
Издательский дом «Вече»
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
978-5-9533-5105-8
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Борьба за господство на Черном море"

Описание и краткое содержание "Борьба за господство на Черном море" читать бесплатно онлайн.



Господство на море — один из краеугольных камней сути существования военно-морской силы. Это собственно то, ради чего вообще государство создает и содержит свой военный флот. И здесь не важно, понимается ли под «морем» все океаны Земли или конкретное море или часть этого моря. Главное — в нужной акватории Мирового океана в нужное время страна должна иметь полную свободу действия для решения там своих насущных проблем, как политических, так и экономических или военных, хотя, как правило, все они взаимосвязаны.

В преддверии Великой Отечественной войны только Черноморский из всех советских флотов имел задачу «обеспечить своё господство на театре». Почему только Черноморский? И если уж такая задача перед ним стояла, то как он с ней справился? И вообще — что такое «господство на море»? Ответам на эти вопросы и посвящена данная книга.






В предвоенные и военные годы училища выпускали универсалов — вахтенных начальников. Этого хватало для того, чтобы не только возглавить какое-либо подразделение на корабле, но и сразу стать командиром боевого катера. Однако училище не готовило командиров больших кораблей — и это вполне понятно, так как такой командир должен обладать не только целым комплексом знаний по всем корабельным специальностям, начиная от штурманской и кончая электромеханической, но и иметь определенный практический опыт корабельной службы. Поэтому в ВМФ существуют Высшие специальные офицерские классы. На них в течение года готовят командиров кораблей, а также проходят усовершенствование офицеры-специалисты.

Что касается подготовки командиров, то она заключается не только в изучении устройства, применении оружия и технических средств корабля, но и в освоении корабля как тактической единицы. Последнее требует более углубленного изучения тактики одиночного корабля и их групп. Качество подготовки командиров легко оценить по результативности их кораблей в ходе боевых действий. Примеров в книге приведено достаточно много.

Наконец для углубленной оперативно-тактической подготовки офицеров, предполагаемых на замещение должностей командиров и начальников штабов соединений и объединений флота, офицеров-операторов штабов объединений флота, а также специалистов для различных флотских управлений и учреждений, ВМФ располагал сразу тремя академиями: Военно-морской имени Ворошилова, Военно-морской кораблестроения и вооружения и Военно-морской медицинской. Нас, конечно, прежде всего интересует Академия имени Ворошилова, где готовились потенциальные советские флотоводцы.

Существовала еще одна академия — Академия Генерального штаба РККА. Там готовились военачальники для замещения должностей командующих корпусами, армиями и военными округами, а также офицеры управлений Генерального штаба. Применительно к ВМФ в то время это соответствовало эскадрам, военно-морским базам, флотилиям и флотам. Основная ценность для моряков заключалась в том, что в этой академии они изучали оперативное искусство РККА, обучались организации действий разновидовых группировок, то есть включающих войска, силы и средства сухопутных войск, ВВС и ВМФ.

Сейчас уместно посмотреть, какое образование имели военачальники, о которых идет речь в данной книге.

Начнем с основных должностных лиц, причастных к планированию и проведению операций Черноморского флота: командующие и начальники штабов флота, командующие и командиры основных объединений флота. Кроме этого обратим внимание на личность старшего на театре в 1941 г. — командующего войсками Крыма вице-адмирала Г.И. Левченко.

Как видно из Приложения VI, только Н.Е. Басистый и И.Ф. Голубев-Монаткин закончили Военно-морскую академию, а остальные, включая Г.И. Левченко, — в лучшем случае курсы усовершенствования высшего начальствующего состава (КУВНАС). Любые курсы по углублению имеющихся у человека фундаментальных знаний — это благо, но курсы не могут дать самих фундаментальных знаний, а значит, не могут подменить полноценное обучение в той же Академии. А здесь имел место именно такой случай. Отдельных военачальников, вместо того чтобы послать обучаться в Академию на три года, ускоренно обучали за год, а то и за шесть месяцев. Вместо фундаментальных знаний они получали суррогат; где слушателю все предлагалось принять на веру. В основном на курсах разъяснялись положения статей основных уставных документов, так как далеко не все владели даже понятийным аппаратом военно-морского искусства, то есть терминологией.

Естественен вопрос: а чем вызвана необходимость в таких курсах? Причин, естественно, было несколько — но чаще говорилось, что такое обучение связано с невозможностью отпускать с флота данного очень ценного кадра. И это при том, что, как нам всегда объясняли, незаменимых у нас нет. Применительно к концу 20-х годов все это отчасти имело место, поскольку ВМФ просто захлебывался от недостатка подготовленных руководителей высокого ранга (добавим — пролетарского происхождения). Однако имела место и другая причина — явная неспособность, да и нежелание ряда уже сформировавшихся военачальников освоить полноценный академический курс. Кроме КУВНАС, в Военно-морской академии с 1930 г. учредили Особый курс с двухлетним сроком обучения. Предназначался он для переподготовки командно-политического состава.

А какое образование нужно было бы иметь военачальникам флотского масштаба? Академия Генерального штаба. Именно там обучают применению разновидовых группировок, то есть включающих в себя войска, силы и средства всех видов Вооруженных Сил. А эти знания необходимы не только тем, кто командует подобными группировками, но и тем, кто командует силами в них входящими. Всю войну Черноморский флот находился в оперативном подчинении фронтов, то есть как раз входил составной частью в разновидовую группировку оперативно- стратегического масштаба. Кроме этого нельзя забывать, что военачальники Черноморского флота возглавляли оборонительные районы, которые также являлись разновидовыми группировками, только меньшего масштаба. Кстати, такое же образование, то есть в объеме Академии Генерального штаба, требуется для командующих флотилиями и командиров ВМБ.

А теперь обратим внимание на «академиков». Здесь картина в плане образования также рисуется нерадостная. Не то что Академию Генерального штаба — даже Военно-морскую академию закончил только Н.О. Абрамов. Правда, в ВМА учился и работал еще и А.П. Александров, но у него полностью отсутствовал практический опыт, так что он скорее являлся не военачальником, а просто преподавателем.

К ключевым фигурам в принятии Решений на ведение военных действий нужно отнести также начальников Оперативного отдела О.С. Жуковского и П. А. Мельникова, а также начальника Разведывательного отдела Д.Б. Намгаладзе. Первый и последний по образованию, по опыту службы полностью соответствовали своим должностям. Так что если у них и имелись огрехи в работе (а они были точно, и серьезные), то это уже надо отнести за счет качества обучения. Хуже с П.А. Мельниковым — он не имел ни академического образования, ни опыта штабной службы.

Безусловно, все военачальники, о которых шла речь выше, представься им такая возможность, с удовольствием и своевременно получили бы требуемое образование. То, что у них его не было, не их вина, а их беда. И дело даже не в том, что в то лихое время существовал хронический голод на кадры — бурный рост флота, репрессии, а потому начальники с большой неохотой отпускали учиться наиболее надежных специалистов. То время к тому же отличалось терпимостью к неучам — хотя это по сравнению с началом 20-х годов уже не считалось достоинством. Посмотрите на советских вождей той поры: в большинстве своем они не имели никакого фундаментального образования и ни в коей мере не испытывали от этого какого-либо дискомфорта. Прежде всего ценились идеологическая подкованность, преданность руководству, исполнительность и способность любой ценой выполнить указания сверху.

Армия — это зеркало общества. Все его пороки присущи и ей, только чаще проявляются в специфической форме. Но именно Великая Отечественная война показала, что время самоучек и недоучек безвозвратно прошло. Полководцем или флотоводцем может стать только высокообразованный и высокоэрудированный военачальник. Этому нас учит не только собственный опыт, но и мировая практика. Внимательно прочитайте биографии наиболее ярких иностранных полководцев и флотоводцев Второй мировой войны — иногда создается впечатление, что они только и делали что учились. А у нас через мемуары отечественных военачальников чуть ли не красной линией проходит мысль, что в начале войны воевать мы не умели, потом весь 1942 г. учились и, наконец, к середине 1943 г. научились побеждать.

Во-первых, зачем тогда нужна была вся предвоенная система подготовки, если все равно учились уже на войне? Во-вторых, сколько же людей положили на «фронтовых полигонах», пока начальники научились воевать? Так что многие из тех, кто упоминается в этой книге, были обречены воевать именно так, как воевали, а не лучше — это предел их возможностей.

Наверное, подошло время сделать окончательные выводы из всего вышеизложенного в данной книге.

1. Господство на море — это объективно существующая категория военно-морского искусства. Причем объективны как само ее существование, так и суть.

2. По своей сути господство на море — это не механическое превосходство, а созданная военачальниками совокупность благоприятных условий обстановки, которые не гарантируют, но представляют нам высокие шансы решить поставленную задачу, несмотря на максимально возможное противодействие противника. Сами условия надо создать своими искусными, грамотными действиями, а затем надо не менее искусными действиями реализовать эти самые благоприятные условия.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Борьба за господство на Черном море"

Книги похожие на "Борьба за господство на Черном море" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Платонов

Андрей Платонов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Платонов - Борьба за господство на Черном море"

Отзывы читателей о книге "Борьба за господство на Черном море", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.