» » » » Андрей Платонов - Трагедии Финского залива


Авторские права

Андрей Платонов - Трагедии Финского залива

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Платонов - Трагедии Финского залива" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Платонов - Трагедии Финского залива
Рейтинг:
Название:
Трагедии Финского залива
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
Издательский дом «Вече»
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Трагедии Финского залива"

Описание и краткое содержание "Трагедии Финского залива" читать бесплатно онлайн.



Во второй половине 1941 года Финский залив стал ареной трагических событий. В августе Балтийский флот, потерявший контроль над заливом, совершил трагический прорыв из Таллина в Кронштадт. По своим последствиям он был сравним с поражением при Цусиме. Загнанные противником на свою последнюю базу балтийские моряки выдержали разрушительные удары германской авиации по Кронштадту, провели сложнейшую эвакуацию гарнизона Ханко, а затем пережили страшную блокадную зиму.






Особый интерес представляют результаты работы в предвоенные месяцы радиоразведки. В первой половине 1941 г. она добыла весьма ценные данные, непосредственно или косвенно характеризовавшие мероприятия Германии по подготовке агрессии против СССР. Так, в январе — феврале радиоразведка выявила развертывание новых радиосетей германского флота, в частности, ранее не существовавших радиосетей подводных лодок, торпедных катеров и надводных кораблей в восточной части Балтики, германских ВМС в Финляндии и 16 германских армейских радиостанций вблизи советско-финской границы. Начиная с марта 1941 г., около побережья Советской Латвии радиоразведка систематически обнаруживала работу радиосредств подводных лодок. С апреля и до начала войны регулярно пеленговались радиопередачи гидросамолетов, совершавших разведывательные полеты в средней и северной частях Балтийского моря и в устье Финского залива. В мае радиоразведка установила резкое возрастание интенсивности морских перевозок из Германии в Финляндию. В мае — июне, по данным радиоперехвата и пеленгования, было отмечено прибытие на аэродромы Северной Норвегии германской авиации. Радиопеленгованием установили факт ввода германских подводных лодок в устье Финского залива. В течение января — июня поток передаваемых радиограмм в радиосетях ВМС и ВВС Германии и ее союзников непрерывно нарастал. Однако за несколько суток до нападения интенсивность радиообмена снизилась.

Чтобы как-то подытожить работу информационных органов флота в последние предвоенные дни, приведем выписки из ежедневных оперативных сводок Главного штаба ВМФ по Балтике.

20 июня 1941 г. на 20:00

Корабельные дозоры: Ирбенский пролив — подлодка С-9, тральщик Т-297 («Вирсайтис»); Устье финского залива — подлодка М-96, тральщик Т-216; на подходах к Таллину — сторожевой катер № 131, к Кронштадту — сторожевые катера № 123 и № 124, к Лиепае — сторожевые катера № 214 и № 216.

Воздушная разведка средней части Балтийского моря — 43-я авиационная эскадрилья.

19:06 пять тральщиков на ФВК-12[10] тралили пропуски, из-за плохой видимости в 16:00 траление прекратили.

Линкор «Марат» в охранении сторожевых кораблей «Туча» и «Снег» на переходе Таллин — Кронштадт. 2-й дбтщ[11] перешел из Таллина в Кронштадт. Подлодка М-95 пришла в Ханко. 5-й дивизион миноносцев, подлодка М-90 — боевая подготовка в районе Главной базы. Учебный дивизион подлодок, канонерская лодка «Красное знамя» — боевая подготовка в районе Кронштадта.

Отряд легких сил, 2-й и 6-й дивизионы подлодок — боевая подготовка в Рижском заливе.

Эсминцы «Свирепый» и «Страшный» в обеспечении эсминца «Володарский» — испытания в районе Главной базы.

В иностранных портах 15 судов, на переходе морем 10 советских судов.

Иностранные суда в советских портах: финское в Ленинграде, германское в Вентспилсе.

Погода: ветер норд-вест 3–4 балла, море 2 балла, облачно, температура воздуха +76°.

В дополнительной сводке на 8:00 21 июня сообщается об окончании траления ФВК-12 и о задержании немцами в Данциге парохода «Магнитогорск».

21 июня 1941 г. на 20:00

Корабельные дозоры: Ирбенский пролив — подлодка С-7, тральщик Т-297 («Вирсайтис»); Устье финского залива — подлодка М-99, тральщик Т-216; на подходах к Таллину — сторожевой катер № 141 и тральщик Т-213[12], к Кронштадту — сторожевые катера № 223 и № 224, к Лиепая — сторожевые катера № 214 и № 212.

Воздушная разведка средней части Балтийского моря — 43-я и 15-я авиационные эскадрильи.

Поврежден кабель Шепелевской акустической станции.

Линкор «Марат»; сторожевые корабли «Туча», «Снег», «Штиль»; тральщики Т-203, Т-205 и Т-201 прибыли в Кронштадт.

Тральщик Т-204 на переходе Таллин — Лиепая.

Линкор «Октябрьская революция», эсминцы «К. Маркс» и «Володарский», 2-й дивизион тральщиков — боевая подготовка в районе Главной базы.

Подлодка Л-3 — боевая подготовка в районе Лиепая.

Отряд легких сил в Усть-Двинске.

В иностранных порах 20 судов, на переходе морем 7 советских судов.

Иностранные суда в советских портах: датское в Ленинграде, германское в Вентспилсе[13].

Погода: ветер норд-вест 7 баллов, море 2 балла, облачно, температура воздуха +12°, видимость — 12 миль.

Если судить по количеству иностранных судов в советских портах, обстановка явно не нормальная, но в приведенных оперативных сводках это совершенно не чувствуется. Да, собственно, тут и операторов винить не в чем. Ни воздушная разведка, ни корабельные дозоры ничего подозрительного не заметили, во всяком случае, таких фактов в доступных документах не обнаружено. В эти дни даже не было нарушений нашего воздушного пространства германской авиацией, что ранее случалось неоднократно. И интенсивность радиообмена снизилась. Можно было бы привести разведсводки за последние мирные дни, но и там ничего конкретно настораживающего.

Однако все-таки у Военного совета КБФ явно существовало какое-то предчувствие, а может даже, уверенность в скором начале военных действий. В современной литературе это связывают с обнаружением в ночь на 22 июня постом наблюдения острова Найссар пяти неопознанных целей, шедших из Хельсинки на юго-запад. Время обнаружения в имеющихся документах не зафиксировано, но по косвенным признакам можно считать, что это произошло в районе полуночи. Были и другие обнаружения, о них чуть позже, но все они относятся уже к 22 июня. А оперативную готовность № 1 по устному распоряжению наркома объявили в 23:37 21 июня. Так что вряд ли это напрямую связано с обнаружением неопознанных целей, тем более что информация об этом до Военного совета наверняка дошла только минимум через час, а то и вообще утром.

Но вот что интересно: уже в 0:12 22 июня командующий КБФ срочной радиограммой просит разрешения наркома ВМФ выслать из Кронштадта в Таллин танкер № 11 с 11 000 т мазута из мобзапаса, а также загрузить из мобзапаса находившийся в Лиепае танкер «Железнодорожник» и срочно убрать его оттуда в Усть-Двинск. Такое разрешение было получено в 2:00. Отсюда видно, что и нарком, и командующий КБФ степень угрозы оценивали высоко и принимали явно неординарные решения, за которые в тех условиях можно было понести суровое наказание. Иначе получается, что в ту ночь со стороны некоторых руководителей государства и как минимум ВМФ существовал чуть ли не саботаж установкам партийной верхушки о неприятии каких-либо мер по подготовке к отражению реально существующей угрозы нападения со стороны Германии. Что-то в такое не верится!

А вот еще интересный штрих. Из сравнительно недавно опубликованных оперативных документов ПрибОВО за 18–21 июня 1941 г. выходит, что за четыре дня до начала военных действий войска округа начали развертывание из мест постоянной дислокации по плану прикрытия государственной границы[14]. 21 июня все основные силы ПрибОВО находились в назначенных районах или на подходах к ним, штабы — на замаскированных командных пунктах, как правило, в лесных массивах. Еще 15 июня командующий войсками округа приказал: установить проволочные заграждения перед передним краем полосы обороны; к исходу 19 июня привести в полную боевую готовность противовоздушную оборону округа; к утру 20 июня быть готовыми взять под свой контроль все гражданские узлы связи на территории округа; до 21 июня организовать затемнение Риги, Каунаса, Вильнюса, Лиепаи, Шауляя; самолеты на аэродромах рассредоточить и замаскировать, и так далее, и тому подобное… Анализ документов прямо указывает на то, что, начиная с 18 июня, войска ПрибОВО округа планово готовились к отражению нападения германских войск, причем именно 22 июня. Все это как-то совсем не вяжется с привычным стереотипом застигнутых врасплох, мирно спящих в казармах солдат, разбуженных бомбами и снарядами противника.

Как же увязать вместе все эти факты? С одной стороны, целенаправленная деятельность командующих КБФ и ПрибОВО, а с другой — общепринятое мнение о внезапности нападения противника. Естественно, никакого саботажа указаний Политбюро отдельными советскими руководителями и быть не могло. По-видимому, все-таки постулат о внезапности нападения 22 июня 1941 г. на Советский Союз — это легенда. Она должна была появиться, поскольку очень устраивала всех высших руководителей государства и армии, так как во многом снимает с них ответственность за огромные потери в Великой Отечественной войне. Другое дело — то, о чем знали отдельные высшие партийцы, было совершенно неведомо всему остальному советскому народу. Для абсолютного большинства советских людей, в том числе военных, начало войны 22 июня действительно оказалось полной неожиданностью. Поэтому, что по отношению к одним истина, по отношению к другим — легенда, то есть вымысел.

Действительно, слишком много фактов указывает на то, что нападение Германии на Советский Союз 22 июня не было внезапным ни для руководства страны, ни для командования армией и флотом. И уж тем более сложно считать его неожиданным для Военного совета Краснознаменного Балтийского флота. Ведь еще 19 июня на КБФ вводится готовность № 2. В это же время начинается развертывание войск ПрибОВО, о чем командующий флотом не мог не знать. Буквально на следующий день начинаются вывод наиболее ценных боевых единиц из Лиепаи и даже эвакуация некоторого количества топлива из мобилизационного запаса. Трое суток — вполне достаточное время для усиления всех видов разведки, подготовки сил флота к проведению первоочередных операций, организации всех видов обороны ВМБ. Так что, когда в 23:37 21 июня пришло приказание перевести флот в готовность № 1, практически все уже должно было быть готовым к началу полномасштабных военных действий. И, как показывает анализ дальнейших событий, оно все так и произошло бы…


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Трагедии Финского залива"

Книги похожие на "Трагедии Финского залива" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Платонов

Андрей Платонов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Платонов - Трагедии Финского залива"

Отзывы читателей о книге "Трагедии Финского залива", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.