» » » » Андрей Платонов - Трагедии Финского залива


Авторские права

Андрей Платонов - Трагедии Финского залива

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Платонов - Трагедии Финского залива" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Платонов - Трагедии Финского залива
Рейтинг:
Название:
Трагедии Финского залива
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
Издательский дом «Вече»
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Трагедии Финского залива"

Описание и краткое содержание "Трагедии Финского залива" читать бесплатно онлайн.



Во второй половине 1941 года Финский залив стал ареной трагических событий. В августе Балтийский флот, потерявший контроль над заливом, совершил трагический прорыв из Таллина в Кронштадт. По своим последствиям он был сравним с поражением при Цусиме. Загнанные противником на свою последнюю базу балтийские моряки выдержали разрушительные удары германской авиации по Кронштадту, провели сложнейшую эвакуацию гарнизона Ханко, а затем пережили страшную блокадную зиму.






Таким образом, в начале 20-х чисел августа полностью проявились все основные угрозы коммуникации Таллин — Кронштадт: мины, авиация и артиллерийская батарея на мысе Юминданина. Понятно, что авиация и береговая артиллерия противника находились как бы вневозможностей воздействия Военного совета Краснознаменного Балтийского флота, хотя при остром желании на короткий промежуток времени эти угрозы, по крайней мере, в отношении береговой батареи, можно было нейтрализовать.

С 19-го по 21 августа противник усилил западную часть минного поля примерно на меридиане мыса Юминданина, очевидно, с целью создания подобия минно-артиллерийской позиции. Установленная на этом мысе легкая батарея впервые проявила себя 18 августа, но так как ее огонь оказался недейственным, то в последующие дни немцы установили здесь 170-мм орудия. Но все равно эта батарея оставалась полевой, мало пригодной для ведения огня по подвижным морским целям на больших дальностях. Независимо от этого поставленные 19–21 августа две линии мин И-34 и И-38 и три линии минных защитников, И-36, И-37 и И-39, сами по себе послужили дополнительным препятствием для тральщиков КБФ.

Все это происходило в условиях резкого ухудшения качества дозорной службы. После гибели в ночь на 13 августа тральщика № 41 сторожевые корабли и тральщики больше не высылались в дозор в район Кери — Вайндло. Для усиления наблюдения за зоной фарватеров 10 ТБ-ж и 10 КБ-е с 14 августа в дозоры № 11 (Мохни — Вайндло) и № 12 (Кери — Мохни) высылалось в каждый район по два катера МО, которые в ночное время маневрировали совместно. В Главной базе для поддержки находились в пятнадцатиминутной готовности три катера МО.

Понятно, что два ходящих вместе катера на таких протяженных участках коммуникации, да еще в ночное время, обнаружить противника могли только случайно. И все же такая встреча произошла незадолго до полуночи 21 августа. Находившиеся в дозоре катера МО № 231 и МО № 407 в девяти милях восточнее острова Кери обнаружили два сторожевых корабля и семь катеров противника. Ввиду неравенства сил оба охотника, не отвечая на огонь, под прикрытием дымовой завесы отошли на юго-запад. Причем катера МО противник принял за два сторожевых корабля, якобы безуспешно атаковавших минный заградитель «Cobra», участвовавший в минной постановке. Этой единственной за весь месяц помехи минно-заградительным действиям противника оказалось достаточно для резкого ухудшения качества произведенной в ту же ночь постановки линии И-39, в которой все или почти все буйки минных защитников всплыли на поверхность.

Таков был в общих чертах ход проводок конвоев по морским фарватерам на участке Таллин — Гогланд в период до 20-х чисел августа. Прежде чем подвести некоторые итоги, надо упомянуть еще об одном факте, в определенной мере повлиявшем как на уже происходившие события, так и на последующие. Дело в том, что в связи с начавшимися в ночь на 8 августа по приказанию Верховного главнокомандования налетами дальних бомбардировщиков КБФ на Берлин потребовалась срочная доставка авиабомб из Ораниенбаума в Таллин и далее на Моонзундские острова. Для выполнения этой задачи, каждый раз носившей исключительно спешный характер, привлекались главным образом… базовые тральщики. Они принимали по 15–16 т авиабомб и совершали переходы в Таллин полным семнадцатиузловым ходом.

Опять мы сталкиваемся с, мягко говоря, формальным подходом к выполнению приказаний. Бомбардировки Берлина находились на контроле наркома ВМФ и Ставки. Естественно желание начальников все выполнять неукоснительно, так как в таких случаях спрашивали персонально и начиная «сверху» — то есть в данном случае за срыв налетов первыми отвечали бы члены Военного совета КБФ. Решение об использовании в качестве быстроходных транспортов базовых тральщиков как, говорится, лежало на поверхности, его и приняли. Да, командование флотом прекрасно осознавало, что эти корабли на вес золота, что от них во многом зависит будущее всего Балтийского флота, но… В тот момент главным было доложить, точнее не попасть в доклад за срыв удара по столице Германии. Была ли альтернатива тральщикам? Да, была.

Первая группа в составе Т-204 и Т-215 за отсутствием свободных катеров МО вышла в море без кораблей охранения, не подверглась атакам авиации и днем 19 августа благополучно прибыла в Таллин. Столь же успешным был переход Т-205, Т-210 и Т-217, совершенный 24 августа по фарватерам 10 ТБ-е и 10 ТБ-ж в ранние утренние часы, когда авиация противника еще не проявляла активности.

Третья группа в составе Т-209, Т-214 и Т-206, имея в охранении три катера МО, около 13 часов 24 августа без особых происшествий дошла до траверза мыса Юминданина. Но в 13:15 головной Т-209, шедший примерно в полутора-двух милях впереди двух других тральщиков, при пересечении последней остававшейся еще на пути линии И-82 подорвался на мине и через 3–4 минуты затонул. При взрыве погибли 14 человек. Остальной личный состав подобрали катера МО, из которых один, МО № 131, затем послали в Таллин для скорейшей доставки раненых. Два катера МО продолжали тщательный поиск людей.

Т-214 и Т-206 оставались на месте в течение трех часов, подвергаясь безуспешным налетам авиации противника. Только после встречи с шедшим из Таллина конвоем, в состав которого входил эсминец «Энгельс», движение возобновили, но через несколько минут головной Т-214, пройдя всего полмили, в 16:30 подорвался на мине линии И-38 и через 7–8 минут затонул. Личный состав подобрали катера МО. Оставшийся Т-206 с двумя катерами МО около 19 часов пришел на Таллинский рейд.

Последнюю, четвертую группу в составе Т-203 и «Вистурс» на переходе в Таллин днем 25 августа несколько раз атаковывала авиация противника. При этом из личного состава Т-203 два человека погибли и 10 ранены. Под конец налета в районе острова Кери от близкого взрыва авиабомбы котелки компасов вылетели из нактоузов, и остальную часть пути на Т-203 проделали, руководствуясь «очертаниями островов Аэгна и Найссар». Тральщик «Вистурс» из-за повреждения штуртроса сильно отстал и пришел в Таллин позже.

В общей сложности за период с 11 августа до утра 28 августа по морскому пути Гогланд — Таллин в полосе фарватера 10 ТБ во всех случаях по направлению из Кронштадта в Таллин прошли самостоятельно, без непосредственного противоминного охранения девять базовых и десять тихоходных тральщиков, два буксира и две нефтеналивные баржи — всего 23 корабля и судна, не считая катеров МО, торпедных катеров и проводившихся на буксире моторных ботов. Их осадка была меньше 3 м, то есть меньше заданного углубления мин в ряде заграждений, стоявших в восточной части Юминдского минного поля. Но почти во всех минных заграждениях, поставленных противником в западной его части, заданное углубление мин составляло 1–1,5 м, и именно там были потеряны на минах два базовых и один тихоходный тральщики, а также нефтеналивная баржа.

Вероятность встречи с миной в каждой линии мин в отдельности не превышала 4–9 %, в соответствии с чем во время походов перечисленных выше 23 кораблей и судов теоретически могло произойти не более двух встреч с минами. В действительности таких встреч было вдвое больше, что отчасти можно объяснить совпадением исключительно неблагоприятных случайностей, при котором 24 августа два тральщика, оба при вероятности встречи с миной в одной линии в 5 %, один за другим попали на мины при пересечении двух рядом стоявших заграждений.

Такой же случай произошел 15 августа, когда Т-202, имевший осадку 2,3 м, погиб от последовательных подрывов на двух минах на заграждении И-8, в котором мины ставились на заданное углубление в 3 м. Возможно, что мины, на которых произошли подрывы, действительно имели заданное углубление, но условия пересечения заграждения оказались опасными вследствие развившегося к утру 15 августа волнения. Не менее вероятно, что эти мины стали на углубление меньше заданного подобно тому, как другие мины в этой линии, как уже упоминалось, стали на углубление, по меньшей мере в десять раз превышавшее заданное.

Наличие мелко ставших мин на линии И-8 подтвердилось еще тем, что 23 августа на этой линии подорвался на мине и погиб дозорный катер МО № 203, имевший осадку около одного метра. И августа Т-213 (осадка 2,3 м) также подорвался на мине, углубление которой оказалось меньше заданного.

Здесь уместно сказать, что 17 августа командир бригады траления капитан 3-го ранга Н.А. Мамонтов представил командиру Минной обороны доклад, в котором он указал, что из погибших к тому времени шести базовых и двух тихоходных тральщиков два корабля — Т-212 и «Змей» — подорвались на магнитных минах, а остальные шесть — Т-201, Т-202, Т-208, Т-213, Т-216 и «Петрозаводск» — погибли от подрыва на якорных минах[31], причем, за исключением Т-208, попавшего на заграждение в тихую погоду, прочие пять кораблей подорвались на якорных минах при ветре и на волне свыше 3 баллов. Исходя из этих данных, командир бригады траления предложил:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Трагедии Финского залива"

Книги похожие на "Трагедии Финского залива" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Платонов

Андрей Платонов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Платонов - Трагедии Финского залива"

Отзывы читателей о книге "Трагедии Финского залива", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.