» » » » Андрей Платонов - Трагедии Финского залива


Авторские права

Андрей Платонов - Трагедии Финского залива

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Платонов - Трагедии Финского залива" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 2010. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Платонов - Трагедии Финского залива
Рейтинг:
Название:
Трагедии Финского залива
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2010
ISBN:
Издательский дом «Вече»
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Трагедии Финского залива"

Описание и краткое содержание "Трагедии Финского залива" читать бесплатно онлайн.



Во второй половине 1941 года Финский залив стал ареной трагических событий. В августе Балтийский флот, потерявший контроль над заливом, совершил трагический прорыв из Таллина в Кронштадт. По своим последствиям он был сравним с поражением при Цусиме. Загнанные противником на свою последнюю базу балтийские моряки выдержали разрушительные удары германской авиации по Кронштадту, провели сложнейшую эвакуацию гарнизона Ханко, а затем пережили страшную блокадную зиму.






Руководивший действиями базовых тральщиков командир отряда траления решил с одобрения командующего эскадрой испытать новый походный ордер. Вместо применявшегося ранее строя двойного уступа с параван-тралами применили строй свернутого уступа, потом условно именовавшийся «минным». Этот уступ был «свернут» до такой степени, что по существу мало отличался от строя кильватерной колонны, вследствие чего общая ширина тральной полосы пяти базовых тральщиков не превышала полутора кабельтовых. Зато в случае попадания на плотное заграждение из германских якорных мин ожидалось, что «минный» уступ сократит расход параван-тралов и обеспечит неразрывность тральной полосы в случае потери трала одним из тральщиков, так как перекрывался бы не менее чем одним тралом сзади идущего. Кроме того, уменьшалась опасность от подсеченных мин, так как в общем случае они должны всплывать на кромках или близко к кромкам тральной полосы, тогда как проводившиеся за тралами корабли шли примерно по ее центру.

Однако «минный» уступ обеспечивал безопасную проводку лишь при небольшой длине кильватерной колонны обеспечиваемых кораблей. В данном случае эта длина не должна была превышать семи кабельтовых при общей глубине проходного ордера 19 кб. Фактически, как видно из записанных в навигационных журналах моментов изменения курса, общая глубина строя на переходе колебалась в пределах от 18 до 22 кб. Быстроходность проводившихся кораблей позволила базовым тральщикам идти с наибольшей возможной скоростью с параван-тралами, составившей около 13,5 узлов. При таких условиях ветровой снос почти отсутствовал, так что, хотя кромка протраленной полосы, по обыкновению, ничем не обозначалась, новый походный ордер вроде бы себя оправдывал.

Несмотря на то, что отряд кораблей уже в 20:30 1 ноября обнаружил финский пост на острове Вайндло, до 23:24 ничто не нарушало спокойствие. Однако именно в это время произошел взрыв мины в параван-трале головного Т-210. Через четверть часа в восьми милях северо-восточнее маяка Кери на заграждении И-47 трал того же тральщика повреждается взрывом еще одной мины. За этот промежуток времени тралами двух других тральщиков подсекаются две мины заграждения И-38, прошедшие потом в нескольких метрах от обоих бортов заградителя и эсминцев.

Видимость в ту ночь была настолько хороша, что финны наблюдали наши корабли на расстоянии около 10 миль, в частности в 23:30 с острова Кери. Курс отряда явно указывал на вероятную цель похода — однако противник, получив донесения от своих постов, проявил пассивность. По-видимому, события застали его врасплох.

Около 1:40 2 ноября, когда корабли первого отряда последовательно повернули на курс 225°, никто на них не мог подозревать, что их путь пролег немного восточнее линии минного заграждения И-17 по касательной к ней. «Минный» уступ выстроили вправо, в связи с чем первый взрыв мины произошел в 2:02 в трале концевого Т-215. Затем на протяжении трех миль в течение пятнадцатиминутного промежутка времени произошло еще четыре взрыва, в результате чего перебило тралы Т-207 и Т-217, и с исправным тралом остался один только Т-215.

В этих условиях проводившимся за одним тралом корабли с трудом удерживались в узкой тральной полосе, и в 2:22 при пересечении крайней северной части минного заграждения И-57 в параванный охранитель заградителя «Марти» попала мина. Ее взрывом, происшедшим в семи-восьми метрах от борта корабля, оторвало правый параван и повредило рулевое устройство. Заградитель на несколько минут остановился, походный ордер отряда нарушился. После исправления неисправности на «Марти» дали ход и заменили правый параван. Одновременно поставили новый параван-трал на Т-210.

Около 7 часов отряд, своевременно встреченный военным лоцманом, пришел в ВМБ Ханко. В тот же день, 2 ноября, на корабли приняли свыше 4000 человек из состава войск гарнизона Ханко, и уже вечером первый отряд вышел в море обратными рекомендованными курсами. Исключительно хорошая видимость позволяла проверять счисление по пеленгам на незажженный маяк Юссаре вплоть до 22:20 на расстоянии до 13 миль. Около 22:08 на Т-210 якобы наблюдали две торпеды, прошедшие по носу. Однако по иностранным источникам германские торпедные катера конвой не нашли, а финские подлодки в атаку не выходили.

Пересекая на курсе 45° северную часть заграждения И-57, три тральщика за пятиминутный промежуток времени вытралили несколько мин и при этом потеряли тралы от их взрывов. Кроме этого не менее четырех мин оказались подсеченными, одна из которых прошла потом близко к борту заградителя, а две другие — одновременно немного дальше от другого борта этого корабля. О подсечении мин на тральщиках не знали, так как не заметили их в темноте. А на Т-217, в трале которого в 23:29 взорвалась мина, только около часа ночи 3 ноября при осмотре трала обнаружили, что правый параван отсутствует.

Проводившиеся корабли на этом переходе почему-то растянули строй, так что общая глубина походного ордера, от головного Т-218 до концевого эскадренного миноносца «Славный», достигала трех миль. Несмотря на это, опасный участок, когда с исправными тралами шли только Т-218 и Т-215, миновали благополучно, поскольку заграждение И-17 осталось в стороне от пути отряда. Ко времени поворота на фарватер 10 ТБ-ж поврежденные тралы уже заменили запасными, и все пять тральщиков снова выстроились в «минный» уступ.

На переходе по фарватеру 10 ТБ опять не обошлось без затраливания мин и повреждения тралов. Кроме того, батарея противника, вероятно, получившая с острова Кери сообщение о возвращении отряда, в 2:40 начала обстрел с дистанции около 95 кб, но попаданий не добилась. В это время Т-218, выйдя из колонны, прикрыл заградитель «Марти» дымовой завесой. В 3:37 обстрел прекратился.

В восточной часта Юминданинского минного поля на заграждении И-69 за кормой Т-210 взорвалась мина, захваченная буксиром трала. От близкого взрыва деформировалась кормовая часть корпуса корабля, рулевое устройство получило повреждения, а также сорвался стопор якоря, вследствие чего корабль остался стоять на месте. Подошедший на помощь Т-218 взял Т-210 на буксир, и так как трал Т-207 перед тем был поврежден взрывами двух мин, то проводку кораблей опять продолжали только Т-217 и Т-215. Но их путь пролег в протраленной ранее полосе, и около 8 часов отряд без дальнейших происшествий пришел на рейд Сууркюля. К тому же времени подошли догнавшие отряд Т-218 и Т-210, на котором перешли на ручное управление рулем.

В ночь на 4 ноября первый эшелон гарнизона Ханко доставили в Ленинград. Т-210 остался там в ремонте до 21 ноября, а минный заградитель «Марти» вообще больше не участвовал в походах на Ханко, так как в результате близкого взрыва мины, происшедшего в ночь на 2 ноября в параванном охранителе, сдвинулись с места главные котлы.

Таким образом, поход первого отряда на Ханко прошел успешно — чему, безусловно, способствовала высокая выучка экипажей базовых тральщиков.

Около 0:20 3 ноября, когда возвращавшийся из Ханко первый отряд находился еще в районе маяка Порккала, из Кронштадта к Гогланду вышел второй отряд в составе эскадренных миноносцев «Суровый» и «Сметливый», ледокола «Суур Тылл», базовых тральщиков Т-205, Т-206 и Т-211, а также четырех катеров МО. Вследствие спешной подготовки к походу, на тральщиках не успели принять вторые запасные комплекты параванов и тралящих частей, а на Т-205, на котором перед походом срубили мачты, не оказалось времени для уничтожения и определения девиации магнитных компасов. Сколько бед принесла эта самая спешка в период проводки конвоев между Таллином и Кронштадтом! И вот снова она — как будто только вчера приняли решение на эвакуацию…

На переходе к Гогланду ледокол из-за плохого качества угля сильно отстал, и так как он не мог развивать необходимую для проводки за параван-тралами минимальную двенадцатиузловую скорость, то его от похода отставили. Никакого резерва предусмотрено не было, и таким образом количество возможных эвакуируемых сразу сократилось в несколько раз. В этой ситуации, когда поход становился не только рискованным (запасных тралов нет), но и малоэффективным, его никто не отменил.

В течение дня 3 ноября оба отряда — первый и второй — стояли на якоре на рейде Сууркюля. По приказанию командующего эскадрой Т-207 включили в состав второго отряда в качестве ведущего тральщика, хотя все три комплекта параван-тралов на нем потеряли при проводке первого отряда. Командиру тральщика старшему лейтенанту Шумакову, как старшему в группе, сообщили подробные данные об обстановке — мало прибавившие, впрочем, к тому, что ему самому было известно из личного опыта. Со своей стороны, командир второго отряда, только недавно назначенный начальник штаба эскадры капитан 2-го ранга В.М. Нарыков, инструктируя Шумакова на переход, не дал никаких указаний относительно обхода обнаруженного в районе маяка Порккала минного заграждения И-17.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Трагедии Финского залива"

Книги похожие на "Трагедии Финского залива" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Платонов

Андрей Платонов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Платонов - Трагедии Финского залива"

Отзывы читателей о книге "Трагедии Финского залива", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.