» » » » Лев Гумилев - Эволюция и диссипация


Авторские права

Лев Гумилев - Эволюция и диссипация

Здесь можно скачать бесплатно "Лев Гумилев - Эволюция и диссипация" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 1990. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Эволюция и диссипация
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
1990
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эволюция и диссипация"

Описание и краткое содержание "Эволюция и диссипация" читать бесплатно онлайн.



К статье В.Ю.Ермолаева «Самоорганизация в природе и этногенезе»






Лев Николаевич Гумилев

Эволюция и диссипация

Как известно, география исследует становление поверхности Земли, включающей четыре оболочки: литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу. Сочетание их – результат множества природных и техногенных процессов, создавши и меняющих облик Земли. Именно это сочетание создает ту специфику, которая выделяет географию не как случайный комплекс сведений, а как самостоятельную науку о разнообразии географической среды.

Процессы в географической среде идут в рамках пространственно-временных закономерностей. Поскольку время здесь – обязательный параметр, то любые уточнения хронологии в географических науках небесполезны. Так, историческая геология показывает на изменение внебиологических оболочек Земли, однако даты происшедших изменений рельефа, химического состава атмосферы и гидросферы весьма приблизительны и измеряются геологическими периодами. При изучении биосферы – в палеозоологии и палеоботанике – допуск меньше: мастодонты и махайродусы вымерли в кайнозое. Абсолютную же хронологию с точностью до года дает только изучение антропосферы даже не в голоцене, а в историческом периоде. На этой основе антропогеография показывает последовательность изменений, происшедших за последние 5000 лет. В таком аспекте биосферные процессы следует рассматривать как Мезокосм, лежащий между уровнями Макрокосма (Космоса) и Микрокосма (явлениями атомными и молекулярными). Но как считать планетарное время применительно к биосферным структурам, учитывая сменяемость видов и этносов?

Линейное время без начала и конца весьма удобно для абстрактных построений, но не может отразить разнокачественности возникающих в биосфере систем. И тут мы наталкиваемся на феномен, ранее не учитывающийся и ныне не понятный в должной мере. Законы природы в общих своих формах едины для разных уровней структурной организации материи, хотя и проявляют себя через многообразие. Этот исходный принцип диалектического монизма получил блестящее подтверждение в синергетике и этнологии. Поэтому множества уровней: от атомного и молекулярного (у Пригожина) до популяционного (у автора этих строк). С последним обстоятельством связано и значение общей теории систем для географии. Наблюдаемая в природных процессах вспышка энергии (отрицательной энтропии) и последующей ее растратой представляет собой универсальный механизм взаимодействия системы со средой. Эта универсальность. Доказанная Пригожиным для микрообъектов, в географии описывается как движение на популяционном уровне. Иными словами, и на биосферном уровне развитие осуществляется не эволюционно, а дискретными переходами от равновесия к неравновесию и обратно. Возникающая структура всегда ведет себя иначе, чем прежняя, уже растратившая первоначальный импульс и близкая к неравновесию со средой. Значит, импульс – начало процесса диссипации, ведущей систему к неизбежному распаду.

В связи с этим напрашивается мысль восточной хронософии о цикличности процесса, подобном смене времен года или фаз Луны. Сыма Цянь в I в. до н.э. сформулировал тезис исторического развития так: «Конец и вновь начало». Однако дело обстоит сложнее: цикличности в биосферных процессах (видообразовании, этногенезе) не наблюдается. Обсуждаемый в статье В.Ю.Ермолаева тип взаимодействия отвечает не ритму (повторению), а инерция эксцесса, при котором изменение потенциала описывается сложной кривой подъемов, спадов и зигзагов. Эта кривая сгорающего костра, вянущего листа, взрыва порохового погреба. Разница здесь лишь в продолжительности процесса, а этногенезы длятся 1100 до 1500 лет, если их не нарушают экзогенные воздействия, например геноцид при вторжении иноплеменников или эпидемия.

Но кроме отвергнутых форм движения времени – поступательной и вращательной – есть еще колебательная: затухающее звучание струны после щипка и маятника после толчка. Растрата энергии импульса от сопротивления вмещающей среды и ее рассеивание – это диссипация, которую мы наблюдаем в биосфере Земли. Биоценозы, да и этносы, возникают внезапно, образуют экосистемы и медленно рассеивают биохимическую энергию живого вещества, описанную В.И.Вернадским. В этом аспекте этническая история в отличие от истории социальной, движение коей спонтанно, составляет часть биосферы. И в древности были этносы – творцы антропогенных ландшафтов, ибо руины городов Месопотамии, Египта, Юкатана и курганы Великой степи – это следы былых диссипаций, как пустыни и солончаки, в свое время завершали попытки древних людей бороться с праматерью – биосферой. Победа была недостижима принципиально, ибо лимит диссипации – равновесное состояние этнической системы со средой (гомеостаз), т.е. утрата резистентности, для которой не остается энергетических ресурсов. Вот почему большая часть этносов, живщих и творивших в исторический период, уже не существует. Этносистемы развалились на части, на обломки и на пылинки – т.е. отдельных людей., которые затем интегрировались в новые системы в обновленных ландшафтах с новыми традициями. По сути дела, открытие И.Р.Пригожина есть обоснование принципа защиты окружающей среды, ибо оптимальна дружба с природой, а не победа над ней.

Итак, существуют две эволюции, противоречивые и несовместимые: энтропийная – от сложного к простому (диссипация) и структурная – от простого к сложному (прогресс). Первая касается природных феноменов, гибнущих и обновляющихся вследствие мутаций (толчков), каждый из которых создает неравновесное состояние в среде, неповторимое, и более или менее долговечное. Именно благодаря этим «эволюциям» создалось то великолепное разнообразие географической среды, которое в любой геологической эре оригинально и неповторимо. Однако природные структуры не поддаются длительной эволюции. При упрощении они выделяют свободную энергию, рассеивающуюся в пространстве, а сами аннигилируются, Значит, лимит эволюций природных структур – некрогенез.

В социальной форме движения материи таких ограничений нет. Лимит прогресса неизвестен и вряд ли существует. Лишь сопряженность обеих типов эволюции в процессе линейного времени ограничивает возможности спонтанного движения, направленного в сторону усложнения структур. Но эта проблема лежит за пределами не только географии и этнической истории, но и вообще природоведения. Ее могут решить только философы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эволюция и диссипация"

Книги похожие на "Эволюция и диссипация" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Лев Гумилев

Лев Гумилев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Лев Гумилев - Эволюция и диссипация"

Отзывы читателей о книге "Эволюция и диссипация", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.