Лев Гумилев - Эфталиты и их соседи в IV в.
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Эфталиты и их соседи в IV в."
Описание и краткое содержание "Эфталиты и их соседи в IV в." читать бесплатно онлайн.
Статья посвящена происхождению и истории эфталитов, известных грекам Поздней Античности как "белые хунны" - жителей Памира.
Именно теперь нам необходимы синонимы их названия: 1) белые хунны (византийское) и хуна (индийское) и 2) бади – местное название горных племен Ишкашима. Бади ныне этимологизируется от слова «бад» – ветер[78], но это явное осмысление непонятного чужого слова. Этноним «Бади» и «Байди» мы находим в Западном Китае, причем смысл последнего будет: белые ди, а ди – народность, вошедшая как компонент в состав народа хунну; не отсюда ли «белые хунны»?
Народ ди был не китайским. Себя китайцы в древности называли «черноволосыми», а динлины были белокуры и голубоглазы. Одно из их племен называлось чиди, т. е. красные ди. Тип их, восстановленный на основании сводки сведений, «характеризуется следующими признаками: рост средний, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем на щеках, белокурые волосы, нос, выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза»[79]. Китайцы называли их «рыжеволосые дьяволы».
Выводы Г.Е. Грумм-Гржимайло выдержали испытание временем и 30 лет спустя с некоторыми поправками и оговорками вошли в золотой фонд науки[80]. На основании их восстановлена большая часть истории ранних кочевников и их взаимоотношений с Китаем. Общеизвестными потомками красных ди, т. е. чиди, являются древние уйгуры, которых нельзя смешивать с современными носителями этого имени. На китайском рисунке уйгур изображен «человеком с толстым носом, большими глазами и сильно развитою растительностью на лице и на всем теле, и, между прочим, с бородой, начинавшейся под нижней губой, с пышными усами и густыми бровями»[81]. Ныне потомки их уцелели только в Наньшане – провинции Ганьсу, на своей прародине. «У них нет косоглазия и желтизны в лице»[82]. Тип племен ди характерен также для древних хуннов, лишь позднее вобравших в себя монголоидную примесь. Он характеризуется сочетанием широких скул и выступающего носа. Последний считался даже отличительным признаком хуннов, и когда Ши Минь издал повеление предать смерти до единого хунна в государстве... «погибло много китайцев с возвышенными носами»[83]. Тип этот зафиксирован в барельефе эпохи Хань, изображающем битву хуннов с китайцами[84]. А вот описание типа африди: «Высокие, сильные, но худощавые, с выступающими скулами, с резким профилем и с ресницами, загнутыми вверх. Они отличаются от прочих афганцев»[85]. Совпадение этнонима и физического типа вряд ли может быть случайным.
Но мало этого: совпадают даты изгнания белых ди из Китая и их наличия в Гиндукуше. В числе данников персидской монархии названы апариты[86], которых считают предками африди[87]. Тем самым отметаются все возможности позднего появления африди в Гиндукуше, и это уже третье совпадение. Первоначальное название пришельцев из Китая – бади, можно думать, сохранилось в топониме Бадахшан. Впервые Бадахшан назван в VII в. в описании путешествия Сюань Цзана[88], но В.В. Бартольд указывает, что оно фигурировало и в V в., так как один из эфталитских царей дал области Джирм, Бадахшан и окрестности Болюра в удел своему сыну[89]. Значит, происхождение этого топонима лежит еще древнее.
До 636 г. до н.э. чиди и байди жили рядом в Хэси, но в указанный год были изгнаны китайским князем Вынь-гуном[90]. Дальнейшая история красных ди, т.е. телеских племен, в частности уйгуров, ясна, но куда девались белые? Так как ни на севере, в степи, ни на юге, в Тибете, ни на востоке, в Китае, их определенно не было, то остается искать их на западе, и действительно припамирские бади и африди на склонах Гиндукуша вполне соответствуют типу древних аборигенов Китая, несмотря на примесь черноволосых арийцев средиземноморской и памиро-ферганской рас II порядка.
Опираюсь на прямое указание Прокопия Кесарийского: «Из всех уннов они одни белы телом и не безобразны лицом»[91]. Прокопий хорошо знал кочевых гуннов Причерноморья с их ярко выраженной монголоидностью, которая ему, как и Аммиану Марцеллину и Иордану, представлялась верхом безобразия[92]. Поэтому его замечание особенно ценно, так как он подчеркивает этнические особенности, которые не могут не броситься в глаза. К VI в. вся степная полоса Азии уже была занята монголоидным элементом. Блондины – кыргызы и кипчаки – держались только в Саяно-Алтае и проникнуть оттуда незамеченными на Памир не могли никак, а зафиксированного передвижения не было. Значит, происхождение памирских блондинов надо искать в другое время и в другом месте – таковым окажется Северо-Западный Китай, где в горных пещерах обитали воинственные племена ди, голубоглазые блондины[93].
Однако всего сказанного недостаточно для того, чтобы установить, что эфталиты в узком значении были потомками пришлых байди, а не местным племенем. Этот необходимый корректив вносит синоним – белые хунны (визант.) и хуна (инд.), Это дает основание отождествить эфталитское племя с голубоглазыми блондинами африди и искать их предков среди «рыжих дьяволов» древнего Китая. Теперь мы уже вправе сделать вывод. Итак, горная область Памира и Гиндукуша была населена арийскими племенами индо-иранской группы. В конце VII в, до н.э. к ним пришло светловолосое племя байди с границ Китая, За 800 лет оно акклиматизировалось и отчасти смешалось с туземцами. В Кушанское время, I – II вв., одна из ветвей этого племени, хуа, поселившаяся в долине Ефталь, получила новое имя: йеда (китайское), ефталиты (греческое), хайталь (арабское) от названия долины или от имени первого вождя. В конце IV в, это уже организованное племя, а в начале V в. государство с претензией на гегемонию во Внутренней Азии и Индии. Такое расширение происходит за счет объединения всех горных племен Памира и Гиндукуша, что связано с расширением понятия «эфталит».
Дальнейшее возвышение их в V в, и гибель в VI в. выходят за хронологические рамки данной темы и составят предмет другого исследования. Фундаментом для него будет установление того факта, что эфталиты – это горцы, а отнюдь не степняки, что Согдиану они захватывали, следовательно, с юга и что пришлый компонент сросся с местным задолго до того, как возникла этнополитичсская целостность, называемая ныне эфталиты[94].
Наконец, последний вопрос: куда девались эфталиты, имевшие такое широкое распространение в V – VI вв.? Среднеазиатские эфталиты подверглись тюркскому влиянию[95], индийские – вошли в состав раджпутов[96], а оставшиеся в горах сейчас считают себя афганцами. Как народ они перестали существовать после тюркского погрома 567 г.
Примечания
1
Grishman R. Les Chionites – Hephtalites. Le Caire, 1948, стр. 82
2
Прокопий Кесарийский. История войн римлян с персами. (Пер. С. Дестуниса). СПб, 1876, стр. 20 – 21.
3
Saint-Martin V. de. Les Huns blancs on Ephtalites des historiens bysantins. Paris, 1849.
4
Deguignes. Histoire general des Huns, des Tures, des Mogols et des autres Tartares Occidentaux. Paris, 1756, vol. I, стр. 325 – 326
5
Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена М.-Л., 1950, т. II, стр. 266, 268
6
Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена М.-Л., 1950, т. II, стр. 286
7
Specht. Etudes sur l'Asie Centrale d'apres les historiens chinois. «Journal Asiatique», ser.8, 1883, стр. 349
8
Der Islam. Bd. 35, 1960, стр. 143, 153
9
Chavahhes E. Documents sur les Tou-kiue (Turks) Occidentaux. -»Сборник трудов Орхонской экспедиции», т.IV, СПб., 1903.
10
Parker E. Thousand Years of the Tartars. Shanghai, 1895., стр. 168
11
Hoffmann H. Quellen zur Geshichte der tibetishen Bon-Religion. Wiesbaden. 1950, стр. 211
12
Толстов С.П. Древний Хорезм. М., 1948
13
Maenchen-Helfen O. The Huns and the Hsiung-nu. -Byzantion, American Series, III, vol. XVII, 1925, стр. 688: «Эфталиты, коих нет никакого основания считать тюркским племенем...»
14
Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Л.,1926, т. II, стр. 197 – 198
15
Руденко С.И. Культура населения Горного Алтая в скифское время. М.-Л., 1954., стр. 66
16
Веселовский Н.И. Несколько новых соображений по поводу «пересмотра» вопроса о происхождении гуннов. – «Журнал Министерства народного просвещения» 1882., стр. 100
17
Толстов С.П. По следам древнехорезмийской цивилизации. М.-Л., 1948.
18
Laufer B. Uber ein tibetisches Geschichtswerk der Bonpo. – «T'oung Pao». Leiden, 1901, vol. 2, N 1.
19
Сборник трудов Орхонской экспедиции, Вып.VI, СПб., 1903., стр. 229 – 233
20
Longworth James M. Afganistan. – Encyclopedie de l'Islam. 1913., стр. 99
21
Ta'rikh Nama-i Harat (персидский текст). Calcutta. 1944, стр. 336 – 346
22
Пигулевская Н.В. Сирийские источники по истории народов СССР. М.-Л., 1941., стр. 47 – 51
23
Legge J.A. Record of Buddhistic Kingdoms Being an Account by the Chinese More Fa-hein. Oxford, 1886, стр. 399 – 420
24
«Советская археология» (XX), 1954, стр. 59 – 62
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Эфталиты и их соседи в IV в."
Книги похожие на "Эфталиты и их соседи в IV в." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Лев Гумилев - Эфталиты и их соседи в IV в."
Отзывы читателей о книге "Эфталиты и их соседи в IV в.", комментарии и мнения людей о произведении.