» » » » Юрий Щербатых - Искусство обмана. Популярная энциклопедия


Авторские права

Юрий Щербатых - Искусство обмана. Популярная энциклопедия

Здесь можно купить и скачать "Юрий Щербатых - Искусство обмана. Популярная энциклопедия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая справочная литература, издательство "Эксмо-Пресс", год 2002. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Щербатых - Искусство обмана. Популярная энциклопедия
Рейтинг:
Название:
Искусство обмана. Популярная энциклопедия
Издательство:
неизвестно
Год:
2002
ISBN:
5-04-010386-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Искусство обмана. Популярная энциклопедия"

Описание и краткое содержание "Искусство обмана. Популярная энциклопедия" читать бесплатно онлайн.



Где проходит граница между правдой и ложью?

Может ли ложь быть во благо, а правда во вред? Вся история цивилизации свидетельствует о том, что любая крайность в сфере человеческих взаимоотношений противоестественна и зачастую носители «абсолютной истины» оказываются на поверку гнусными обманщиками.

Да и обман как таковой имеет тысячи разнообразных оттенков — от добродетельного до злонамеренного. Психофизиолог Юрий Щербатых в научно-популярной форме всесторонне анализирует природу обмана, его историю, классификацию и технологию. Обилие примеров и интересных фактов из реальной жизни превращает книгу из увлекательного чтения в практическое пособие повседневной психологической защиты.






«Где-то на Украине», — все, что она могла сказать. Но в доказательство подвига у нее были наградные часы с дарственной гравировкой. Эти часы она показывала секретарю обкома партии. Правда, и часы эти она позабыла взять в Москву из Белгорода. Срочно позвонили в Белгород и приказали явиться в столицу инструктору парашютного спорта вместе с часами.

Наутро приехал видный мужчина, по возрасту годящийся девушке в отцы. Он привез наградные часы с гравировкой. Только вот надпись на них была чуть другая. Обман вскрылся. Оказалось, что у юной «героини» был роман с инструктором. Однажды влюбленные отправились к морю на три недели. На работе же сказали, что едут на соревнования. Для убедительности герой-любовник придумал историю со спасением в воздухе и заказал граверу часы с соответствующей надписью. На родном заводе рассказ о подвиге произвел неизгладимое впечатление. Из заводской газеты информация попала в областную и была замечена корреспондентами центральных газет и ТАСС. Телеграфное агентство распространило весть о «славном подвиге» на всю страну. В итоге рассвирепевший Хрущев снял с работы завотделом информации «Правды»; досталось и другим журналистам, не проверившим факт удивительного спасения в воздухе перед публикацией.

Известный журналист В. Песков, рассказывая об этом случае, отмечает одно обстоятельство, благодаря которому сомнительный факт «геройства» оказался достоянием гласности и был раздут до всесоюзного масштаба. То было время героев, когда экономические стимулы работали очень слабо и только моральный подъем мог возбудить энтузиазм масс. А когда реальных героев не хватало, их приходилось выдумывать. И тогда желаемое выдавали за действительное. Поэтому когда информация Телеграфного агентства достигла редакций газет, они ухватились за нее как за соломинку. Тут было не до проверки. Главное — молодежь получала пример для подражания. Так ложь попадала на страницы газет и в сознание людей.

С точки зрения психологии аналогичная ситуация описана и в комедии Гоголя. Все чиновники во главе с городничим ждали приезда чиновника из столицы — и первый же хоть чуточку похожий человек был принят ими за ревизора. Сходство было одно — Хлестаков тоже прибыл из Петербурга, но остальное дорисовало воображение.

Стоит немного сказать о психофизиологической сути описанных примеров. В физиологии высшей нервной деятельности есть такое понятие, как доминанта. Это стойкий очаг возбуждения, который, раз возникнув в коре больших полушарий, в дальнейшем как бы «притягивает» к себе другие раздражители. Эту закономерность интуитивно используют грабители.

Например, ограбления квартир бизнесменов могут происходить следующим образом: муж утром уходит на работу, через минуту — звонок, жена думает: наверное, Вася что-нибудь забыл, и, не раздумывая, открывает дверь, а на пороге — вооруженные грабители в масках.

Остальное, как говорится, дело техники: золото, бриллианты, валюту, импортную аппаратуру в мешок и ищи ветра в поле. Лучше все-таки, открывая дверь, спросить: «Вась, это ты?», и вещи целее будут, и ваше здоровье не пострадает.

В данном случае после ухода мужа из дома доминантой какое-то время является супруг, и в течение нескольких минут именно с ним и его уходом связаны все мысли, тем более что жизненный опыт указывает на большую вероятность быстрого возвращения из-за забывчивости.

Иногда мошенники сами вызывают у своих потенциальных жертв какую-то сильную потребность и через ее реализацию легко добиваются своих целей. Это прием «вызывания повышенной мотивации». Впервые о конкретном его использовании я услышал около пятнадцати лет назад от знакомого телемастера.

Оказывается, по причине частых перепадов напряжения в нашей электросети в девяти случаях из десяти отказ телерадиоаппаратуры связан с поломкой в блоке питания. Это могут быть нарушение электрического контакта в сетевой вилке, перегорание предохранителя, пробой конденсатора или диода в блоке питания и другие, не столь сложные неприятности, не затрагивающие основную схему телевизора. Поэтому этот мастер, назовем его условно Василий, придя по вызову к клиенту, первым делом осматривал предохранитель и сетевую вилку. Если клиентом была одинокая старушка или домохозяйка, не разбирающаяся в электротехнике, он начинал разыгрывать целый спектакль, направленный на нагнетание психологической атмосферы. Для начала Василий требовал очистить обеденный стол и постелить на него чистую скатерть. Затем он начинал планомерно вытаскивать из телевизора все съемные детали. Радиолампы, съемные блоки, винтики с гайками аккуратно выкладывались рядами перед потрясенной этой процедурой хозяйкой. Вся операция сопровождалась озабоченными комментариями мастера, смысл которых сводился к соболезнованию горю хозяйки, у которой произошел такой сложный и редкий случай поломки телевизора.

Завалив стол деталями, Василий сокрушенно качал головой и говорил, что теперь он отправится на поиски необходимых дорогостоящих комплектующих, которые было трудно найти в эпоху тогдашнего дефицита. Бабулька, перед глазами которой стояли выпотрошенный до основания корпус телевизора и заваленный радиодеталями обеденный стол, начинала слезно упрашивать Василия как-то пособить ей в этом деле. Тот после долгих «размышлений» сообщал, что у него есть нужная деталь, но он уже обещал поставить ее одному клиенту за двадцать рублей. Расстроенная вконец хозяйка предлагала мастеру двадцать пять рублей, и после некоторых колебаний тот соглашался. Он засовывал в телевизор обратно все детали, ставил новый предохранитель (стоимостью двадцать копеек!), и телевизор начинал работать. Избавленная от перспективы обедать на табуретке и смотреть телевизор у соседей, домохозяйка долго благодарила в прихожей своего «спасителя»…

Жестоко, не правда ли? Но таких мошенников полным-полно в реальной жизни, и нужно быть готовыми к их интригам.

Недавно газета «Книжное обозрение» рассказала о случае массового обмана, в котором также был использован прием «повышенной мотивации».

Представьте себе, к примеру, что вы — книголюб, собирающий литературу по какой-то конкретной тематике. Да к тому же живете в провинции, так что вынуждены приобретать книги по почте. Оказывается, в этом случае вы попадаете в «группу риска», так как легко можете стать жертвой обмана со стороны мошеннических фирм. В газете «Книжное обозрение» (№ 19,1997) описан механизм такой махинации. Вот что рассказывает в статье «Бойтесь данайцев, дары приносящих» читатель К. Петренко:

«Занимаясь поиском нужных книг, я веду довольно обширную переписку и получаю книги почтой из разных городов. Не так давно мне пришло извещение на почтовую бандероль с наложенным платежом в 27 000 рублей. Иду на почту, оформляю все как положено, плачу деньги и получаю ее.

Обратный адрес — «Крон-Пресс Сервис» — мне незнаком. Но бандероль получена. Дома раскрываю ее и вижу: книжонка о сексуальном воспитании, брошюра аналогичного содержания и прочая ерунда. На упаковке — наклейка с предупреждением: книги можно вернуть в пятидневный срок. Я «уложился» в трехдневный срок и отправил всю эту продукцию обратно, объяснив в письме, что заказов в «Крон-Пресс Сервисе» не делал, и попросил вернуть деньги. Но оттуда, как говорится, ни ответа ни привета. Видимо, «Крон- Пресс Сервис» действует по принципу: курочка по зернышку клюет и сыта бывает… Данная фирма рассылает залежавшийся товар кому только можно. Кто-то «проглотит» сей «дар» молча, а если и вернут — не беда: можно не отвечать — денежки-то получены. Да и возвращенный товар можно еще кому-нибудь послать — опять прибыль».

Оказалось, что подозрения читателя не были лишены оснований. Спустя некоторое время в газету пришло письмо от другого читателя — Р. Кабирова, в котором тот поделился с редакцией подобными же проблемами:

«Получив извещение о книжной бандероли, я обрадовался, т. к. ждал книги изд-ва «Терра».

Но радость моя оказалась преждевременной. Во-первых, мне прислали книги из издательства «Крон-Пресс», хотя я ничего у них не заказывал. Во-вторых, в бандероли были книги, совершенно мне не нужные. Но это еще не все! Под упаковкой бандероли я обнаружил второй слой упаковки! Эти книги уже однажды посылали. В Рязань! Но жительница Рязани оказалась умнее меня и вернула бандероль нераспечатанной… Потраченных денег — 37 000 рублей — не вернешь, но я хочу предупредить других доверчивых книголюбов: получая бандероль с обратным адресом «Крон-Пресс», будьте особенно бдительны. Иначе окажетесь в таком же глупом положении, как ваш покорный слуга».

Из вышеизложенного хочется сделать вывод: если вас обманули один раз, вынудив купить «кота в мешке», не давайте себя обмануть вторично, отправляя залежавшийся товар обратно мошенникам. Ибо вы не только потратите дополнительные деньги на почтовые услуги, но и дадите возможность «фирмачам» еще раз продать тот же товар, но уже другому человеку.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Искусство обмана. Популярная энциклопедия"

Книги похожие на "Искусство обмана. Популярная энциклопедия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Щербатых

Юрий Щербатых - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Щербатых - Искусство обмана. Популярная энциклопедия"

Отзывы читателей о книге "Искусство обмана. Популярная энциклопедия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.