Роман Пономаренко - 38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги»

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги»"
Описание и краткое содержание "38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги»" читать бесплатно онлайн.
Опыт Второй мировой войны свидетельствует, что офицерский корпус войск СС проявил себя одним из самых эффективных среди армий воюющих сторон. Это не может не вызывать удивление, поскольку войска СС, по сути своей являясь нацистской партийной гвардией, не имели ни истории, ни тем более — традиций. Каким образом в войсках СС удалось добиться такого высокого уровня подготовки офицерского корпуса? Как, где и кем осуществлялась подготовка офицеров? Каким критериям должны были соответствовать потенциальные офицеры? Играла ли нацистская идеология серьезную роль в подготовке эсэсовских офицеров? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в данной книге.
Глава 5
Идеологическое образование. Формирование личности и мировоззрения юнкеров
Пожалуй, этот вопрос один из наиболее актуальных, ведь Вторая мировая война во многом была войной мировоззрений. Идеология играла важную роль для всех воюющих сторон. Кроме того, после войны для многих бывших высокопоставленных офицеров войск СС принадлежность войск СС к организации СС оказалась очень неприятным фактом, настоящим бельмом на глазу. Пытаясь выслужить для себя теплое местечко в послевоенном мире, часть из них заискивающе пыталась отмежевать войска СС как от СС, так и вообще от нацистского режима, пустив в обиход миф о «просто солдатах», не интересующихся политикой и стремящихся выйти из-под юрисдикции СС и оказаться в составе армии, и даже оппозиционно настроенных к высшему руководству.
Одним из составляющих мифа о «солдатах как все» стала и толкование идеологической подготовки в юнкерских школах СС. Практически во всех ветеранских источниках только и пишется о том, что идеологическая подготовка для войск СС была вынужденным шагом, навязанным руководством, принимать и понимать ее никто из солдат войск СС не хотел, и вообще, во всем виноват Гиммлер со своими бредовыми идеями, которого в войсках СС всерьез никто не воспринимал, и «поэтому спроса с нас никакого»[159]. Отметим, что, действительно, некоторая часть офицеров СС, ориентированных сугубо на военную службу, рассматривала занятия по идеологии как обременительный придаток. В 1978 г. один из бывших юнкеров резерва рассказал в интервью об идеологических занятиях в Бад-Тёльце: «Они не имели последствий. Их не слушали с интересом, а просто расценивали как необходимое зло»[160]. Однако, как и всегда, на самом деле действительность оказалась несколько сложнее.
Сразу оговоримся, что за время существования юнкерских школ трактовка названия самого учебного курса «Идеологическое образование» несколько раз изменялась: Политическое обучение — Идеологическое образование — Идеологическое обучение. В целом в мирное время и в первый период войны употреблялся термин «Политическое обучение», а затем название было изменено на «Идеологическое обучение». Формально же все именовали этот предмет просто «Weltanschauung» («Мировоззрение»; сокращенно — WS). Мы же в своей работе касательно учебного курса будем использовать термин «Идеологическое образование», а касательно предмета — термин «Мировоззрение», то есть термины, которые, по нашему мнению, наиболее отражают суть и курса, и предмета.
Место идеологического образованияДля начала отметим, что в Третьем рейхе идеологическое образование (носившее обобщенное название «Weltanschauung») было обязательным для всех формирований немецких вооруженных сил. Факты свидетельствуют, что практически везде идеологический курс состоял прежде всего из таких предметов, как история и нацистское мировоззрение.
Как ни странно, собственно в войсках СС идеологическому обучению отводилось сравнительно небольшое время, как до войны, так и во время, причем даже во фронтовых частях. Хотя следует сказать, что в середине войны, с целью поднять моральный дух войск после поражения под Сталинградом, начальник Главного управления СС Готтлоб Бергер 10 февраля 1943 г. в служебной записке на имя Гиммлера предложил организовать в войсках СС политзанятия, как в Красной армии. Гиммлер довольно быстро отреагировал на это замечание, и уже 24 февраля по войскам СС были отданы соответствующие распоряжения[161]. Однако объем этих занятий в полевых частях войск СС был невелик[162]. То же касалось и юнкерских школ СС. Действительно, на изучение нацистской идеологии в неделю выделялось от четырех до шести часов. На наш взгляд, это объясняется тем, что все попадавшие на обучение юнкера и так уже являлись убежденными национал-социалистами (иначе они бы просто никогда не попали в юнкерскую школу СС), получившими идеологическую подготовку на занятиях в гитлерюгенде, в СС или в частях усиления СС. Поэтому в принципе в юнкерской школе углубленно рассматривались лишь важные для глобального понимания юнкерами сути вещей идеологические вопросы.
Занятие по идеологической подготовке
Интересно, что при этом, как мы уже отмечали, сами по себе идеологические предметы в учебном курсе юнкерских школ, особенно в довоенный период, многим чинам в СС казались скучными и ненужными. Даже директивы Главного управления СС касательно полномочий юнкерских школ признавали эту проблему, но мало что могло быть сделано для преодоления этого восприятия. Частично апатичное отношение юнкеров к изучению идеологических предметов происходило из социологического фактора. В основном курсанты были из сельской местности, после сельских школ, и большинство из них не имели серьезного образования. Было вполне понятно, что они не будут выражать желание сидеть на сухих, долгих, скучных и повторяющихся лекциях по нацистской интерпретации мира. Нужно было что-то менять в самой системе преподавания идеологии, и изменения последовали достаточно быстро.
Прежде всего, это касалось направленности занятий. Дело в том, что в отличие от официальной идеологии НСДАП или даже идеологии Альгемайне СС, идеология, преподаваемая в юнкерской школе, была предназначена стать мотиватором и предлагать молодым людям «активные» решения «неразрешимых проблем». Это исходило из главной задачи юнкерских школ — готовить для Германии будущих лидеров. Даже авторы, стремящиеся отмежевать войска СС от нацистского влияния и идеологии, признают, что, без всякого сомнения, среди преподавателей и курсантов юнкерских школ существовало активное желание расширить и углубить свои знания о фактических, существующих проблемах, понять суть вещей, прояснить исторические и теоретические предпосылки этих проблем и попытаться решить их. Как известно, эсэсовцы воспитывались в духе своей избранности, исключительности и превосходства, не только над другими народами, но и над другими слоями немецкого общества. Все это предусматривало особый тип человека. Кроме этого, среди молодых солдат СС пропагандировались традиции товарищества и корпоративности, что предусматривало соответствующие взаимоотношения внутри подразделений.
Так что вполне естественно, что в СС цель идеологических занятий виделась в создании предварительных условий для воспитания у юнкеров независимости суждений, решительности и откровенности, готовности взять на себя ответственность. Все это осуществлялось в юнкерских школах как вне идеологического образования, так и в его пределах. Идеологические инструкции предлагали юнкерам практические методы для выхода из тяжелого положения, в котором оказалась Германия. Короче говоря, юнкера получали «указание к действию», направленное на решение политических и мировоззренческих задач. Поэтому идеологический курс укреплял у юнкеров уверенность в себе и влиял на их ежедневные поступки.
За отношением юнкеров к идеологическим предметам и «идеологическим фоном» в юнкершафтах внимательно следили. Идеологическая надежность курсантов проверялась не только при поступлении в школу, но и в ходе всего дальнейшего обучения. Для придания большего веса идеологическому образованию оценки по этому предмету на экзамене котировались так же, как и оценки по тактике, несмотря на очевидную разницу часов между этими предметами. Даже выдающиеся достижения в изучении военных предметов не могли заменить или как-то перекрыть неуспеваемость в «мировоззрении», и, если подобная ситуация возникала, то юнкер мог быть отчислен[163].
Не будет преувеличением сказать, что идеологическое образование было не только простым предметом обучения, но и одновременно затрагивало все остальные предметы и образовательные принципы, именно через призму развития личностных качеств юнкеров. Все это придало изучению идеологических предметов большую актуальность.
Успехи такого обучения объяснялись тем, что Гиммлер разумно объединил цели и задачи СС с основными моральными устоями и понятиями чести. Широко отражая националистические лозунги, догматы СС воспитывали романтические «тевтонские», «нордические» или «европейские» идеалы, такие как честь, храбрость на поле боя, чувство товарищества и ответственности, самопожертвование и, если нужно, готовность умереть в бою.
Необходимость воспитывать из юнкеров независимых, самостоятельных людей обусловила формирование абсолютно недогматических подходов. Так, еще до войны, пытаясь поднять престижность идеологических занятий, руководство школы в Бад-Тёльце начало предпринимать достаточно оригинальные шаги. Например, в школу ежемесячно приглашались лекторы из внешних учреждений для чтения специальных лекций, причем сами лекции анонсировались в местной прессе. Администрация школы рассчитывала, что курсанты будут охотнее ходить на такие «гостевые» лекции, тем более что они подавались как важное дополнение к пониманию сути нацистского движения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги»"
Книги похожие на "38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Роман Пономаренко - 38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги»"
Отзывы читателей о книге "38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги»", комментарии и мнения людей о произведении.