» » » » Д Иванов - Виртуализация общества


Авторские права

Д Иванов - Виртуализация общества

Здесь можно скачать бесплатно "Д Иванов - Виртуализация общества" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Виртуализация общества
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Виртуализация общества"

Описание и краткое содержание "Виртуализация общества" читать бесплатно онлайн.








[29]

Наука из занятия одиночек превратилась в функционирование "научного сообщества".

Научные институты сформировались как комплекс норм, которые обеспечивают в представлении людей эпохи Модерн решения проблем открытия истины и повышения квалификации. Базовые элементы этого нормативного комплекса: факт - положение вещей, фиксируемое органами чувств; открытие обнаружение нового положения вещей; исследование - процедура сбора и систематизации фактов; компетентность - обладание "запасом" фактов. Институциональные нормы очевидно ориентируют человека на обладание знанием, которое предстает как реализация в плане науки универсального стремления располагать сущим. Исследовательские и учебные практики, не следующие этим институциональным нормам, квалифицируются как ненаучные, независимо от их содержания и полезности. Тем самым наука конституируется как автономная сфера общества и обособляется от ремесла, коммерции, идеологии, а заодно от паранауки. С окончанием охоты на ведьм в XVII-начале XVIII в. и вплоть до начала эпохи легитимации научной деятельности апелляциями к идеям Свободы и Прогресса занятия алхимией, астрологией, спиритизмом и т.п. никак не отделялись от занятий, ныне квалифицируемых как наука в собственном смысле слова. С превращением же науки в сегмент социальной реальности алхимия, астрология и тому подобные практики оказались не просто антинаучными, но и антиобщественными. Институционализация определила грань между реальностью квантов и нереальностью духов как грань между реальностью социальной структуры и нереальностью, эфемерностью и незначительностью субъективных стремлений индивида.

Основанием процесса овеществления искусства стало превращение произведения как предмета эстетического переживания в художественную ценность. Стремление сделать искусство инструментом просвещения народа и освободить творчество от зависимости от церкви и аристократии - главных заказчиков и высокомерных покровителей художников, поэтов, музыкантов привело к превращению экспонируемости в основной эстетический принцип. В результате, со времени первых выставок импрессионистов произведение перестает быть атрибутом салонного культа красоты, разыгрываемого представителями привилегированных слоев общества, и все более становится виртуозно сработанной вещью, созданной для показа широкой публике. Ценность произведения определяется его культурной, то есть общественной значимостью. Процессы создания и восприятия произведения рационализируются и стандартизируются, превращаясь в процедуры кодировки/декодирования "художественной информации" о ценностях, обозначаемых как "новаторский стиль" или "рост изобразительного мастерства", "свобода самовыражения" или "свободное владение техникой". Превращение произведения в ценность открыло путь к тиражированию его в индустрии массовой

[30]

культуры, которая начала воспроизводить кодированную "художественную информацию", помещая ее на дешевые носители - альбомы фотографий и репродукций, открытки, кинопленку, бумажные и пластиковые пакеты(1). Тиражирование предоставляет практически каждому возможность располагать искусством наряду с другими предметами обихода.

По мере либерализации, демократизации и индустриализации художественного творчества искусство все более институционализируется. В эпоху Модерн художественная презентация (выставка, спектакль, концерт и т.п.) и художественная школа (направление) становятся социальными институтами - универсальными системами ролей "художник-публика" и "мастер-ученик/последователь". Стандартизация, унификация художественных практик посредством институциональных норм стимулирует превращение искусства из таинства общения с музами в художественное предприятие. Эпоха Модерн знаменуется развитием художественной организации. Театр, галерея, филармония - это воплощения системы ролей "художественный руководитель-художественный работник".

Институты в сфере искусства образуют комплекс норм, определяющих способы постановки и решения проблем создания и сохранения художественной ценности. Базовые элементы этого нормативного комплекса: произведение вещь, созерцание которой есть благо; творчество - создание оригинального произведения; вкус - обладание способностью к творчеству/созерцанию.

Деятельность и ее результаты, соответствующие этим нормативным требованиям, расцениваются как принадлежащие сфере искусства. И именно следование институциональным нормам, а не "объективные" свойства вещей и поступков, определяет в конечном итоге, что же есть искусство. Даже полное отсутствие звуков, но в ситуации, когда в филармоническом зале соприсутствуют, с одной стороны - оркестранты на сцене, а с другой стороны публика, может квалифицироваться как музыкальное произведение (опусы Джона Кейджа "4 минуты 33 секунды" и "0 минут 0 секунд"). Даже полное отсутствие изображения, но на холсте, вывешенном для обозрения публики в галерее, может расцениваться как произведение живописи ("Черный квадрат" Казимира Малевича или "Белый свет" Джексона Поллака). Таким образом, искусство - это все те артефакты и социальные технологии, которые воплощают для людей эпохи Модерн решения проблемы доставления эстетического переживания. Располагание сущим, переведенное в план искусства, предстает как обладание художественной ценностью.

Семья как часть институционального строя современного общества сформировалась в результате реализации идей освобождения тела и психики индивида из-под религиозного и кланового контроля

-------------

(1) Об изменении характера искусства в эпоху Модерн см.: Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости, М., 1996.

[31]

за его сексуальным поведением. Импульс эмансипации субъекта желаний и удовольствии, заданный идеями Просвещения (от Руссо до маркиза де Сада), парадоксальным образом привел к тому, что личная жизнь, превратившись в ценность, стала частью жизни общественной, так и не успев стать вполне интимной. Как показал М. Фуко, человек в качестве субъекта сексуальности формируется в XVIII- XIX вв. дискурсивными практиками, продуцируемыми инстанциями власти(1). Дискурс философии, медицины, педагогики, демографии, криминалистики, проникнув в повседневность, "навязал" человеку обладание сексуальностью как материальным атрибутом - психофизической структурой побуждений личности, изначально биологической, но социокультурно формируемой, познаваемой, поддающейся контролю.

В процесс институционально регулируемого воспроизводства и контроля народонаселения в современном обществе (Modern society) человек включается именно как субъект сексуальности - чуткий (прислушивающийся к себе) и ответственный ее носитель. Эра сексуальной свободы наступает в модернизированном обществе в той мере, в какой сексуальность превратилась в своего рода собственность личности. Э. Гидденс артикулировал эту тенденцию, констатировав, что сексуальность стала более управляемой, открытой для разнообразных способов ее формирования, стала потенциальным "достоянием" индивида(2). Современная культура "отпускает" человека в сферу интимного только как уже сформировавшегося субъекта, располагающего собой, своими удовольствиями, своей сексуальной ориентацией, но и проблематизирующего постоянно личную жизнь как использование или наращивание этого потенциального достояния.

С процессом овеществления сексуальности коррелирует вытеснение на протяжении XIX-середины XX в. так называемой большой семьи, объединявшей в единую общность несколько поколений и ветвей родственников, семьей нуклеарной, ядро (нуклеус) которой составляют супружеская пара и их дети. Предназначение нуклеарной, малодетной семьи - социально санкционированный союз разнополых эго, нацеленный на материальную и эмоциональную взаимопомощь и "воспроизводство" потомства. Нуклеарная семья - это институциональная форма воспроизводства сексуальности. В этом ее принципиальное отличие от большой семьи, которая предстает не как ряд специализированных институтов, регулирующих деятельность индивидов наряду с экономическими, политическими и т.д., а как многофункциональный сегмент традиционного общества3. Образующие феномен нуклеарной семьи социальные институты сущест

----------------

(1) Foucault М. Histoire de la sexualite. Т. I: Volonte de savoir. Paris, 1976.

(2) Giddens A. The transformation of intimacy. Cambridge, 1993.

(3) Различие между институциональным типом структуры современного общества и сегментарным типом, характерным для общества традиционного отчетливо провел еще Э. Дюркгейм в трактате "О разделении общественного труда".

[32]

венным образом отличаются от традиционных отношений, обозначаемых теми же терминами. Институт брака служит легитимации различных проявлений сексуальности, превращая взаимоотношения индивидов в систему универсальных ролей "женатый/замужняя-холостяк/незамужняя". Иные аспекты традиционного брака в модернизированном обществе редуцируются. Так брак все более теряет качества межкланового отношения, в которое вовлечены многочисленные родственники и в котором реализуются мотивы вековой дружбы или вражды семей. Одновременно брак утрачивает большинство традиционно присущих ему свойств хозяйственного акта, которым перераспределялись трудовые функции в большой семье, приобретались дополнительные активы и рабочая сила. Изменяются в нуклеарной семье и отношения родства. Интеграция семьи теперь осуществляется на основе гармонии сексуальностей и эмоциональной привязанности. Родство, утратив качества отношений, складывающихся между индивидами под действием традиционной иерархии кровных связей, оформилось в систему универсальных ролей "член семьи-родственник", причем родственники, в противоположность отношениям в большой семье, членами семьи не являются. Члены семьи - это те, чьи отношения формируются в процессе репродукции сексуальности: сексуальные партнеры и их дети. Семейное воспитание также сводится к репродукции сексуальности. В модернизированном обществе, где социализация во все большей мере осуществляется в рамках образовательных и хозяйственных институтов, семейное воспитание превращается в исполнение стандартных ролей в ролевой системе "родители-дети", которая обеспечивает главным образом усвоение стандартов гендерного поведения.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Виртуализация общества"

Книги похожие на "Виртуализация общества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Д Иванов

Д Иванов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Д Иванов - Виртуализация общества"

Отзывы читателей о книге "Виртуализация общества", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.