Никита Кузнецов - Русский флот на чужбине

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русский флот на чужбине"
Описание и краткое содержание "Русский флот на чужбине" читать бесплатно онлайн.
Многие морские офицеры не смогли смириться с гибелью Российской империи. Они прошли через горнило Гражданской войны, не раз стояли перед выбором — жизнь или смерть, принимали неравный бой, умирали, но не изменяли присяге. По-разному сложились их судьбы за границей…
Книга историка Н. Кузнецова повествует о трагических последствиях Гражданской войны, о нелегкой жизни русских моряков в эмиграции, об участии офицеров флота в войнах и конфликтах XX века, их службе в иностранных флотах, культурной жизни многочисленных морских эмигрантских организаций.
Только в середине 1920 г., после приказа генерала Врангеля о возвращении с фронта учащихся, при корпусе удалось образовать «Сводную роту» из двух взводов. В один взвод вошли бывшие кадеты Морского училища, в другой — гардемарины Отдельных гардемаринских классов и гардемарины флота для завершения курса. В Сводной роте насчитывалось около 70 человек, из которых больше половины были уже произведены в офицеры Корпуса по Адмиралтейству или Корабельных офицеров[30], «впредь до выдержания экзамена за полный курс Морского Корпуса», как это говорилось в приказе о производстве. Первоначально гардемарин и строевых начальников корпуса одели в английскую пехотную форму, за что они получили неофициальное название «зеленые гардемарины».
21 октября 1919 г. в стенах корпуса начались занятия. Теоретические занятия, которые в основном велись по программе дореволюционного Морского училища, совмещались со шлюпочной практикой, посещением боевых кораблей. Кроме этого кадеты и гардемарины несли охранную службу. Летом 1920 г. гардемарины проходили плавательную практику на крейсере «Генерал Корнилов», участвовавшем в боевых операциях, линкорах «Генерал Алексеев», «Ростислав» и яхте «Забава». Такая «практика» в боевых условиях дала немало опыта молодым морякам. Занятия в корпусе продолжались вплоть до самой эвакуации Крыма. При эвакуации корпус насчитывал 235 гардемарин, 110 кадет и 17 офицеров-экстернов (то есть лиц, уже имевших офицерские чины). Основная масса воспитанников корпуса получила свидетельства о его окончании уже в Бизерте.
Вкратце рассказав о высших морских учебных заведениях, существовавших в период Гражданской войны, можно отметить следующее: несмотря на тяжелейшие условия, процесс подготовки кадров для флота не прекратился; гардемаринам и кадетам пришлось сочетать учебный процесс с участием в боевых действиях. По свидетельству историка A.M. Бегидова, именно воспитанники военно-учебных заведений оказались наиболее «идеологически надежной» составляющей белых сил в эмиграции.
Помимо учебных заведений, готовивших офицерские кадры, в составе белых флотов существовали различные школы для подготовки специалистов из числа матросов и унтер-офицеров. Наиболее крупными из них были: Машинно-моторная школа Морского ведомства в Томске и радиошкола во Владивостоке.
Машинно-моторная школа образована 25 января 1919 г. приказом по Управлению делами личного состава флота и Морского ведомства правительства Колчака. В ней велась подготовка специалистов для технического обслуживания кораблей Речной боевой флотилии. В школе обучались добровольцы и грамотные солдаты и матросы, владеющие техническими ремеслами или знакомые с двигателями внутреннего сгорания. При школе существовал класс авиационных механиков (открыт 28 марта). 10 июня 1919 г. школу перевели в Омск, а 10 августа 1919 г. ликвидировали.
Радиошкола Морского ведомства создана в начале 1919 г. во Владивостоке. Ее основной задачей являлась подготовка специалистов по радиотелеграфу и электротехнике для кораблей белых флотилий и частей морских стрелков. Комплектовать школу предполагалось добровольцами в возрасте не моложе 18 лет, имеющих среднее образование. Срок обучения планировался 3 месяца, в конце ученики сдавали выпускной экзамен. 50 % лучших учеников на втором месяце обучения выделялись в унтер-офицерский класс. В качестве слушателей к школе могли прикрепляться и офицеры. 7 марта 1919 г. в школе организовали класс мотористов для обслуживания радиотелеграфных установок, а 3 июня — класс минных машинистов. В связи с изменением обстановки на фронте и ликвидацией многих морских частей с 1 октября 1919 г. была ликвидирована и радиошкола. Всего за время своего существования она подготовила 102 радиотелеграфиста, 8 радиотелеграфных офицеров, 15 электриков, 21 моториста, 23 минных машиниста[31].
Различные школы и учебные команды существовали и в составе других белых флотов и флотилий. Их деятельность чрезвычайно затруднялась условиями ведущейся войны, но тем не менее они сыграли важную роль в обеспечении флотилий квалифицированными кадрами.
Подводя итоги беглому обзору действий белых морских частей в период 1917–1922 гг., можно отметить тот факт, что практически во всех операциях на разных театрах Гражданской войны по отношению к действиям сухопутных войск они играли вспомогательную роль. Связано это с разными факторами, зачастую обусловленными местной ситуацией.
Главнейших причин второстепенного значения флота в Гражданской войне можно назвать две. Во-первых, большинство решающих событий разворачивалось на суше. Во-вторых, военно-морское строительство периода Гражданской войны часто имело характер «импровизации». Корабли, многие из которых были переоборудованы из судов гражданского флота, нередко захватывались то одной, то другой стороной. Кроме того, и белые, и красные испытывали постоянную нехватку кадров: первые — квалифицированных матросов-специалистов, вторые — командного состава. Поэтому говорить о крупных боях корабельных соединений в этот период практически не приходится.
Тем не менее большинство моряков белого флота проявило лучшие качества, присущие русским морякам Их корабли покидали Россию с гордо поднятыми Андреевскими флагами.
Глава 3
Африканское солнце Бизерты
Итак, 3 (16)[32] ноября 1920 г. корабли и суда Черноморского флота, вышедшие из портов Крыма, сосредоточились на константинопольском рейде. Начался один из самых драматических эпизодов истории Русского флота — пребывание его на чужбине. Между тем бизертинская эпопея (именно в Бизерте, французском порту на побережье Северной Африки, и нашли последний приют русские корабли) является в тоже время одной из достойных уважения страниц морской истории. Оторванные от дома, терпящие массу лишений, русские моряки смогли сохранить не только дух флота, но и его боевую организацию.
Пребывание флота в Константинополе и переход в Бизерту
Первой задачей флотского и армейского командования по приходе в Константинополь стала разгрузка кораблей от войск и гражданских беженцев. Для более четкого решения этого вопроса главнокомандующий издал приказ о том, кто конкретно из военных и морских чинов может считаться беженцами. В данную категорию вошли:
1. Генералы и адмиралы, не пожелавшие остаться на службе или пожелавшие, но не получившие назначения.
2. Штаб-офицеры, не получившие штатных назначений.
3. Штаб- и обер-офицеры старше 43 лет, не пожелавшие добровольно остаться в составе Русской армии.
4. Штаб-офицеры, обер-офицеры и солдаты, имеющие свидетельства о непригодности к службе (4-я категория).
5. Офицеры независимо от чинов, имеющие специальное, высшее военное и морское образование, не желающие оставаться на должностях рядовых.
6. Лица, имеющие 3-ю категорию непригодности к службе за болезнью и ранением
Кроме того, на кораблях разрешалось оставить только ближайших родственников офицеров и матросов. Всем остальным следовало перейти в категорию беженцев. Лица, не желавшие расставаться с родными, также могли списаться на берег. Довольно большое число офицеров, главным образом семейных, оставило флот. Но это было не столь чувствительно благодаря тому, что после эвакуации резко сократилось число всех штатов и учреждений. Гораздо острее встал вопрос с рядовым составом. Многие корабли ушли из Крыма не до конца укомплектованными, а по прибытии в Константинополь число матросов и унтер-офицеров сократилось еще больше. Из-за этого в Константинополе пришлось набрать в качестве матросов людей, не имевших никакого отношения к флоту и морскому делу и зачастую записывавшихся на корабли лишь для того, чтобы достичь новых мест и там устроиться. Естественно, плавание с такой командой, да еще и на изношенных кораблях, доставляло немало хлопот.
С прибытием эскадры в чужеземные страны происходили дальнейшие изменения. Так, приказом командующего флотом № 11 от 21 ноября 1920 г. Черноморский флот переименовывался в Русскую эскадру, (состав эскадры на момент нахождения в Константинополе см приложение № 4.) Для обслуживания Русской эскадры начальником базы, подчиненным непосредственно командующему эскадрой, был назначен контр-адмирал А.И. Тихменев. Он заведовал всеми видами материального снабжения эскадры, хранившимися на транспорте-мастерской «Кронштадт».
Следующим приказом, выпущенным в тот же день, командующий Русской эскадрой объявил о сокращении и расформировании учреждений бывшего Черноморского флота. Так, сокращался штаб командующего флотом, из учреждений Морского ведомства сохранялись лишь Морской корпус и Морской госпиталь. Также в неприкосновенности осталась организационная структура транспорта-мастерской «Кронштадт». 30 ноября был расформирован Черноморский флотский экипаж.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русский флот на чужбине"
Книги похожие на "Русский флот на чужбине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Никита Кузнецов - Русский флот на чужбине"
Отзывы читателей о книге "Русский флот на чужбине", комментарии и мнения людей о произведении.