» » » » Никита Кузнецов - Русский флот на чужбине


Авторские права

Никита Кузнецов - Русский флот на чужбине

Здесь можно скачать бесплатно "Никита Кузнецов - Русский флот на чужбине" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Никита Кузнецов - Русский флот на чужбине
Рейтинг:
Название:
Русский флот на чужбине
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-9533-2821-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русский флот на чужбине"

Описание и краткое содержание "Русский флот на чужбине" читать бесплатно онлайн.



Многие морские офицеры не смогли смириться с гибелью Российской империи. Они прошли через горнило Гражданской войны, не раз стояли перед выбором — жизнь или смерть, принимали неравный бой, умирали, но не изменяли присяге. По-разному сложились их судьбы за границей…

Книга историка Н. Кузнецова повествует о трагических последствиях Гражданской войны, о нелегкой жизни русских моряков в эмиграции, об участии офицеров флота в войнах и конфликтах XX века, их службе в иностранных флотах, культурной жизни многочисленных морских эмигрантских организаций.






Численность русской морской эмиграции

Как мы уже писали, к 1 января 1918 г. офицерский состав флота насчитывал 8371 человека. В эмиграции из них оказалось около 20–25 %. Примерные статистические данные по судьбам оставшейся части морских офицеров и гражданских чинов флота приведены в первой главе. Сейчас же мы попробуем более тщательно рассмотреть численный состав именно «эмигрантской ветви» русских моряков.

По приблизительным подсчетам, проведенным русским морским агентом в Париже капитаном 1-го ранга В.И. Дмитриевым, на 10 мая 1921 г. за границей находилось 1517 чинов Морского ведомства (1033 офицера флота, из которых 196 мичманов; 165 инженер-механиков; 35 офицеров различных корпусов; 264 офицера по Адмиралтейству; 20 офицеров военного времени) [69]. Эти цифры не отражают общего состава морской эмиграции по многим причинам. Во-первых, часть офицеров покинула Россию в последующий период (после Кронштадтского мятежа, эвакуации Сибирской флотилии и других событий). Во-вторых, однозначно более высоким был процент офицеров военного времени (подобного рода производство получило широкое распространение в период Гражданской войны). В-третьих, некоторое (пусть и весьма небольшое) количество флотских офицеров служило в сухопутных частях белых армий и покинуло Родину вместе с ними. Кроме того, В.И. Дмитриевым не приведены данные по гражданским чинам Морского ведомства, корабельным гардемаринам, гардемаринам, кондукторам, унтер-офицерам и матросам

В самом авторитетном биографическом справочнике по русскому морскому зарубежью — «Мартирологе русской военно-морской эмиграции», изданном в 2001 г. под редакцией В.В. Лобыцына, упоминается 1890 фамилий, большая часть которых принадлежит именно офицерам флота. Необходимо учитывать, что данный мартиролог составлен по материалам изданий, вышедших в период 1920–2000 гг., следовательно, в него также вошли не все скончавшиеся на чужбине моряки, ведь некоторые из представителей флота растворились в эмиграции, не оставив о себе каких-либо документальных следов. Более того, архивные поиски периодически продолжают приносить новые сведения о моряках-эмигрантах. Однако на данном этапе исследований наиболее реалистичными представляются цифры, приведенные нами в начале этого раздела, т. е. около 2000–2500 человек.

Военно-морские эмигрантские организации и их деятельность

С самых первых дней пребывания на чужбине большинство русских людей стремилось объединиться в различного рода группы, организуемые чаще всего по профессиональной принадлежности или национальным признакам. Первоначально целью подобных союзов являлось облегчение выживания в нелегких условиях эмиграции. Моряки, как представители немногочисленной и достаточно «кастовой» части эмигрантов, начали объединяться в первую очередь.

Взяв за основу классификацию военных организаций русского зарубежья, разработанную отечественным ученым В.Ф. Ершовым[70], можно выделить следующие типы морских организаций:

Объединения различных обществ и союзов, координирующие их деятельность.

Региональные морские объединения.

Организации, объединяющие своих членов по территориальному признаку.

Организации, имевшие целью объединение кадров отдельных морских частей или кораблей.

Общества воспитанников морских учебных заведений.

Военно-научные (прежде всего военно-исторические) организации.

Объединения моряков гражданского флота.

Необходимо сказать несколько слов об отличиях морских организаций от их сухопутных «собратьев». Если первичной целью создания большинства армейских объединений, вошедших в образованный в 1924 г. Русский общевоинский Союз (РОВС), было сохранение частей для продолжения борьбы с большевиками (во что безоговорочно верило руководство белых армий), морские организации первоначально создавались прежде всего с целью облегчения выживания в эмиграции и взаимопомощи моряков. Разумеется, данное мнение не означает, что чины флота сразу признали поражение антибольшевистской борьбы и не верили в возможность освобождения России. Многие из них приняли участие в антисоветской деятельности 1920–1940-х гг., а также в боевых действиях антисоветских формирований в годы Второй мировой войны. Более того, вначале на скорейшее возрождение Русского флота надеялся и личный состав Русской эскадры, находившийся в Бизерте. Например, после образования РОВСа одним из заместителей его председателя стал вице-адмирал Кедров.

Думается, отсутствие целенаправленно выраженных идей продолжения Гражданской войны в деятельности морских организаций объясняется тем, что главное оружие флота — корабли — полностью находилось в руках большевиков либо союзников, и поэтому непосредственное участие в планируемых боевых действиях для офицеров и матросов представлялось весьма затруднительным. В дальнейшем, когда руководство антибольшевистских сил убедилось в том, что после признания легитимности советского правительства мировыми державами в ближайшее время продолжение борьбы становится невозможным, оно стало активно заниматься политической деятельностью антикоммунистической направленности. Для морских объединений как в этот период, так и в дальнейшем, основной задачей стало сохранение кадров для будущего русского флота, а также сохранение памяти о его прошлом. Вышесказанное вовсе не означает, что между морскими и армейскими организациями существовал какой-либо антагонизм. Напротив, они весьма тесно сотрудничали друг с другом (в частности — на страницах общеэмигрантских военных изданий).

Стоит отметить еще ряд особенностей морских организаций: многие моряки являлись членами одновременно нескольких объединений (к примеру — местной кают-компании и какого-либо военно-исторического кружка). Более того, после создания двух наиболее крупных организаций — Всезарубежного объединения русских морских организаций и Военно-морского союза (см. ниже) — не возбранялось членство в обоих объединениях (хотя ими руководили разные лица, их цели и задачи оказались абсолютно одинаковыми). С течением времени во многих организациях появились наследственные и почетные члены (ими могли быть потомки моряков и лица, оказывавшие содействие и разделявшие идеи объединений, но к флоту непосредственного отношения не имевшие). Сами морские организации не примыкали к каким-либо политическим или церковным течениям русского зарубежья, однако их члены могли вступать в любые другие партии и союзы (кроме коммунистических) — это, кстати, можно считать еще одним отличием флотских организаций от РОВСа. В целом главными задачами всех русских военных и военно-морских объединений и союзов, возникших за границей, являлись сохранение кадров своих частей и пал!яти об исторической России и борьба разными способами (от идеологической войны до подрывной работы с оружием в руках) с коммунизмом в различных его проявлениях.

Наиболее распространенными формами морских объединений оказались кают-компании, кружки и кассы взаимопомощи. Согласно «Морскому уставу», кают-компания «…есть место соединения офицеров в свободное от служебных занятий время»[71]. Практически в каждом городе, где оказывалось хоть несколько морских офицеров, стали создаваться кают-компании, возглавляемые старшим по чину. Собираясь там, офицеры обсуждали различные вопросы, общались между собой, вместе встречали праздники (самым важным из которых считался день Святого Павла Исповедника — 6 ноября по старому стилю, праздник Морского корпуса). Часто при кают-компаниях создавались кассы взаимопомощи, формируемые из взносов офицеров. Из этих касс оказывалась материальная помощь особенно нуждающимся коллегам (в случае внезапной болезни, безработицы и т. д.), однако они организовывались не только с целью облегчения материальных проблем, но и фактически являлись теми же кают-компаниями. В кружки объединялись чаще всего офицеры одного года выпуска из морских учебных заведений. Как правило, в организации объединялись не менее пяти офицеров флота.

До Второй мировой войны насчитывалось более полусотни морских объединений. После войны, в связи с уходом из жизни многих моряков, их число постепенно сокращалось, и к середине 1960-х г. осталось лишь около десяти организаций с общей численностью 608 человек[72]. Большинство объединений прекратило свою деятельность к 1980-м г. В настоящий момент в Париже существует Морское собрание, куда входят потомки чинов флота. Список основных флотских организаций приведен в приложении № 6.

Как говорилось выше, общеармейское эмигрантское объединение — РОВС — возникло в 1924 г. В этот же период морские офицеры неоднократно высказывали мысли о создании общефлотского союза. Но образовать подобную организацию мешали различные причины. Одна из самых важных заключалась в идеологической плоскости — большинство моряков были монархистами. В эмиграции на роль главы императорского дома претендовал великий князь Кирилл Владимирович, объявивший себя императором всероссийским в 1924 г. и создавший Корпус императорской армии и флота (КИАФ), который должен был стать основой для будущего возрождения вооруженных сил освобожденной от большевиков России. Кроме того, Кирилл Владимирович был моряком и имел чин контр-адмирала, что привлекало к нему многих флотских офицеров.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русский флот на чужбине"

Книги похожие на "Русский флот на чужбине" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Никита Кузнецов

Никита Кузнецов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Никита Кузнецов - Русский флот на чужбине"

Отзывы читателей о книге "Русский флот на чужбине", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.