» » » » Борис Павлов - Айгирская легенда


Авторские права

Борис Павлов - Айгирская легенда

Здесь можно скачать бесплатно "Борис Павлов - Айгирская легенда" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Советская классическая проза, издательство Башкирское книжное издательство, год 1980. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Борис Павлов - Айгирская легенда
Рейтинг:
Название:
Айгирская легенда
Издательство:
Башкирское книжное издательство
Год:
1980
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Айгирская легенда"

Описание и краткое содержание "Айгирская легенда" читать бесплатно онлайн.



Это документальное повествование о строительстве железной дороги Белорецк — Карламан, о человеке труда. У лучших людей трассы, утверждает автор, мужество сплавлено с добротой, любовь к труду с бережным отношением к природе. Писатель не сглаживает трудности, которые приходилось преодолевать строителям, открыто ставит на обсуждение актуальные вопросы планирования, управления производством в их единстве с нравственным микроклиматом в коллективе, заостряет внимание на положительном опыте в идейно-воспитательной работе. Мы строим дороги — мы строим человека, человека будущего. В этом главный лейтмотив произведения.






…Началось все, как это и положено, с ошибки проектировщиков, которая в свою очередь вышла из ошибки изыскателей. Может, это и не ошибка вовсе. Просто недогляд, недочет, издержка. Попробуй, прощупай каждый метр уральского сложного грунта. А тут, на месте будущего котлована, может, нужно было прощупать каждый сантиметр. Для одной трубы много, чести. Когда трубы на каждом почти километре. Итак, в чертежах— чисто. Стали копать котлован — валуны. В одном «каверзном» месте даже монолитная скала. С валунами повозились, но справились, а скала — увольте! На ее место надо кубы ставить. А как! Взрывать ее? Ой-е-ей! Чтобы взорвать такую махину… Тут ничего не останется живого: ни котлована, ни уложенных блоков. Это нереально. Вот если бы раньше, да по проекту, тогда другое дело. И надо же! Бядов доверил такое дело студентам. Тут опять вопрос в зарплату уперся. Труба горела по всем статьям еще до появления тут студентов: вроде как заморозили. График монтажа срывался. Стройматериалы были. Но монтаж вести нельзя — скала. За монтаж зарплата идет, за скалу — нет. Операция эта в смете не отражена, значит, опять… на общественных началах. Кому же охота. Тем более семейным. Тем более высококвалифицированным рабочим. Хоть в инженерном, хоть в материальном, в любом смысле нерационально. Перевели рабочих на другой объект, а сюда — студентов. Ой, рисковал Бядов!

Взяли ребята в руки отбойные молотки. И целую неделю, по десять часов в сутки, в дружном натиске грызли скалу. Как одержимые. Словно в штыковую атаку шли, сомкнувшись плечом к плечу. Если по большому счету, говорит Юра, то да, с корчагинской злостью. Да, с корчагинским вдохновением. Высокие слова? А вы попробуйте сами, как ребята.

А потом поднажали на монтажные работы. Не просто, конечно, «поднажали», а сначала подумали, как быстрее и лучше. И когда подсчитали проценты выполнения плана, то сами себе не поверили: на… 1000 (тысячу!) процентов давали план в те дни. И трубу стали «вытягивать». И план. И стройматериалы тут же «съели», не заметили как. Заказали их снова, но…

Для убедительности Юра набросал на листке в блокноте полную выкладку: количество рабочей силы, механизмов, стройматериалов, а вот часы, дни, нормы. И дал мне для проверки. Арифметика простая. Объем работы, который они выполнили за пять дней силами четырех человек, по нормам должны выполнять девять человек в течение двадцати пяти дней. Значит, в пять раз быстрее уложились. А силой — меньшей в 2,25 раза. 5 помножить на 2,25! — более чем в десять раз перекрыли норму! Юра улыбался, довольный. Убедил?

— А качество? — спросил я.

— Бядов сколько раз проверял! Да и Санкин тут без конца.

Вот почему Санкин прыгал по ступенькам, подолгу стоял на краю котлована.

Вспомнил я, как комиссар отряда Игорь Кривошеев говорил: Юра Смирнов чем бы ни занимался, всегда достигал вершин. Он и в агитбригаде поет (вместе с Игорем и Юрой Леонтьевым). И баскетболист — был в сборной Башкирии. И боксом занимается. И вот делами строительными заправляет.

— Выходит, вы поломали все существующие нормы? — спрашиваю я Юрия Смирнова.

— Нет. Просто… нормы эти занижены в десять раз! Мы же выполнили план монтажа на сто процентов, а не на тысячу!

— Так в чем же дело?

— Дело в том, что нормы эти рассчитаны на… простои. И плохую организацию работ.

А простои да плохая организация работ, продолжал он, расхолаживают. Люди в таком состоянии… тупеют. И сила у них физическая пропадает. И голова не работает. Вот и скиньте энное количество процентов. Ведь правильно говорят, что люди устают не от работы, а от плохой работы и безделья. Они же, студенты, работают еще и весело, с шуточками. Потому-то выполнить план: на тысячу процентов им легче, чем… на сто! Понятно?

— Понятно, да не очень…

Юра Смирнов открывал еще неоткрытые Америки. И скрывались они, оказывается, больше в психологии человека, чем в технологии производства. Хотя то и другое связано. Он решил добить меня окончательно. Говорит, что для них план это не только деньги. Конечно, чем их больше, тем лучше: они реалисты. Но!.. Кроме зарплаты, план для них — это престиж. Если хотите, коллективная совесть. Желание доказать, чего они стоят. Они испытывают прежде всего себя. С Бядовым у них идет спор инженерный. Сначала он их учил, а теперь чуть ли не наоборот.

Мы ударились в область инженерной педагогики и психологии, в неисчерпаемый кладезь человеческого резерва в производстве и строительстве. Кто такой, думал я, студент Юрий Смирнов? Юморист? Мечтатель? А может, научно-технический революционер будущего? Вот, слушаешь его и всему веришь. А потом, на расстоянии, все, что слышал и видел, покажется, ну, в лучшем случае «легендой». Поверят ли?

Санкин стоял на краю котлована и смотрел на часы. Я подошел к нему. Санкин неожиданно спрашивает:

— Можно ли бульдозер вместо подъемного крана использовать?

Я ответил:

— Вряд ли…

— Вот так все считают, а напрасно.

И рассказал, как однажды прислали сюда, на котлован, вместо крана бульдозер. Рабочие ругаются, начальство кроют: как работать? Студенты тоже вначале растерялись. А потом кто-то из отрядных юмористов, может, сам Юра Смирнов, решил немного пофантазировать. Вместо паники — давай изобретать. И что же? Применили бульдозер вместо крана! На разгрузке и монтаже блоков. И задание дневное выполнили. Бядов пришел: как так? Не может быть! Санкин шёпотом говорит ему: «Владимир Иосифович, все привыкли к банальным возможностям техники и не знают всего потенциала. Если кран, то может только поднять и опустить, если бульдозер, то отсыпать и засыпать… А где же элементы инженерной фантазии?» Лекцию, выходит, нравоучительную прочитал. Ну, и как? Бядов — доволен! «Молодцы, ребята! Действуйте в том же духе, крана вам больше не дам! На другом участке нужен!» Значит, на свою голову нафантазировали? Вот и получилось, что «сэкономили» для Бядова целый кран, а сами с носом остались.

17

Едем обратно. Санкин молчал-молчал и разговорился.

Однажды Санкин посетовал: скучно что-то стало в отряде. Сказал комиссару Игорю Кривошееву, может, что-нибудь придумаем веселенькое? Стали вместе фантазировать. Представьте, говорит Санкин, такую картину… Вечер после ужина. Горит костер. Кто-то на гитаре бренчит, в волейбол играют в потемках… Можно представить? Но все чего-то ждут. Мелькают какие-то тени. Кто-то пробежал с красками. А тут несут лохмотья. Что-то готовится заманчивое и веселое, но никто ничего не знает, кроме узкого круга людей во главе с самим Санкиным. И вот всех первогодков по одному пригласили в столовую. То да се, мозги «пудрят», зубы заговаривают, а двери заперли. Долго томили пленников. И наконец стали вызывать по одному. Выведут в темные сени. Двери снова на запор. И раз, мешок на голову! Затолкают в него, а сверху завяжут туго, чтоб не вырвался. Под дикие крики несут «пленника» к костру. Развязав, бросают мешок с «жертвой» на траву. Тот выползает на свет божий и видит: восседают перед ним три «жреца». Размалеванные, разрисованные, вполне настоящие. Вместо стола доска. В доске по два ножа торчат перед каждым «жрецом». Ножи огромные. Кухонные. Ими мясо режут… Три топора воткнуты в чурбаки. А что тут собираются делать? Топоры знакомые, сколько ими дров переколото!.. Вокруг «жрецов» «индианки» крутятся в каком-то невообразимом восточном танце. Лохмотья одежды бросают на костер, вот-вот вспыхнут, подхватив огонь. Лица танцовщиц коричневые, переливаются блеском, словно сливочным маслом намазаны. Неужели сливочным? И не пожалели? На лбу у каждой черные пятна. Брови, подглазья, рот — все обведено черной, красной, белой красками. Глаза сверкают… Конечно, все тут свои. Но попробуй разгляди, кто из них кто. Да и некогда разглядывать. Вооруженная до зубов прислуга «жрецов», человек двенадцать, толпятся за спиной и по бокам, ждут жеста «Главного Жреца». Он сидит в центре, подперев кулаками бедра и выставив голые локти вперед. Жест был сделан: три удара ладонью о ладонь. И возглас-повеление: «Приступить!» Жертву тут же подхватили и потащили к доске, в которой торчало шесть ножей. Бедняга стоял на коленях, начиная потихоньку дрожать от страха и предчувствия… Одна из «индианок» выплыла из темноты и водрузила на доску железную тарелку с большими ломтями хлеба. От хлеба пахло чем-то приторно-едучим. И вот ломоть перед носом: густо намазан горчицей и посыпан черным перцем. Горчицы — в палец толщиной. Студенческой едой называют, но тут явно, перестарались! Холодок по спине пробежал у «пленника». Значит, это первое испытание?.. Прислуга велит отведать восточных пряностей. Проверить человека непосвященного на выносливость в еде и — как следствие — в работе! Какой едок — таков работник! Покажи, отрок, усердие и мастерство! Раз! Мало откусил! Плох работник! Еще кусай! Больше! Вот теперь в самый раз! Прожевал? Проглотил? Кружку с водой тычут — пей: святая! Тут с факелами прибежали, кричат, визжат. Новых испытаний требуют. А сзади кто-то уже перехватил повязкой глаза. И хлоп по лбу ладонью, чем-то намазанной. Хлоп по щекам. Закашлялся испытуемый. Запах горелого, какой-то порошок. Сажа! Снова кружку с водой тычут. Шепчут что-то. Вопросы на смекалку задают. Толкают, что молчишь, отвечай! Да быстрее! Им некогда. У них темп. Свой план. Не ответишь — все придется повторить. Вопросы про лопату и зарплату. Про дожди и грязь. Про любовь к бригадиру. Про уважение к комиссару. Про верность трассе, отряду и особо — командиру. И после — «Клянись, отрок, который посвящается в бойцы, в бойцы студенческого отряда «Сокол» и в бойцы вообще, в Бойцы с большой буквы!» — приходится отвечать: «Клянусь!» «Индианки» и прислуга кричат, поддерживая посвященного: «Клянусь! Клянусь! Клянусь!» И, окропив его святой водой, орут: «Следующий!» Жрецами были — Юра Смирнов, Игорь Кривошеев и он сам, Николай Санкин. Он-то и сидел в центре, разрисованный так, что никто не мог узнать его. И голос изменил. А «индианками» нарядились сестры Оля и Наташа Тарасевич, поварихи, и врач отряда Ляля Хаирова. Костер трещал. Метались тени, стук палками по листам железа, дикие песни и возгласы. Творилось что-то невообразимое.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Айгирская легенда"

Книги похожие на "Айгирская легенда" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Борис Павлов

Борис Павлов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Борис Павлов - Айгирская легенда"

Отзывы читателей о книге "Айгирская легенда", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.