» » » » Андрей Сахаров - Степан Разин


Авторские права

Андрей Сахаров - Степан Разин

Здесь можно скачать бесплатно "Андрей Сахаров - Степан Разин" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство «Молодая гвардия» МОСКВА 1987. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Сахаров - Степан Разин
Рейтинг:
Название:
Степан Разин
Издательство:
«Молодая гвардия» МОСКВА 1987
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Степан Разин"

Описание и краткое содержание "Степан Разин" читать бесплатно онлайн.



Донской атаман Степан Тимофеевич Разин стал любимым героем русского фольклора. Предания о нем живы во многих волжских городах, а песни про Разина до сих пор поются в народе — и о несчастной персидской княжне, которую он безжалостно бросает "в набежавшую волну" ("Из-за острова на стрежень…"), и о заветной разинской думе ("Есть на Волге утес…"). Чем же заслужил это человек, с именем которого связана одна из самых кровавых гражданских войн в истории России — казацко-крестьянское восстание 1670–1671 годов? Кем был он на самом деле? Удачливым атаманом, которому победы настолько вскружили голову, что позволили замахнуться на все Российское царство? Злодеем и бунтовщиком, кровавым убийцей, преданным анафеме Православной церковью? Или борцом за народное счастье, вождем Крестьянской войны, каким описывался Разин в трудах историков и писателей советского времени? Или же выразителем той неизбывной тяги народа к воле, к справедливой жизни, которая на деле оборачивалась кровопролитием и жесточайшими потрясениями российской государственности — что в семнадцатом, что в двадцатом столетиях?

Книга, написанная видным отечественным историком Андреем Николаевичем Сахаровым еще в советские годы, ярко и увлекательно, но вместе с тем точно и достоверно, при строгой опоре на источники, рассказывает о Разине и его последователях и о жизни России «бунташного» XVII века. Новое издание книги существенно дополнено автором.






С 1639 года над Азовом стали сгущаться тучи. Султан замирил Венецию, захватил Багдад. В побережные города — Керчь, Кафу, Тамань — паши турецкие слали боевые припасы, сюда же подходили отборные части янычаров, подтягивался турецкий флот. Казаки готовились к осаде, запасали порох, делали пули, чистили пушки, жгли кругом города, вдоль рек и речек траву, чтобы лишить корма татарских коней.

В январе 1641 года хан пришел под Азов, но крепость выстояла. А в апреле из южнорусских городов прибыло давно жданное государево жалованье — четыре тысячи четвертей муки ржаной, одна тысяча четвертей крупы овсяной, толокно, сухари и восемь тысяч рублей деньгами. Подтягивались к Азову и люди. Стрельцов Москва попридерживала, а вольным и охочим людям не препятствовала. Усиливался Азов. И только когда в июне 1641 года появился под городом посланный султаном Гусейн-паша с несметной ратью, с наимощнейшим флотом в 180 больших и 90 малых судов, казаки приуныли.

Прервали турки пути от Азова к казачьим городкам и станицам. Мужья остались в крепости, а жены и дети разбрелись по своим дворам. Тревога разлилась тогда по донским местам. Приуныли и ребятишки, приостановили свои игры. Иван уже порывался вместе с другими подростками уйти под Азов, но старшие не пустили.

Подрос и Стенька. Ему шел двенадцатый год. Москва, Азов, турецкий султан, крымцы — все это прочно запоминал маленький казак. Крепко запомнил Степан и казацкое мужество под Азовом. Каждый добрый казак с гордостью потом рассказывал, как ответили донцы на предложение Гусейна-паши о сдаче: «Знакомы уж вы нам! Ждали мы вас, гостей под Азов город дни многая. Где только ваш Ибрагим турский царь ум свой дел? Или у него, царя, не стало за морем злата и сребра, что он прислал по нас, казаков, для кровавых казачьих зипунов. И то вам, туркам, самим давно ведомо, что с нас по сию пору никто наших зипунов даром не имывал с плеч наших. Не запустеет Дон головами нашими. А нас, казаков, от веку никто в осаде живых не имывал».

С болью сердечной передавали по станицам и слова, сказанные туркам в ответ на то, что бросила казаков Москва: «А нас на Руси не почитают и за пса смердящего. Отбегаем мы из того государства Московского из работы вечныя, из холопства невольного, от бояр и от дворян государевых. Кому об нас там потужить?»

Слушал маленький Стенька, как честили казаки московских бояр, воевод да лукавых дьяков, которым только нужно было, чтобы обороняли казаки государеву московскую украйну.

Турки обложили Азов со всех сторон, разбили из тяжелых пушек башни и стены, кинулись на приступ, но казаки не отступили. Отсидевшись во время пушечной пальбы в заранее вырытых землянках и шанцах, они схватились врукопашную, отстояли крепость.

Сколько хитростей применили в те дни казаки! Они провели встречные подкопы и взорвали под землей турецкие мины, постоянными вылазками сбивали турецкие остроги, возведенные вокруг города, отбивали бесчисленные приступы турецких войск. И хотя окружен был город со всех сторон, умели-таки казаки с Дона пробираться к осажденным: подплывали к городу под водой, держа на поверхности лишь камышовые трубки, через которые и дышали. Оружие и одежду сохраняли при этом в кожаных непромокаемых мешках.

Несколько месяцев держались казаки, поражая своим мужеством и турок, и всех, кто ведал об этом неравном противоборстве. Казаки слезно просили государя взять крепость под свою высокую руку, но не готова была Москва к борьбе за выход к берегам южных морей, хотя и задыхалась Россия без балтийских и черноморских портов, в своем сухопутье.

В эти дни напрягало все силы Российское государство, старалось закончить большое дело, начатое еще при великом князе Иване III, — вернуть под свою руку исконные русские земли со Смоленском и Киевом.

А взять Азов означало ненужную в те дни войну с Турцией. Прахом могли пойти плоды трудных, но победных походов в польской войне, изощренных и настойчивых усилий московских послов и посланников в Вене и Стокгольме, Стамбуле и Лондоне, в Венеции и Бранденбурге.

27 апреля 1642 года царь приказал казакам покинуть Азов. 28 мая царская грамота была зачитана на Войсковом круге. Казаки взорвали остатки азовских укреплений и вернулись в свои городки.

Израненный и истомленный, вошел в свой дом Тимофей Разя. Вернулся и Корнило Яковлев, дорогой кум.

Долго после этого сидели казаки по своим дворам. Азовская осада отняла много сил. Но многому и научила она казаков.

Каждый азовский сиделец стал на Дону героем. Подрастающим казакам было с кого брать пример. Сыновья Тимофея, как и другие казацкие дети, мыслили поддержать славу своих отцов и дедов, добытую под Азовом.

МИР ПОСМОТРЕТЬ

В 1650 году умер старый казак Тимофей Разя. В последний путь провожали его и старые казаки, друзья и молодые сверстники Ивана и Степана. Подросли сыновья. Иван уже не раз ходил в походы и удивлял казаков своей не по годам рассудительностью, неторопливостью, основательностью. А двадцатилетний Стенька был горяч и пылок без меры. Нрав у Степана Разина складывался крутой, резкий и смелый. Отличался Стенька неуемной гордостью и большим озорством.

В первом же походе к турецким берегам показал он себя казаком смелым до крайности, но диким и необузданным. Удивлялись донцы, глядя на него в бою, — ни врагов, ни себя не щадил Степан. А по приходе в родные места часто уходил Степан погулять по верховым городкам, встречался там со всякими людьми. Пропадал иногда надолго. «Ох, темный будет казак Стенька, непонятный», — говорили про него домовитые. И вправду, отстал Степан от отцовских занятий, торговлишкой не промышлял, деньги не копил, не прятал, все хозяйство переложил на старшего брата, много ходил по донской земле, был и в Черкасске, бродил и по станицам. Но особенно любил верховые городки. Вольно ему там было и просторно. Не было рядом ни круга, ни грозного окрика войскового атамана. Многие уже знали Степана, смотрели на его жизнь кто с опаской, кто с одобрением.

Но, видно, тесно уже становилось Степану Разину на Дону, тянуло мир посмотреть. Велика и пространна была Россия, и неведома для него. Осенью 1652 года Степан явился к войсковому атаману и подал ему челобитную. Просил Степан отпустить его из пределов Войска Донского на богомолье в далекий Соловецкий монастырь, что стоял на острове Белого моря. Писал Стенька, что обещались они еще с отцом, Тимофеем Разей, сходить к святым угодникам Савватию и Зосиме помолиться, принести свои грехи на суд святых отцов. Но по божьему изволенью не стало отца, и теперь он, Степан, должен исполнить отцову волю, помолиться за упокой души Тимофея Рази, поставить свечку перед святыми мощами.

Знал атаман, что Степан в вере нетверд, кое-кто даже стыдил его за богохульство, но отказать Разину не было причины, потому что просьба его была вполне обыденная: каждый год уходили казаки на богомолье, выполняли взятые обеты, брели вместе с другими богомольцами по русским весям и градам, отбивали поклоны в прославленных своими чудесами монастырях — у святого Сергия, на Белоозере, у Савватия и Зосимы на Соловках, у Антония Сийского; постились в далеких лесных пустыньках, навещали святых старцев в лесных чащобах, ставили свечки в одиноких придорожных часовнях. Но подозревал атаман, что не молиться шел Степан Разин — больно уж дерзок, суетлив и любопытен он был для этого.

Через всю Россию, от верховьев Дона до Москвы и дальше по русским городам и селам, прошел Степан Разин где пешком, где на подводах и санях. Ночевал в деревнях по избам, на съезжих дворах. По городам находились и свои люди, принимали богомольца.

Долгие месяцы провел Разин в странствии. Потом вернулся на Дон. Многое мог теперь порассказать он и станичникам, и казацкой старшине о жизни московской, о людских мыслях и делах. Говорил Стенька убежденно и горячо.

Он увидел московский мир и богатым и нищим, могучим и слабым, но прежде всего жестоким и неправедным. Быстро устраивалось и богатело Русское государство, уходили в прошлое разорения минувших лет. Отстраивались деревни, росли города, торговые пути крепче прежнего стягивали между собой уезды и волости. Быстро поднималась к силе и славе молодая помещичья поросль, сильно окрепшая при первых Романовых. Помещики требовали земель, крестьян, льгот, все чаще поднимали они руку на монастырские и боярские вотчины; поместное землевладение широко разливалось к югу и юго-востоку от Москвы. Помещичьи порядки утвердились в уездах Тамбовском, Шацком, Пензенском, Козловском, Симбирском и иных. Плодородная землица прочно переходила в руки помещиков, а вместе с землей и черные крестьяне.[13] Кое-где ненасытные помещичьи руки протянулась и к землям окрестных поволжских народов — мордвы, черемисов, чувашей, татар.

Яростно принимало крестьянство новые порядки Бунтовало, устраивало скопы, запахивало помещичьи межи, сбивало рубежные знамена.[14] И тогда свистел кнут по крестьянским спинам, тянулись колодники на сыск в земские избы, чинилась быстрая и суровая воеводская расправа.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Степан Разин"

Книги похожие на "Степан Разин" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Сахаров

Андрей Сахаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Сахаров - Степан Разин"

Отзывы читателей о книге "Степан Разин", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.