» » » » Владимир Бацалев - Загадки древних времен


Авторские права

Владимир Бацалев - Загадки древних времен

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Бацалев - Загадки древних времен" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Вече, год 2001. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Бацалев - Загадки  древних времен
Рейтинг:
Название:
Загадки древних времен
Издательство:
Вече
Жанр:
Год:
2001
ISBN:
5-7838-0642-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Загадки древних времен"

Описание и краткое содержание "Загадки древних времен" читать бесплатно онлайн.



На протяжении всей истории человек пристально вглядывался в свое прошлое, стараясь разгадать его тайны. О загадках древних времен повествует последняя книга замечательного историка и публициста Владимира Бацалева. Читатель этой книги прикоснется к тайнам египетских фараонов, Троянской войны, Стоунхенджа, сокровищ майя и кладов русской земли…

Счастливого плавания по увлекательной реке времен.






Зато известно, что не раз защитники Чуфут-Кале отбрасывали от своих стен генуэзцев и турок. Для крымских ханов из династии Гиреев караимы были «тарха-нагли», то есть независимьми вассалами, хранившими свои законы и обычаи и не платившими налогов. О своей независимости они тоже заботились сами, никого не зовя на помощь.

В легендах Крыма запечатлелись эпизоды участия в битвах женщин при осадах Чуфут-Кале (по татарскому обычаю, все они жили в гаремах). Мать убитого сына принесла к крепостной стене корзины, обмазанные глиной, в которых разводила пчел, и бросила во врагов. Другие женщины обливали нападавших кипящей смолой, но в этом они были не оригинальны. Среди замечательных памятников Чуфут-Кале сохранился находящийся в крепости мавзолей дочери Тохтамыша Ненекеджан-ханым, которая тоже защищала крепость. В Чуфут-Кале дочь хана оказалась то ли из-за болезни в надежде на целительный воздух этих мест, то ли сосланной из-за недозволенной любви. Но и она оказалась женщиной-воином. Она возглавляла гарнизон и была убита неприятельским всадником. На месте гибели дочери хан и приказал ее похоронить. По другой версии, дочь, спасаясь от гнева отца, заставшего ее с возлюбленным, бросилась в пропасть. Ее мавзолей на восьмигранной платформе от обычных мусульманских отличает прекрасный памятник внутри мавзолея. На нем арабская надпись:

«Это гробница знаменитой государыни Ненекеджан-ханым, дочери золотоордынского хана Тохтамыша, скончавшейся в месяце рамазан 841 (1437) года».

Возможно, что одной из жен Тохтамыша была караимка. Еще одна мудрая караимская красавица прославилась тем, что, видя, как иссякают силы защитников крепости, предложила открыть ворота и позвать врагов на пир. Блюда караимов славились отменным вкусом. Под приветливые слова аксакалов и ослепительные улыбки девушек бывшие враги объедались пирогами из пресного теста с рубленой бараниной (свинины и конины караимы не ели) и спелыми вишнями, пельменями в бульоне с томатом, перцем и помидорами, фаршированными мясом и рисом, голубцами в виноградных листьях, приправленных катыком, сластями из грецких орехов и изюма, вареньем из розовых лепестков, лилий и кизила. Запивая, конечно, крымским сухим вином и бузой. Эта восточная легенда не имеет ни тюркских, ни еврейских аналогов. Она чисто караимская.

Крепость всегда была на запоре, открывалась только для выезжавших поодиночке верхом «коробейников» — караимы торговали по всему Крыму. Их называли кырджи — удальцы: только очень смелые люди могли разъезжать по горам, степям и селениям Крыма в одиночку. Кырджи обменивали товары на хлеб и сырье для своих ремесел. Сами же они предлагали сафьян, конскую упряжь и выплавленную из меди, бронзы и олова посуду. Важным товаром была соль — караимы держали солеварни. О гончарном промысле в крепости ничто не напоминает. Зато стена возле крепостных ворот доныне осталась почерневшей, с оплавленными камнями и осыпавшимися пазами — там была городская металлоплавильня. В Чуфут-Кале был единственный в Крыму монетный двор крымских ханов. Чеканилась серебряная монета с большой добавкой меди. Татары называли ее «гнилая деньга». Кроме монетного двора в Чуфут-Кале хранилась и ханская казна: караимы славились своей честностью. Вероятно, и вся казна крымских ханов какой-то период хранилась в Чуфут-Кале; в ином случае не обошлось бы без татарского гарнизона. Впрочем, вопреки свидетельству турецкого путешественника, татары в крепости, возможно, были, некоторые археологи развалины одного из городских зданий считают мечетью. И тем не менее именно караимы держали руку на пульсе ханской казны. И в то же время — нет легенд о кладах в самом Чуфут-Кале, обычно волнующих воображение разбойников, не попадались они и археологам. Зато немало свидетельств, что неприступная крепость была ханской тюрьмой для «привилегированных» пленников. Где находилась тюрьма, не установлено. Но она была. В Чуфут-Кале томились в оковах русский посол Айтемиров, воевода Шереметев, литовский посол Лев, любимец Ивана Грозного Василий Грязной, гетман Потоцкий, князь Ромодановский. Известен интересный инцидент, который произошел между караимами и крымским ханом. На молитвеннике, изданном в Венеции в XVI веке, есть приписка на караимском языке, в которой говорится, что Крымский хан хотел доверить караимам заложника — казака Тимоша, сына Богдана Хмельницкого.

«Когда мы с поклоном сообщили, что не будем держать его у себя, Суюн-ага, разгорячившись, сказал: „Вы не боитесь приказа Высокого хана — топчите его, бросив на землю. Вы идете против его величества. Так знайте, что топор коснется „Балта тиймез““. Рассердившись, он уехал.

Джамат этим очень опечалился. После этого старик эрби-ага (священник), Ходжи-ага и Тохтамыш-ага, сев на коней, догнали Суюн-агу в Салачике и сказали ему: „О Суюн-ага, мы ведь с этим русским „канлы“ (то есть между нами имеется неотомщенная кровь). Если наши джигиты придерутся к сыну гяура Тимошу, то может пролиться кровь“. После того как объяснено было это опасение, сердце Суюн-аги успокоилось и злость прошла, тогда он сказал: „Ждите, я передам хану Бабаю“. Мы ждали три дня и три ночи, после чего его величество передало через чауша (чиновника) Дивана из Качинского дворца радостную весть: „Если жители Кале „канлы“, то пусть казак Тимоша будет находиться в армянской слободе“.

Джамат очень обрадовался, старик эрби прочел молитву Тенгри (верховному богу тюрков), что избавились от великой заботы и тяжкой беды. Вражий сын, проклятый Тимоша, остался в доме Аветик. Тенгри дает помощь народу своему и благословляет народ свой».

Еще одно жители Чуфут-Кале делали лучше всех в Крыму: обменивали пленных; владея библейским языком, они общались с тюркскими народами на их собственных наречиях, поскольку караимский (хазарский) язык больше других сохранил общую изначальную древнеалтайскую лексику.

Караимы в крепости жили богато, но в постоянной опасности. Может быть, это заставляло их тесниться на скалистом плато размерами 1,5x0,5 километра в еще меньшем по площади городе. Оставленный им аланами город занимал площадь 9 гектаров; впоследствии появилась необходимость увеличить город. Тогда была построена новая крепостная стена (увеличившая территорию до 18 га). Таким образом, в городе оказались две крепостные стены. И тогда, в XIV веке, крепость Кырк-Иер получила название Чуфут-Кале. Возведение новой крепостной стены началось при караимском князе Менахете, умершем в 1396 году. Достроили ее при князе Элиазаре, умершем в 1433 году. Элиазару был преподнесен титул «князя двойной крепости». По версии ученых, после строительства новой стены возле старой, оказавшейся внутри города, поселились еврейские и армянские общины. За двумя стенами жители занимались ремеслами, держали скот, чеканили монету, сторожили в тюрьме пленников, выходя лишь для торговли и возделывания садов — караимы считались лучшими садоводами Крыма. В 1369 году литовский князь Витовт переселил часть караимов в Тракай[63] и назначил охранять замок. В свободное же время караимы выращивали огурцы. «Караимы, — пишет профессор Т. Ковальский, — в Троках специализировались на разведении огурцов и даже вырастили новую, очень ценную, разновидность этой овощной культуры. По всей вероятности, они принесли эту огуречную разновидность со своей родины на юго-востоке».

Одержав победу или завершив мирные дела, караимы шли в молитвенные дома. Их называли кенасами. За наглухо запертыми воротами города, наверху которых была укреплена беломраморная плита с вырезанными на ней тамгами двух караимских родов — двурогая пика и щит, — они поклонялись Богу единому (Тенгри) с Ветхим заветом в руках. Такое у них было необычное философско-религиозное мировоззрение, создателем которого был Анан бен Давид.

В развалинах Чуфут-Кале сохранились два белокаменных здания кенас. Одно из них, с террасой-галереей, огражденной со двора соединенными арками приземистыми каменными столбами, построено 700 лет назад. Каждый храм разделен на три части. В главной из них во время богослужения находились мужчины; в другой, под низким потолком, — старики. В помещении на галерее с деревянными решетками молились женщины.

Храм был убран коврами, покрывавшими пол (в кенасу входили разутыми), и освещался свечами из воска от собственных, разводимых в крепости пчел. В шкафчиках у каждой стены находилась разная храмовая утварь, а в центральном, алтарном шкафчике — священные свитки; по одной версии — свитки Торы, по другой — древняя караимская Библия. Но в крепости были собраны и печатные книги — молитвенники, появившиеся вскоре после изобретения печатного станка; дважды перепечатывались они в самой крепости, в 1696 и 1806 годах. Типография, по мнению археологов, находилась неподалеку от кенас.

По всем свидетельствам — материальным и легендарным — оказывается, что все же город-крепость Чуфут-Кале был активным центром крымской жизни и за пределами Крыма. Есть предположение, что он был даже караван-сараем на пути из крымских степей к морю, к Херсонесу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Загадки древних времен"

Книги похожие на "Загадки древних времен" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Бацалев

Владимир Бацалев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Бацалев - Загадки древних времен"

Отзывы читателей о книге "Загадки древних времен", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.