» » » » Светлана Дивногорцева - Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1


Авторские права

Светлана Дивногорцева - Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1

Здесь можно скачать бесплатно "Светлана Дивногорцева - Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Православный Свято-Тихоновский богословский институт, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Дивногорцева - Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1
Рейтинг:
Название:
Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1
Издательство:
Православный Свято-Тихоновский богословский институт
Год:
2003
ISBN:
5-7429-0218-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1"

Описание и краткое содержание "Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии изложены нормативные учебные курсы «Теория обучения» и «Управление образовательными системами». В нем систематизированно рассмотрены основные вопросы современной дидактики и теории управления образованием.

Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям «Педагогика и методика начального образования», «Социальная педагогика», направлению «Педагогика» и авторскими учебными курсами.

Автор — канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования ПСТГУ С. Ю. Дивногорцева рассматривает в учебном пособии как общие вопросы дидактики, так и вопросы, связанные непосредственно с дидактикой начальной школы.

Пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям.

Рекомендуется студентам вузов, изучающим педагогику в качестве дисциплины гуманитарного блока, а также студентам духовных учебных заведений и теологических факультетов, готовящих себя к преподавательской деятельности.






Учения Руссо и Толстого положили начало развитию целого ряда т. н. «гуманистических» течений в педагогике и психологии. Так, немецкий педагог Линда создал «педагогику индивидуальности», настаивая на том, что человеку необходимо предоставлять полный простор в развитии. Американский педагог Дьюи развил течение под названием педоцентризм, означающее, что педагогика все свои категории должна определять исходя из интересов и потребностей ребенка. Представители т. н. гуманистической психологии А. Маслоу, К. Роджерс и др. рассматривали личность ученика как сложную индивидуальную ценность, которая обладает потребностью в самореализации своих возможностей.

Все эти и многие другие течения психолого-педагогической мысли привели к созданию и утверждению в сегодняшней практике образования теории, которая в настоящее время обозначается термином «личностно-ориентированное обучение». Несомненные достоинства здесь есть. Это внимание внутреннему миру ребенка, к развитию его личности, что, несомненно, впадает в русло христианства. Кроме того, внимание к возрастным и индивидуальным особенностям ребенка привели к мощному развитию и дальнейшему поиску новых, более эффективных методов, форм и средств обучения.

Однако еще прот. Василий Зеньковский отмечал, что «чистый атеизм легко соединяется с равнодушием и потому особой силы не имеет, но атеизм, оплодотворенный гуманизмом, стремится вытеснить христианство и иногда успевает в этом» [4, с. 11]. Действительно, преувеличение многих, пусть даже положительных черт, т. н. гуманистической педагогики превращает их в недостатки. Православный взгляд на природу ребенка таков, что она считается поврежденной первородным грехом и требует сначала исцеления, а потом развития. Блаженный Августин по этому поводу говорил о том, что младенцы невинны лишь по своей телесной слабости, а не по душе. Поэтому и нельзя полностью определять содержание, методы, формы воспитания, основываясь исключительно на потребностях ребенка. Кроме того, следование за интересами ребенка, а, значит, постоянное развлечение его — игра, спонтанная деятельность и исключительно положительные эмоции — могут со временем стать самоцелью, а приобретение знаний уйдет на второй план.

Итак, христианство стоит на позиции любви и уважения личности ребенка, но не принимает гуманистическую (антропоцентрическую) основу современной светской образовательной системы. Для православной педагогической мысли характерна христоцентрическая основа образования.

5. Образ совершенного человека. Воспитание и развитие

Тема воспитания в светской и православной педагогике получает различное истолкование и в применении к проблемам развития ребенка. Развитие — это общий закон жизни. Это движение от зерна к растению, от замысла — к воплощению и т. п. Развитие есть течение жизни. Для педагогики развитие — это та среда, которая дает воспитателю возможность действовать, то есть стихийное развитие личности делать целенаправленным.

Каждый ваятель, прежде всего, представляет себе образец предполагаемого произведения. Так должен поступать и воспитатель, который сначала должен иметь представление о том, каким должен быть совершенный человек.

Христианин, рассматривая человека в его идее, видит, что это превосходное создание «вечной мудрости и любви». Человек, согласно христианскому учению, сотворен по образу Божию, он носит в себе два мира: невидимую душу и видимое тело. И, хотя тело человека образовано из земли, мы видим превосходное его устройство: соразмерность в членах, красота в мускулах, способность к самым разнообразным занятиям и т. п. В бренный состав Творец вдохнул и разумную душу, которая познает не только явления мира чувственного, но и истину, нравственное добро и красоту. Человек способен познавать даже Самого Бога внутри себя.

В то же время по причине греха Адама человек есть «чадо гнева», подверженный многим трудам, скорбям и, наконец, смерти. «Плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть» (Гал. 5, 17). Человек ощущает в себе стремление к высшему, он знает и одобряет лучшее, но делает часто худшее. «Ростки пороков»: слабость и легкомыслие, беспорядочное желание удовольствий, склонность к тщеславию, зависть и многие другие дурные наклонности внимательный воспитатель наблюдает и в детях. Эти ростки могут очень скоро и страшно размножиться, если не будет противодействия им. Поэтому воспитанием в православной педагогике можно назвать руководство и возведение человека к тому, чем он должен быть, то есть его обожение.

В современной светской педагогике большое внимание уделяется развитию ребенка (его ума, воли, чувств). Нельзя сказать, что секуляризованная педагогика не верит в творческие силы, заложенные в детской душе, в действенность внутренних факторов душевной жизни. Однако по большей своей части она озабочена лишь тем, чтобы обеспечить ребенку здоровое, крепкое, творческое развитие в определенных его направлениях. Одни педагоги заняты тем, чтобы развить дарования, данные ребенку. Другие придают существенное значение развитию социальных сил в ребенке, накоплению социальных навыков. Уделяется внимание и формированию «характера» — умению проводить в жизнь свои идеи, осуществлять замыслы, достигать поставленных целей, овладевать средой. Здесь есть много ценного. Но то, о чем заботиться современное светское воспитание, не затрагивает основной тайны в человеке, проходит мимо самого существенного в его жизни. Физическое здоровье, культура ума и чувств, сильный характер, здоровые социальные навыки не спасают от возможности глубоких, часто трагических конфликтов в душе человека.

В православной педагогике воспитание связано с пониманием и усвоением иерархического устроения трех сторон человека — духа, души и тела. Православное богословие говорит, что человек — это духовно-телесное существо, воплотившийся дух. Идеалу (т. е. неповрежденности) должны соответствовать как телесная (психофизическая), так и духовная сферы человека. При этом основное значение в человеке придается духу. При рождении ребенка именно духовная сторона его жизни не является совершенной, поскольку повреждена первородным грехом, который проявляется как склонность ко греху. В таинстве крещения происходит духовное исцеление человека, и в дальнейшем идеалом для духовного становления является святость. Задавая особую норму в жизни человека, этот идеал является одновременно достижимым и недостижимым. При этом с точки зрения православного воспитания нельзя «организовать» духовную жизнь в человеке и прийти к его духовному росту только лишь через развитие ума, воли и чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется их развитием. Духовная жизнь в человеке есть новая, особая, основная жизнь, но она не обособлена от жизни души и тела. Психика и телесная сфера человека соотнесены к духовному началу, но могут и подчинять его себе, в чем проявляется уже плененность духа влечениями психофизического характера. Трагичность данной ситуации смягчается в православной педагогике пониманием того, что ничто не может окончательно зачеркнуть образ Божий в человеке, никому никогда не растратить того сокровища, какое заключил Господь в нашу душу. Даже тогда, когда наш дух находится в плену низших влечений, целостность человека не нарушается, хотя закон жизни человека искажается. Духовную жизнь каждому в себе надо открыть. На создание условий, способствующих рождению духовной жизни и ее развитию в человеке, и направлено православное воспитание. В то же время оно не отрицает возможности всестороннего развития ребенка, его ума, воли, чувств, а лишь подчиняет это развитие духовному воспитанию.

Так, например, святитель Феофан Затворник указывал, что, развивая ум ребенка, в первую очередь необходимо обратить внимание на формирование доступных ребенку, здравых понятий и суждений о христианских началах жизни, о добре и зле, о том, что хорошо и что плохо. Не умея различать доброго от злого, дитя будет желать всего, сделается неукротимо своевольным. Поэтому о развитии воли ребенка также должно заботиться, и самое простое средство в этом — не позволять детям делать ничего без позволения взрослых, в первую очередь, родителей. Святитель Феофан пишет о том, что полезно даже настроить детей так, чтобы они боялись своей воли. Главным средством для этого может служить опытное убеждение в том, что не должно слушать себя во всем. Это будет понятно детям из тех примеров, когда они много желают, но желаемое, как правило, вредно для их тела и души. Учитывая существующие закономерности психофизического развития, следует ослаблять силу и значимость внешних впечатлений. Способность переносить психические и физические нагрузки и неудобства делает человека духовно свободным и истинно сильным. Под таким «действованием» ума, воли и низших сил само собою, как указывал святитель Феофан, и сердце будет настраиваться к тому, чтобы иметь истинные и здравые чувства. Разум, находящийся в страхе Божием, «просвежает» совесть и рождает молитву. А чем раньше напечатлеется в ребенке страх Божий и возбудится молитва, тем прочнее будет благочестие его во всей последующей жизни.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1"

Книги похожие на "Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Дивногорцева

Светлана Дивногорцева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Дивногорцева - Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1"

Отзывы читателей о книге "Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.