» » » » Светлана Дивногорцева - Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1


Авторские права

Светлана Дивногорцева - Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1

Здесь можно скачать бесплатно "Светлана Дивногорцева - Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Православный Свято-Тихоновский богословский институт, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Светлана Дивногорцева - Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1
Рейтинг:
Название:
Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1
Издательство:
Православный Свято-Тихоновский богословский институт
Год:
2003
ISBN:
5-7429-0218-2
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1"

Описание и краткое содержание "Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии изложены нормативные учебные курсы «Теория обучения» и «Управление образовательными системами». В нем систематизированно рассмотрены основные вопросы современной дидактики и теории управления образованием.

Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальностям «Педагогика и методика начального образования», «Социальная педагогика», направлению «Педагогика» и авторскими учебными курсами.

Автор — канд. пед. наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования ПСТГУ С. Ю. Дивногорцева рассматривает в учебном пособии как общие вопросы дидактики, так и вопросы, связанные непосредственно с дидактикой начальной школы.

Пособие предназначено для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям.

Рекомендуется студентам вузов, изучающим педагогику в качестве дисциплины гуманитарного блока, а также студентам духовных учебных заведений и теологических факультетов, готовящих себя к преподавательской деятельности.






Во-вторых, в школе должны быть открыты возможности для всестороннего роста, развития ребенка, в первую очередь духовного. Дети в силу своей природы сами ищут выражения своего внутреннего мира. Музыка, рисование, лепка, сказка, ритм, слово — все детям легко и доступно. Сообщая приемы обучения всему этому детям, на самом деле, мы их этому не обучаем, а лишь открываем для них новые пути творчества. Очень важно, чтобы ребенок умел разнообразить формы выражения своего духовного состояния, поскольку однообразие утомляет и отбивает охоту пользоваться одним и тем же средством. Иметь богатство выбора "инструментов для выражения души" очень важно. Особенно это необходимо детям в подростковом возрасте с началом периода полового созревания. В этот период важно, чтобы ум, сердце и руки ребенка были заняты чем-нибудь полезным, иначе энергия ребенка будет направлена не в нужное русло.

Итак, усилия школы должны быть направлены на раскрытие и развитие личности ребенка, которая, не развивается "сама собой", а постепенно, общаясь с миром других личностей, с обществом, с природой. Здесь важно не упустить такой момент: рядом с понятием "личности" неизменно встает понятие "свободы". Вопрос о том, что означает она в воспитании ребенка, насколько допустимо или вовсе недопустимо ограничение свободного проявления индивидуальности в ребенке рассматривался нами выше. С позиций православия говорят, что свобода в натуральном порядке дана каждому. Однако она не имеет самого ценного — внутренней связи с добром. Свобода человека есть свобода и к добру, и к злу, она есть самоопределение личности по отношению к этим понятиям. С этой точки зрения смысл нравственного самоопределения человека заключается в свободном преодолении зла (греха) и в обращении к добродетели. Преступая границы нравственно недозволенного, человек теряет дар духовной свободы и становится рабом страстей.

Как связать свободу с добром? Может быть, просто оградиться от этой темы? Но в таком случае, сможем ли мы себя назвать педагогами, если мы освобождаем себя от самого существенного в жизни ученика, если нам безразлично, по какому пути пойдет наш воспитанник после окончания школы. Таким образом, мы должны констатировать, что тема воспитания свободного выбора в сторону добра есть основная тема воспитания. И именно на это должна быть направлена деятельность школы: не приспособление ребенка к жизни, а развития в нем сил добра. Поэтому школа может и должна стать полноценным институтом духовно-нравственного воспитания.

Для того чтобы каждый педагог образовательного учреждения был в состоянии оказать реальную помощь ребенку в духовном становлении, ему необходимо соблюдать в своей деятельности, по крайней мере, следующие условия:

¤ воспитатель должен, прежде всего, иметь авторитет в глазах своего воспитанника и вызывать любовь к себе;

¤ авторитетному и любимому педагогу будет легче изучить личность каждого своего воспитанника. Это необходимо для того, чтобы знать, какие позитивные и дурные способности существуют в ребенке, чтобы в дальнейшем положительные наклонности в нем поощрять, а отрицательные проявления предупреждать;

¤ общие требования опытный наставник должен уметь приспособлять к личным качествам каждого из воспитанников и предоставлять ребенку возможность более заниматься тем, к чему у него есть наклонность, избегая при этом односторонности. Такая деятельность педагога будет способствовать и созданию нравственной атмосферы в классе;

¤ педагог должен быть способен обуздать или, наоборот, возбудить душевные порывы детей;

¤ преподаватель образовательного учреждения должен уметь создавать в процессе обучения так называемые "ситуации успеха", которые являются для ребенка одним из мощных стимулов к усвоению правильного поведения. Методически верно организованный процесс духовно-нравственного воспитания должен строиться на чувстве светлой радости, которую ребенок будет испытывать каждый раз, когда произвольно следует предлагаемым ему нравственным нормам;

¤ к участью в процессе воспитания, обучения и развития детей в образовательном учреждении педагог должен привлекать и родителей.

Формы духовно-нравственного воспитания в образовательном учреждении могут быть следующими:

¤ организация совместного проживания событий взрослыми и детьми (семейные праздники, совместный досуг, благотворительные акции и т. п.);

¤ участие детей во всех видах творческой художественной деятельности;

¤ использование активных методов общения на уроках, дидактических игр, диалога как метода обучения и воспитания;

¤ организация активной внеурочной деятельности, в том числе экскурсий, паломнических поездок и т. п.;

¤ проведение тематических воспитательных бесед на диалоговой основе;

¤ участие детей в общественно-полезном труде.

3. 6. Исправление нравственных недостатков

Описанные выше цель, задачи, формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию направлены, прежде всего, на то, чтобы сохранить в детях благодать Святого Крещения, чистоту, целомудрие и непорочность в них. Однако в силу неоднозначности духовного мира даже наилучшим образом организованная помощь ребенку в его духовном становлении не всегда приносит свои добрые плоды. В этом случае приходится "врачевать" духовные раны. Какова должна быть позиция наставника детей при подобных обстоятельствах?

Прежде всего, воспитателю необходимо знать причины, которые могут заглушать в ребенке способность "благородных чувствований". Это могут быть:

¤ слишком раннее принуждение ребенка к умственным и механическим занятиям;

¤ сухое, бездушное преподавание предметов, особенно Святой Веры и нравственности;

¤ суровый, слишком строгий тип воспитания, когда ребенка постоянно бранят, угрожают, наказывают его;

¤ нечувствительность самих родителей и воспитателей, шутки, насмешки над детьми или в их присутствии над другими и т. п.

Увидев в ребенке проявление того или иного греха, воспитатель должен узнать и его источник. Сделать это не так просто, поскольку, чем более неисцелимым является грех, тем более ребенок старается скрыть его. Важным является то, что нравственное зло проявляется не во внешних действиях, а в превратном расположении души. И, чтобы искоренить нравственный недостаток, воспитателю необходимо изменить именно расположение души. Это внутреннее изменение, конечно, не есть дело одного воспитателя, но Духа Божия. Однако человеческая помощь может этому содействовать. "Врачевание" со стороны воспитателя состоит в том, чтобы он: а) располагал воспитанника к достойному принятию таинства Покаяния как способа примирения с Богом, и б) старался по возможности облегчить и упрочить исправление.

Как должен действовать воспитатель, чтобы расположить сердце ребенка к достойному покаянию? Необходимо применить такие методы, чтобы воспитанник искренне осознал свои грехи, их источники и возможные последствия, а также свое теперешнее жалкое положение. Здесь помогут наставления, увещевания. Причем тон воспитателя должен быть любовно-снисходительный, и пользоваться необходимо "благоприятным расположением и лучшими минутами" духа ребенка [19, с. 307]. Разговаривая с ребенком, внимание надо обращать на его внутреннее состояние, на последствия его грехов, которые уже начинают проявляться. То есть, необходимо как бы освободить его от ослепления. Действенным может быть и "пробуждение" религиозного чувства, когда воспитатель представляет грех воспитанника в истинном виде, оскорбляющем Бога, как неблагодарность по отношению к Нему. Также воспитатель должен "вдохнуть" в ребенка мужество, привести примеры исправившихся, нарисовать картину его последующей жизни, причем не устрашающую, но привлекающую. Православный педагог должен твердо уверить своего воспитанника в необходимости Исповеди, рассеять имеющиеся предрассудки, предотвратить ложный стыд или боязливость, которые заставляют иногда скрывать опасные душевные раны. И в этом деле нет ничего важнее доверия.

Внешнее выражение внутреннего отдаления человека от своих грехов обычно совершается незаметно и постепенно. Поэтому воспитателю необходимо таким образом организовать свою деятельность, чтобы намерение в исправлении в воспитаннике все более укреплялось. Прежде всего, необходимо оградить ребенка от источников зла. Параллельно — "доставлять средства к благочестивому расположению души, к оживлению и укреплению благочестия" [19, с. 310]. Сюда относятся, прежде всего, молитва и каждодневное испытание своего нравственного состояния, внутреннего и внешнего. Необходимо как можно чаще повторять детям слова из Евангелия о том, что все мы "носим Божественный закон, написанный в наших сердцах" (Рим. 2, 15), поэтому наша совесть и говорит нам о том, что мы всецело должны покоряться ему. Только тогда мы, как правило, чувствуем в себе мир и радость. Тот же, кто не внимает голосу Божественного закона, чувствует в себе праведное наказание, поскольку раздраженная совесть начинает его обличать. Эти внутренние упреки и есть угрызения совести. Одновременно целесообразно акцентрировать внимание детей на том, что это наказание, хотя само по себе и мучительно, но все — таки очень спасительно, поскольку служит доказательством того, что хотя человек и уклоняется от Бога, но Бог еще не оставляет его.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1"

Книги похожие на "Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Светлана Дивногорцева

Светлана Дивногорцева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Светлана Дивногорцева - Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1"

Отзывы читателей о книге "Теоретическая педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведенийв 2 частях, ч.1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.