» » » » Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях


Авторские права

Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях

Здесь можно скачать бесплатно "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Афонский Русский Пантелеймонов монастырь, год 1912. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях
Рейтинг:
Название:
Пролог в поучениях
Издательство:
Афонский Русский Пантелеймонов монастырь
Жанр:
Год:
1912
ISBN:
5-902040-01-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Пролог в поучениях"

Описание и краткое содержание "Пролог в поучениях" читать бесплатно онлайн.



Пролог — древнерусский житийный сборник, ведущий свое происхождение от византийских месяцесловов, в котором жития святых расположены в соответствии c днями их церковной памяти. Помимо этого Пролог пополняется большим количеством назидательных статей, никогда не помещавшихся в греческих Синаксарях. При краткости изложения они содержат поучения Иоанна Златоустого, Василия Великого, Ефрема Сирина, Феодора Студита. Как цветущий луг Пролог украшен доступными пониманию и часто занимательными отрывками из древних Патериков, притчами проникнутыми мыслями о покаяния, милосердия, христианской любви к ближнему, духовном совершенстве и спасении души. Все это сделало Пролог своеобразной православной энциклопедией, повседневным спутником русского человека. Неоспоримо и литературное влияние Патерика: рассказами из него изобиловали сборники поучений, их цитировали позднейшие жития святых и «Домострой», на них сочиняются духовные стихи. В новое время сюжеты из Пролога часто использовали русские писатели. Настоящий сборник поучений составлен по руководству церковнославянского Пролога протоиереем Виктором Гурьевым, известным духовным писателем XIX века.

Для широкого круга православных читателей, а также для специалистов, занимающихся изучением отдельных аспектов гомилетики, нравственного богословия, сектоведения, литургического богословия, общей церковной истории, истории Русской Церкви, церковного искусства. Издание может использоваться в качестве учебного материала для воспитанников, студентов и преподавателей духовных учебных заведений, преподавателей, студентов и аспирантов богословских вузов и факультетов.

Гурьев Виктор Петрович

Биографический словарь. 2000: Гурьев Виктор Петрович — протоиерей-писатель (1842 — 1912). Окончил курс в Московской духовной семинарии. Сотрудничал в «Душеполезном Чтении» и в «Кормчем». Несколько выпусков поучений для народа по руководству Четиих-Миней, патериков Афонского, Киевского и прочих. — См. «Протоиерей В.П. Гурьев» («Церковные Ведомости», 1912, № 3).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона: — Гурьев Виктор Петрович (род. в 1842 г.) духовный писатель, протоиерей. Его труды: Четьи Минеи в поучениях на каждый день года (М., 1896; это не изложение Четий Миней, а нравственные уроки, извлеченные из житий святых); Пролог в поучениях (М., 1889; 3 е изд., М., 1901)

Уважаемый читатель!

Настоящая книга — «Пролог в поучениях» часть I и часть II была адаптирована к современному языку со следующего источника: Издание Свято-Троицкой Сергиевой лавры 1992 г.(репринтное воспроизведение издания Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.1912 г.)

Адаптация текста к современному русскому языку Троянова Александра. Интернет-версия © 2002, Pagez.ru






4.08. Необычайное чудо, показывающее истину воскресения мертвых

(Память святых седми отроков, иже во Ефесе: Максимилиана, Экзакустодиана, Иамвлиха, Мартиниана, Дионисия, Иоанна и Константина)

Мы веруем, братие, что будет время, когда явится во славе Господь наш Иисус Христос, повеет на все Своим животворным дыханием, скажет Свое всемогущее слово, и все мы, как бы от сна воспрянув, встанем из своих гробов, встанем и уже более не ляжем в них, воскреснем и более не умрем. Эту истину, для большего нашего убеждения в ней, Господь, в продолжение многих веков, подтверждал великими чудесами. Воскрешение мертвых Им Самим и Его святыми, явление из мира загробного, нетление св. мощей, чудеса, совершаемые угодниками Божьими по кончине их, — все это не есть ли наиубедительнейшее доказательство общего всех воскресения? Конечно, так, братие! Но, знайте, что эту истину иногда Господь подтверждает и знамениями, кроме указанных, еще более чрезвычайными и подлинно превосходящими всяк ум. Одно из таковых, для вашего назидания, мы сегодня и предлагаем вам. Надеемся, вы выслушаете его со вниманием.

Святые семь отроков Ефесских, память которых св. Церковь совершает четвертого августа, жили во время гонителя христиан Декия, были дети городских старшин и все исповедывали христианскую веру. Декий, услыхав, что они христиане, долго принуждал их принести жертву идолам, и, не успев в этом, удалился из Ефеса, дав им время на размышление. В его отсутствие, святые исповедники, взявши с собою несколько золота и серебра на свое прожитие, удалились из Ефеса и скрылись в одной пещере близ города, называемой Охли, и тут пребыли многие дни в молитве. Младший из них, имя которому было Иамвлих, ходил один из пещеры в город, покупал там пищу и приносил своим друзьям. Раз, когда он был в городе и услыхал, что Декий возвратился, то рассказал об этом своим товарищам. Страх объял юношей, и они стали пламенно молиться Богу, чтобы Господь избавил их от мучителя. Молитва была услышана, и Господь совершил над ними необычайное чудо. Не только сердца, но и все существо исповедников Христовых, и тела и души их успокоились, погрузившись в необычайный сон, совершенно сходный со смертью. Между тем Декий начал искать их, спрашивал о них их родителей, и, наконец, узнав, что они скрываются в пещере Охли, решил заживо погребсти их и велел завалить вход в пещеру, где были они, камнями. Повеление было исполнено. Протекли столетия, прекратились гонения на христиан, дивный сон святых еще не проходил и не прекращался. Но, вот, в царствование императора Феодосия Младшего, появилась ересь, отвергавшая воскресение мертвых. Тогда Господь, чтобы уверить всех в истине, общего воскресения, и даровал жизнь свв. отрокам и сделал их живыми свидетелями воскресения. И восстали они от необычайного сна, продолжавшегося 372 года (по другим изв. 170 л.). И пробудились как бы от вчерашнего сна и обратились к прежним мыслям и чувствованиям, и послали Иамвлиха в город для покупки пищи им. Когда он подходил к городу, то, увидав на воротах его изображение св. Креста, удивился. Но еще более удивился он, когда, вошедши в город, услыхал некоторых клянущихся именем Христовым — и думал: "неужели это Ефес"? Наконец, вынувши золотую монету, он стал покупать хлебы. Продавцы также удивились, увидев монету с изображением Декия, и представили Иамелиха начальнику города. Сей, вместе с епископом, долго расспрашивал Иамелиха, и, наконец, вместе с ним и епископом, пошел к пещере. При вход в оную, они нашли ковчег с оловянными дщицами и надпись на них, которая свидетельствовала о закладенных здесь семи мучениках. Вошедши в самую пещеру, они увидали сидящими и самих святых и прославили Бога. Это было в четвертый день августа. Сейчас же послали о сем весть в Царьград к императору Феодосию, и он немедленно прибыл, вошел в пещеру, где были святые, поклонился им до земли, облобызал их и прославил Человеколюбца Бога. Много побеседовавши с царем о вере Божией, святые, после того, почили уже вечным сном и предали души свои в руки Божии месяца октября в двадцать второй день.

Не показал ли же Бог, чрез это великое чудо, Свое неограниченное всемогущество и власть над нашею жизнью и смертью, над нашими душами и телами и над всею судьбою нашею? И сон, продолжавшийся столько лет, при совершенной целости тела, не есть ли несомненное свидетельство всемогущества Божия и не доказывает ли, что сила, сохранявшая столько времени тела неповрежденными, легко может и персти тела нашего возвратить некогда прежний виды? Конечно, так. Да и зачем Господу угодно было прекратить, необыкновенный сон святых именно в то время, когда появилась ересь, отвергавшая воскресение мертвых? Не ясно ли, что для того, чтобы проявлением Своей всемогущей силы обличить ложь, рассеять сомнения и неверных в истине воскресения сделать верными? Да сохранится же всегда сия истина и в наших сердцах и умах! Будем всегда помнить о том, что мы воскреснем, что смерть и пребывание нашего тела в области тления, или его разрушение есть только переход к новой жизни. Будем помнить об этом для того, чтобы и тело свое беречь чистым и непорочным. Ибо знайте, братие, что оно воскреснет к бессмертной жизни, и его вечная жизнь, по воскресении, будет соответствовать нашей настоящей жизни. Аминь.

4.08. Чтобы пища служила нам во здравие, нужно принимать ее с молитвою и благодарением Богу

(Слово от Патерика о ядущих монасех на трапезе)

Отчего это бывает, братие, что иной вкушает роскошные и сладкие снеди, а все жалуется и на безвкусие пищи, и на недостаток аппетита и здоровьем хил бывает? И отчего это, наоборот, другой только и вкушает, что хлеб да воду, а между тем и этою трапезою доволен и не желает сладких снедей и здоровьем цветет? В первом случае, оттого часто человеку и сладкие снеди не идут в прок, что он забывает, что пища есть дар Божий, что должно вкушать ее с благодарением и молитвою и быть довольным тем, что Бог посылает; а другому оттого и хлеб, и вода па пользу идут, что он с благодарностью приемлет их от руки Господней, и с благоговением и молитвою вкушает их.

Раз, один прозорливый старец наблюдал над иноками, которые сидели за трапезою и все вкушали одинаковую пищу. И видел он: одни из них вкушали мед, другие хлеб, а третьи нечто весьма нечистое (матыла, — по-русски, навоз). Удивился старец такому различию во вкушении и стал молиться Богу, говоря: "Господи, открой мне эту тайну: ведь на трапезе всем предложена одинаковая пища: почему же она так изменена для некоторых, и представляется, что одни едят мед, другие хлеб, а иные нечто нечистое?" И, вот, старец услышал свыше глас, говорящий: "Которых ты видел ядущими мед, это те, которые со страхом и трепетом и радостью духовною сидят на трапезе, и непрестанно молятся, и молитва их, как кадило, восходит к Богу, потому пища и медом им кажется. Те же, которых ты видел вкушающими хлеб, это которые довольны пищею, посылаемою им от Бога; а те, которые, казалось, едят нечто нечистое, — это, которые, при вкушении пищи, ропщут и говорят: это хорошо, а это гнило. Поэтому не следует так помышлять, а благодарить и славить Бога, чтобы исполнилось сказанное: аще ясте, аще ли пьете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите" (1 Кор. 10, 31).

Что же отсюда следует? То, во 1-х, что мы должны быть довольными тем, что Господь посылает в пищу; во 2-х, принимать ее с благодарением и молитвою, и в 3-х, помнить, что при таких только условиях пища будет и для вкуса приятною, и для здоровья полезною. И все это, братие, сущая истина: посмотрите на древних подвижников: иные из них и питались то лишь одними злаками и кореньями, а между тем жили по сто лет и более. И посмотрите на многих из нынешних христиан: постоянно меняют пищу, а при этом постоянно также лечатся и часто даже до преполовения жизни не доживают. Ясно, что первые оттого доживали до древних лет, что были неразборчивы и воздержны в пище и всегда принимали оную с молитвою; а последние и разборчивы, и невоздержны, да и забывают часто даже оградить себя крестным знамением, садясь за стол. Да не будет последнего между нами, братие! Что Бог пошлет, тем и будем довольны, а наипаче за пищу Бога не забудем благодарить. Нечего нам подражать моде: Иже бо аще, говорит Господь, постыдится Мене и Моих словес в роде сем прелюбодейнем и грешнем, и Сын Человеческий постыдится его, егда приидет во славе Отца Своего со Ангелы святыми (Мк. 8, 38). Не забудем этого. Аминь.

5.08. Какими добродетелями должен украшать себя инок, чтобы научиться распинать плоть свою со страстями и похотями

(Слово святого Нила о добродетелях телесных. Прол. Авг. 5)

Апостол говорит: Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). Что заповедует Апостол нам этими словами? Заповедует нам, братие, а наипаче вам, иноки, бесстрастие, т. е, что мы для того, чтобы достигнуть нравственного совершенства, должны бороться с самими собою и самих себя побуждать. Как достигнуть сего?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Пролог в поучениях"

Книги похожие на "Пролог в поучениях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора прот.Виктор Гурьев

прот.Виктор Гурьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Прот.Виктор Гурьев - Пролог в поучениях"

Отзывы читателей о книге "Пролог в поучениях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.