Эдуард Фикер - Современный чехословацкий детектив

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Современный чехословацкий детектив"
Описание и краткое содержание "Современный чехословацкий детектив" читать бесплатно онлайн.
Эдуард Фикер (1902—1961) — один из основателей чешского детектива — хорошо известен советскому читателю. Сюжет его романа «Девятнадцатый километр» (1960) связан с разоблачением шпионской деятельности западных разведок на территории ЧССР.
Роман Вацлава Эрбена «Смерть художника-самоучки» (1978) рассказывает о загадочном в своей немотивированности убийстве в замке старинного чешского городка. Описание расследования интересно раскрывает психологические аспекты современного искусства.
— Чушь. Все одно. Ну а потом из-за последней статьи пана Медека. Убить столько сил и времени, потратить столько бумаги — и все на такие глупости.
— Что за статья?
— Да о Рамбоусеке, — презрительно фыркнул Войтех Матейка. — До чего докатились! Маститый искусствовед тратит время на этого с позволения сказать художника-примитивиста.
— Но послушайте, Войтех, — примирительно заговорила Марта Шустрова. — Нельзя же так, вы не должны недооценивать... Любой человек имеет право попытаться выразить себя в той форме, которая ему близка. В музыке, стихах, живописи. И не всем же быть профессионалами.
— Ну конечно. Право-то любой имеет, — согласился Войтех Матейка. — Любой! Я, например, тоже имею право шить обувь. Но ведь не шью. Так как наперед знаю, что не сумею. Или, может, что-то и сумею, но у меня никогда не получится хороший ботинок; я уж и не: говорю, что не смог бы тягаться с модельером-обувщиком. А ведь присутствующий здесь пан доктор изображает Рамбоусека как раз таким модельером — в искусстве. Послушайте, доктор, сколько он вам платит за рекламу?
Медек оскорбленно засмеялся.
— Много, — ответил он с плохо скрытым раздражением. — Вы себе даже не представляете, пан Матейка. — Он допил ликер и поднялся. — С вашего позволения, пани Шустрова, откланяюсь. Я еще не ужинал.
— Господи, неужто обиделись, пан доктор?
— Нет. Какие могут быть обиды. До свидания, маэстро. Спокойной ночи, пани Шустрова.
Кофе он не допил.
Войтех Матейка потер маленькие руки:
— Ну и завелся он сегодня...
— Милый Войтех, — вздохнула Марта Шустрова, — я столько лет знаю вас и ваше доброе сердце, и мне просто не верится, что вы можете быть таким язвительным.
Матейка отрицательно покачал головой.
— При чем тут язвительность? Я ведь не шучу. Порой я совершенно серьезно подозреваю, что Медек и Рамбоусек спелись. Только вот не пойму для чего? Зачем это Медеку? Ради денег? Они ему не нужны. Рамбоусеку — ради славы, это точно. Тут сомнений нет. Я его знаю с детства.
— Он весьма милый человек.
— Кто? Доктор?
— Нет. Пан Рамбоусек.
Матейка рассмеялся:
— Из всех живущих здесь, наверно, вы одна способны сказать такое. Да и то лишь потому, что вы безгранично доверчивы. И удивительно добры. Нет, правда, милая Марта: Рамбоусек — зловредный, корыстолюбивый старикашка. Но это между нами. А вообще-то, как вы знаете, я везде говорю о нем только хорошее. Мало ли на свете дураков, еще истолкуют превратно. Кстати, у вас не найдется... каких-нибудь таблеток? Сейчас, летом, так резко меняется давление. Вчера после грозы... Мне что-то очень не по себе. Творчество убивает мои нервы, милая Марта. Для меня это тяжкий труд, он губит мое здоровье.
— Разумеется, найдется, милый Войтех. Для вас всегда.
— Конечно, конечно. Это не просто фраза. Я понимаю... Марта, вы ведь знаете, о чем я мечтаю... Я понимаю, вам не легко. Дом нуждается в ремонте, и вообще... А я — один как перст. К тому же...
— Нет, не продолжайте. Не сегодня. В такой прекрасный вечер...
Он помассировал веки.
— Простите за бестактность, — поспешно добавила она. — Лучше я вам сыграю. Хорошо?
Матейка широко улыбнулся:
— Буду вам признателен.
Она села к роялю и опустила крупные руки на клавиши. Играла по памяти, Моцарта. Отчеканивала ноту за нотой, не по-женски педантично и точно. И очень уверенно.
7Она тащила его за собой. Он спотыкался на крутых каменных ступенях. В лунном свете верзила Гаусер походил на смешное привидение, которое безумно боится войти в чужой замок.
Лестница вела из парка во внутренний двор.
Она остановилась, настороженно оглядываясь. Нигде ничего подозрительного. Лишь в восточном крыле на верхнем этаже тускло желтело несколько окон.
— Ду́хи? — прошептал он, указывая на них.
— Эрих Мурш в своем запаснике. Пойдем. Смотри-ка, у Калабовых темно. И Рамбоусек тоже спит.
— Откуда ты знаешь?
— Свет пробивался бы в щели.
Они пересекли двор, и девушка открыла дверь прямо напротив лестницы.
— Моя комнатка, — прошептала она. — Погоди. Я задерну занавеску... — В комнате было темно, хоть глаз выколи, но она двигалась быстро и уверенно. Зажгла маленькую лампу. — Моя убогая комнатка...
Комната и впрямь выглядела убого, а поскольку в ней жили только летом, воздух был застоявшийся, несвежий.
— Твоя затхлая каморка...
— А кстати, каморка что надо, — заявила Ольга Домкаржова, которая в сезон работала в замке экскурсоводом. — Даровая комнатка для неимущей студентки. А пану доктору, может, больше приглянулись княжеские покои наверху?
— Само собой, — заметил Гаусер. — Ох, Оля, пить хочется... Хоть простой воды...
Умывальник был возле двери. Он пустил воду и стал пить прямо из крана. Весь забрызгался, принялся вытирать лицо.
— В самом деле, а почему бы не в постели княгини? Ты ведь побоишься, Оленька.
— Чего?
— Что она придет к тебе ночью!
— Как бы не так!
— Ясное дело, побоишься. Или струсишь, что кровать проломится. Она небось вся прогнила.
— Нет.
— Да ну? — Он удивленно склонил голову. — Откуда ты знаешь?
— А вот знаю, — тряхнула она головой. — Знаю! Ты сам струсишь!
— Нет!
— Струсишь.
— Идем проверим!
— Сейчас?
— Сейчас. Пошли!
— Нет, сегодня нельзя, — возразила она. — У меня нет ключа. Он в канцелярии. Давай завтра, ладно?
— Идет!
8Ясная, светлая ночь. Все вокруг — в лунном серебре.
У переезда уныло мигал синий огонек. Давно прошел последний поезд, следующий не скоро.
Фары приближающейся машины были видны издалека. Она медленно ползла по извилистой дороге к шлагбауму. Переваливая через рельсы, зловеще сверкнула хромированной сталью, на черном лаке отразились лунные блики и синий сигнальный огонек. Черный брезентовый верх был опущен, виднелся силуэт водителя, нажавшего на газ.
В Опольне машина сбавила скорость; фары дальнего света погасли. У самой площади дорогу перебежал какой-то верзила, спешащий невесть откуда невесть куда.
А в общем, улицы были безжизненны. Когда машина остановилась перед гостиницей и мотор замолк, стало тихо, так тихо, что слышны были торопливые шаги долговязого прохожего.
Из машины вышел молодой мужчина, потянулся, зевнул. Оглядев темные окна трехэтажной гостиницы, он пожал плечами, вздохнул и решил попробовать, откроется ли дверь в воротах под аркой.
Нет, закрыто.
Он позвонил. Казалось, звонок разбудит всю площадь.
Прошло немало времени, пока наконец послышались шаги. В замке заскрежетал ключ, и дверь слегка приоткрылась.
— Что вам угодно? — спросил женский голос.
— Для меня тут заказан номер, пани...
— Да-да. А где ваши вещи?
Он махнул рукой.
— В машине.
— Как ваша фамилия?
— Экснер.
— Ага. Пан доктор Экснер из Праги?
— Он самый. Номер для меня заказала доктор Штейнова.
— Да. Пожалуйста, берите вещи и проходите. Она оставила для вас письмо.
Он покачал головой и пошел к машине взять свои чемоданы, пиджак и плащ.
Дверь была открыта, за воротами под аркой горел желтый свет.
Женщина протянула ему ключи и письмо.
— Этот большой — от комнаты. А маленький — от ворот. Мы открывать не ходим. — Она была босиком, из-под халата выглядывала белая полотняная ночная рубашка почти до пят. — У вас девятый номер.
Он поставил чемоданы на землю и надорвал конверт. Потом кивнул в сторону ворот.
— Закрыть?
— Благодарю. Я сама. Спокойной ночи.
— Спокойной ночи, пани, — рассеянно ответил доктор Экснер и развернул письмо. В нем было написано:
«Милый Михал, ужасно не везет. Отпуск сорвался. Я надеялась, что ты приедешь хоть на пару часов пораньше. Мне позвонили, и я должна срочно ехать. Отдыхай тут или уезжай домой, и извини меня.
Преданная тебе Габриэла». 9Опольна — городок старинный, с двух сторон его огибают ручьи, с востока он защищен крутым склоном и скалой, на которой стоит старый замок. Городская площадь сохранила форму треугольника, типичную для средневекового торгового местечка. В вершину треугольника впадает шоссе, ведущее из районного центра, движение идет по правой, западной стороне площади, где сосредоточена общественная и культурная жизнь: гостиница, кафе, кино, магазин самообслуживания, хозяйственный магазин, бензоколонка.
На восточной стороне площади кафе-кондитерская, парикмахерская — дамская и мужская, — а также магазин тканей и белья; тут же и поликлиника. Несколько скамеек под раскидистыми яворами. Замок — гордость Ренессанса, украшение города. Двор его выходит на север. Внизу английский парк, известный не меньше, чем замок. Тянется он далеко, постепенно сливаясь с окрестными лесами, лугами и полями.
Следуя за ручьем, английский парк огибает замок и затем к югу сменяется французским, который подходит к самой площади, и белая стена оранжереи образует одну из сторон ее треугольника.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Современный чехословацкий детектив"
Книги похожие на "Современный чехословацкий детектив" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Эдуард Фикер - Современный чехословацкий детектив"
Отзывы читателей о книге "Современный чехословацкий детектив", комментарии и мнения людей о произведении.