» » » » Константин Прохоров - Тайна предопределения


Авторские права

Константин Прохоров - Тайна предопределения

Здесь можно скачать бесплатно "Константин Прохоров - Тайна предопределения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Русская классическая проза. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Тайна предопределения
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тайна предопределения"

Описание и краткое содержание "Тайна предопределения" читать бесплатно онлайн.








2.8. БОГОСЛОВИЕ ЦЕРКВИ В СРЕДНИЕ ВЕКА

Падение Западной Римской империи под натиском варваров задержало развитие богословия Церкви. Понадобились долгие столетия, чтобы "христианизировать" орды язычников в Европе и подготовить почву для нового значительного этапа в истории религиозно-философской мысли, которым явилась средневековая схоластика. Восточная Церковь, находясь на территории сильной Византийской империи, напротив, динамично совершенствовала свое богословие примерно до времени разделения Церквей в XI веке (что практически совпадает с моментом возникновении на Западе схоластики), а затем наступил длительный период ее относительного застоя.

2.8.1. ЗАПАДНАЯ ЦЕРКОВЬ

Начнем с упоминания некоторых важных латинских терминов, которые употреблялись средневековыми теологами.

praedestinatio - предопределение. Это слово в Средние века прочно связывалось с именем Августина.

gratia - благодать. Схоласты, вслед за Августином, учили по меньшей мере о трех видах благодати: gratia communis (общая благодать, принадлежащая всему творению), gratia peculiaris (особая благодать, побуждающая - не заставляющая - грешника покаяться), gratia cooperans (сотворящая благодать, которая, действуя вместе с волей человека, приводит его к спасению).

liberum arbitrium - свободный выбор (свободная воля). Его признавало подавляющее большинство богословов Церкви.

causa efficiens - действующая, непосредственная причина в nexus causalis (причинной связи). Понятие "свободная воля", по мнению детерминистов, нарушает причинно-следственный ряд в физическом мире. Но за этим обвинением нередко кроется известная логическая ошибка - post hoc ergo propter hoc ("после этого значит по причине этого"), простая временн'ая последовательность событий не обязательно означает их причинную связь.

causa instrumentalis и causa secundae - инструментальные и (или) вторичные причины. Бог часто осуществляет Свою волю в созданном Им мире не прямым вмешательством, а посредством уже действующих законов (природных или человеческих), которые в таком случае выступают как бы "инструментами" в Его руках.

praescientia - предузнание. Толкование предопределения как решения Господа, основанного на Его предузнании ответа человека на призывающую благодать, не устраивало теологов, следовавших августиновой традиции, так как, по их мнению, это ограничивало суверенность Всевышнего.

providentia - Провидение. По мысли схоластов, широкое понятие всеобъемлющего присутствия Бога в сотворенном Им мире, включающее в себя, как частный вопрос, предопределение. Бог заботится обо всем творении и о каждом человеке, направляя ход истории к конечному торжеству добра и к Своей славе.

Закончим это небольшое упражнение в латыни фразой, не имеющей отношения к средневековью. Amor fati - любовь к року (судьбе) - это своего рода дань богословия Церкви языческой философии, то, от чего, увы, вполне не удалось христианству освободиться.

Из периода "мрачных веков" на Западе достойными упоминания в нашем обзоре являются Боэций, Иоанн Скот и небезызвестный монах Готшальк.

Боэций (VI в.) написал свою знаменитую книгу "Утешение философией", находясь в тюремном заключении в ожидании смертной казни. Это произведение несомненно, христианское, хотя и проникнутое в немалой степени платоновским духом. Обретая силы и покой в Боге и мудрости, человек может перенести все невзгоды внешней жизни. Касаясь вопроса предопределения (Провидения) и свободы, Боэций осторожно пытается примирить противоположности: "...То, что произойдет в будущем, не является необходимым до того момента, когда происходит". [16, V,4]. Пытаясь взглянуть на проблему "с точки зрения вечности", Боэций пишет, что одни события происходят по необходимости, а другие - нет (V,6).

Иоанн Скот (IX в.) вошел в историю благодаря сочинению "О разделении природы" и своей попытке согласовать неоплатонизм с христианством. Но для нас он интересен прежде всего как автор осужденного Западной Церковью трактата "О божественном предопределении". Когда между монахом Готшальком, возможно, единственным в то время последователем доктрины двойного предопределения, и архиепископом Гинкмаром, одним из многих ее противников, произошел на эту тему спор, Иоанн выступил со своей книгой, в которой безоговорочно отстаивал свободную волю. Вопрос этот был довольно щекотливым, так как официально Церковь придерживалась линии Августина, но на практике уже давно от нее отошла. Поэтому Иоанн Скот, в сущности, был порицаем только за то, что его доводы в защиту свободы человека носили преимущественно философский, а не теологический характер. Поучительна и судьба Готшалька. За верность учению о предопределении он был осужден Церковью, лишен сана, подвергнут бичеванию и приговорен к пожизненному заключению. Тем дело и кончилось. [91, с.378; 136, p.141].

В трудах теологов-схоластов окончательно исчезает "платоновский дух", что, впрочем, не означает прихода в богословие "чистого Евангелия". Просто место Платона отныне занимает Аристотель. Фома Аквинский особенно преуспел в "примирении" Аристотеля с христианским учением. Так от внутреннего постижения Бога и мистицизма наметился уклон в сторону академической сухости и формальности в решении теологических вопросов. Схоласты любили диспуты и увлеченно в них участвовали, часто даже не заботясь, насколько серьезно звучит сама тема спора или же аргументация сторон. Хрестоматийный пример такого рода - споры о "буридановом осле", небесполезные, впрочем, для нашего рассуждения.

Буриданов осел - образ, использованный схоластами в дискуссиях о свободе и детерминизме волевого акта. Осел, поставленный посередине между двумя равными порциями сена, умирает от голода, так как не находит преобладающего побуждения выбрать одну из них. Впервые подобная мысль появляется еще у Аристотеля. В трактате "О небе" (295b) он, высмеивая гипотезу Анаксимандра, согласно которой наша Земля покоится в центре мироздания из-за отсутствия видимых причин двигаться в одном, а не в другом направлении, проводит аналогию с человеком, умирающим от голода и жажды, но не способным сделать выбор и взять какую-либо пищу, поскольку она равномерно распределена по окружности вокруг него. [10, т.3]. В эпоху Ренессанса вместе со многими античными идеями возрождается и этот курьез. Так, например, Данте в своей "Божественной комедии" пишет:

Меж двух равно манящих яств, свободный

В их выборе к зубам бы не поднес

Ни одного и умер бы голодный;

Так агнец медлил бы меж двух угроз

Прожорливых волков, равно страшимый;

Так медлил бы меж двух оленей пес.

[31, "Рай", IV,1-6].

Это забавный пример ограниченности как индетерминизма, так и детерминизма. На самом же деле, в человеке даже меньший импульс вполне может победить больший и побудить волю принять решение сделать что-либо вопреки "обычному" или "большему" желанию: например, во время голода отдать последний кусок хлеба ребенку, броситься в прорубь или в огонь для спасения человека. Здесь решение принимается явно вопреки таким сильным детерминирующим факторам как инстинкт самосохранения, желание незаметно покинуть место происшествия, ответственность за свою жизнь и здоровье перед семьей и т.п.

Но не все богословие Церкви в Средние века становится схоластическим. Сохранялась до некоторой степени и мистическая традиция. Ниже мы дадим короткий обзор взглядов о предопределении и свободе воли нескольких наиболее известных католических теологов, не подчеркивая, к какому направлению они относились, ибо не всегда справедливо это определять однозначно.

Ансельм Кентерберийский (XI-XII вв.) в трактате "О свободном выборе" писал: "И через способность грешить, и добровольно, и по свободному выбору, и не по необходимости наша и ангельская природа вначале согрешила и могла служить греху; и притом, однако, грех не смог овладеть ею так, чтобы она могла быть названа несвободной или выбор ее - несвободным". [8, II,209,27]. Эти слова Ансельма отражают уже сложившуюся в католицизме традицию, которая существует по сей день: человек и после грехопадения обладает достаточной свободой совершать добрые дела без специальной на то помощи Божьей. Спасение же невозможно без благодати, без воли Господа. Пытаясь согласовать обе доктрины, Ансельм находит любопытный довод: "Если какое-то событие случается без необходимости, то Бог, Который "предзнает" любое событие будущего, знает и это. Значит, необходимо, чтобы что-то случилось без необходимости". [92, т.2, с.101].

Сторонником свободы воли был и Бернар Клервоский (XII в.). Liberum arbitrium он определял как свободный - со стороны воли и выбор, поскольку он относится к действию разума. Бернар выделял три степени свободы человека: от греха, от страдания, от необходимости. Первые два вида свободы человек утратил вследствие грехопадения, последняя же свобода сохраняется, составляя саму суть произволения. В свободе от необходимости Бернар видел образ Божий в человеке, в утраченной же Адамом свободе от греха и страдания - "некое двоякое подобие", которое впоследствии будет восстановлено в спасенных. [14, с. 269-286].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тайна предопределения"

Книги похожие на "Тайна предопределения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Прохоров

Константин Прохоров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Прохоров - Тайна предопределения"

Отзывы читателей о книге "Тайна предопределения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.