» » » » С Максимов - Крестная сила, Нечистая сила


Авторские права

С Максимов - Крестная сила, Нечистая сила

Здесь можно скачать бесплатно "С Максимов - Крестная сила, Нечистая сила" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Крестная сила, Нечистая сила
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Крестная сила, Нечистая сила"

Описание и краткое содержание "Крестная сила, Нечистая сила" читать бесплатно онлайн.








В Духов День (в Сольвычегодском уезде Вологодской губернии и по Вятке), в день Успения Богоматери (в Тихвинском уезде Новгородской губернии), на Симона Зилота - 10 мая (без различия местносгей), по православным деревням обязательно служатся всспа

родные молебны. Народ собирается к часовням, толпится на площадках и окропляется святою водою не потому, что в эти дни совершаются молебствия но случаю избавления от бед, а потому что в эти дни матьсыра земля бывает именинница*. Хотя праздник именинного чествования земли существует далеко нс нопсеместно, но в то же время на всей Руси великой крестьяне строго придерживаются правила, чтобы в эти дни никто не смел ни копать, ни рыть ям, ни пахать полей. Делается это для того, чтобы не обидеть кормилицу-землю и чтобы не осерчала она, и без того своенравная и капризная, тугая на подъем и скупая на милости. В некоторых местах наших лесных северных губерний уважение к кормилице-земле (здесь очень суровой и неласковой) сопровождается даже некоторым заискиванием: в Успеньев день, в теплую погоду, считается большим грехом ходить босиком. За соблюдением такого обычая следят очень внимательно, не позволяя малым ребятам ходить разувшись.

Умилостивление земли и способы испрошения ее милостей и щедрот настолько многочисленны и разнообразны, что в среде опытных хозяев существует на

* Hti Духов День, по объяснению, лоставлсняому из Вятской губернии, земля потому именинница, что и этот день она сотворена: когда Господь сотворял землю, злые духи сказали ему: "Мы пс будем тебе помогать". А начальник их украл клочок земли и положил себе за теку. Здесь у него земля начала расти быстро. От боли во ргу он начал бегать и разбрасывать землю по сторонам; где упало много -впали горы, а где мало -обозначились бугры и холмы. Когда происходила на небе война и архашел столкнул дьявола на землю, чтобы он сквозь нее провалился, свсржснный на лечу изрыл землю своими рогами так, что по ней полелались лога и овраги. В указанных выше местах считается также грехом беспокоить именинницу, и крестьяне, нисколько нс стыдясь и вовсе не скрываясь, припадают на колена и по нескольку раз целую г землю.

этот счет целая наука. Попробуем взять из эгих способов только те, где под новыми наслоениями всего заметнее сохранились следы седой старины.

Поставлен в поле стол, покрыгый чистой скагертью. На нем серебрится на солнышке водоспя! пая чаша, желтеют свечки и сереет большая коврига печеного хлеба. Перел столом полукругом стояг бородачи с иконами в руках, закрытыми полотенцами. Против них поместился священник с причтом, а за ними и весь этот парод, от чрева матери обреченный в поте липа своего снести хлеб свой. Молебен отпели: 'юлпа зашевелилась и загудела как пчелиный рой. Подали священнику севалку - лукошко с веревочкой, чтобы ловко было перекинуть ее через плечо, - берет он из нее горсть сборной ржи от каждого двора и ловко, привычной рукой, разметывает но пашне. Затем ндег он краем ноля, поперек всех загонов и кропит все полосы святой водой, и чью полосу окропляет, тот хозяин крестится, а иной еще, сверх того, шепчет про себя, какую знает, молитву. Иконы относят в церковь; нона с дьячком зовут в избу и предлагают посильное угощение, в полную сыть.

Кроме священника, крестьяне еще чаще поручают делать засев какому-нибудь ветхому, преклонному ciaрику, который сам и указывает, в какой лень начина гь засев. Такой старик считаегся первым человеком на селе. Рука у него легкая, удачливая, а с легкой руки если не куль муки, то во всяком случае - почин дорог. Этих стариков обыкновенно стаскивают с печи, ч'юбы они шли священнодействовать. У иного голова па плечах нс держится, руками он не владеет, зерна в iopcib с трудом загребает и зря рассыпает. Его выведут на зеленя иод руки, пособят и рукой потрясти. Он же, зная свое дело и ожидая, что его позовут, успел }же

с вечера сходить в баню и надеть чистое белье, а днем засева (обходя тяжелые дни среду и пятницу) назначил Благовещение*. Выходит он сеять натощак, а разбрасывая по полосам зерна, шепчет молигву: "Зароди на нее души грешные, на всякого проходящего и заходящего, на калек и нищих, на братию имущую и неимущую" и пр.

Это - тот же почетный старец Белой Руси, который в первый день Рождества (на "калядах") в черной рубахе садится на печной столб, гадает об урожае и говорит затверженные непонятные слова, которые в наши дни надо переводить на живую речь и толковать. Так, например, он кличет: "Иди, мороз, кутью есть на чугунную борону с железным кнутом", г.е. если придешь, то было бы что положить на сковороду (чугунную борону), было бы что вынуть сковородником (железным кнутом) из печи и поставить на .стол.

В некоторых местах (даже под самым г. Орлом), когда выходит засевальщик в поле, то, снявши шапку, молится на восток: "Батюшка Илья, благослови семена в землю бросать. Ты напой мать-сыру землю студеной росой, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила его мне большим колосом".

Или кличут так: "Кузьма-Демьян - матушка полевая засгупница, иди к нам, помоги нам работать!"

* По мнению вологжан, легкие дни-понедельник и вторник, а среда и тот-дснь, в который случилось Благовещение, 1яжслые. К слону, о легких и несчастных днях- из Порховского уезда Псковской губернии прислан перечень этих дней, которые ci рою соблк>даюгся и в когорые крестьяне нс работают и даже нс делают шагу из дому в январе 2 и 23, феврале 2 и 20, марте 4, 7 и 21, в апреле 3 и 20, в мае 2 и 26, в июне 9 и 23, июле 3 и 20, в августе 4 и 6, в сентябре 4 и 26, в ок1ябре 6 и 21, в ноябре 3 и 25 и в декабре 4 и 20. В эти дни зарождаются все недобрые люди и колдуны

При посевах всяких сортов хлеба великую роль играет так называемая благовещенская просфора, которую крестьяне или получают кусочком из рук священника при раздаче в конце обедни антидора, или сами подают за евхаристией, чтобы вынули части за здравие живущих и за упокой умерших. Просфору эту или кладут в сусеки, чтобы увеличить силу плодородия зерен, или на дно лукошка-севалки и в мешки с зерном. По окончании же сева просфору деляг между семейными и съедают. На вопрос священника о значении эчого обычая подмосковные крестьяне отвечали, что так-де поступали и завешали делать отцы и деды Самый же обычай этот укрепился до такой степени, 410, например, под Орлом просфоры пекут дома, разной величины, от обыкновенной до полуфунтовой; по форме они схожи с церковными, но лишь с оттиском на верхней половинке обыкновенного шейного креста. В Тамбовской губернии стараются напечь просфор столько, чтобы на каждого члена семьи Пришлось по одной. В некоторых местностях (например, в Боровичах) значение благовещенской просфоры отчасти оспаривается силою и действием хлебца-"крестовика", какие обычно пекут во всей православной России, на средокрестной (четвертой) нелеле великого поста. Печенье этих "крестовиков" связывается обыкновенно с суеверными гаданиями о том, кому доведегся в тот год сеять и какие сорта хлеба. Счастье выпадает тому, кому достается кресювик с запеченными в нем заметками: одни для мужчин, другие для женщин. Если хлебец достанется ребенку, то, по обычаю, например, крестьян Ковровского уезда Владимирской губернии, ребенка ведут или несут в поле и дают ему взять юрсть семян (если же ребенок грудной, то за него разрешается исполни IL святую обязанность маюри).

Следом за окончанием сева начинается самое мучительное в трудовой жизни время, когда по мелким и случайным признакам настоящего доводится судить о темном будущем. До сих пор с ранней осени, с посева озимей, прибегали к гаданиям, вопрошая небо, насколько оно милостиво к земле-кормилице; в какую силу-меру станет отвечать ее насущным нуждам и помогать ее силам в тех случаях, когда они окажутся утомленными или истощенными. По заметам древнейших предков, в зимнюю пору то прибегают к церковным молитвам, то к суеверным заговорам и разнообразным причетам, служат и молебны в церквах и домах и вгихомолку задабривают ласковым словом и обетными приносами того нечистого, который зовется "полевиком". Гадают об урожаях отдельно для всякого хлебного злака, а попутно и на огородные овощи, причем соблюдаются урочные для каждого из них сроки, намеченные еще в старину: и на христианские праздники из двунадесятых, и на простые дни, не чествуемые святой церковью, по избранные всенародным ночиганием. Доискиваются прямых указаний - по блеску звезд на Параскеву-Пятницу, на день Рождесгва Христова, на Якова-апостола и на последние сучки масленицы - и по облакам, и по ущербам луны, и но солнцу. Принимается в расчет и то, насколько космага изморозь на деревьях и сколь силен иней, велик мороз, ясны утренники, черны тропинки и прохожие дороги. Какой день на масленой неделе выдался ясным, тот день стараются запомнить, чтобы в соименный ему начать сеять. В родительскую субботу все спешат вывозить навоз на ноля; на Вербной неделе и Новгородской губернии для урожая желают мороза; в Ярославской в то же время молят о ясных днях. На Вознессньев дет. в иных местах в поле не рабогают, в дру1их стараются


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Крестная сила, Нечистая сила"

Книги похожие на "Крестная сила, Нечистая сила" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С Максимов

С Максимов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С Максимов - Крестная сила, Нечистая сила"

Отзывы читателей о книге "Крестная сила, Нечистая сила", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.