Шон Флинн - Экономика для "чайников"
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Экономика для "чайников""
Описание и краткое содержание "Экономика для "чайников"" читать бесплатно онлайн.
В этой книге вы найдете описание самых важных экономических теорий, гипотез и открытий, но без огромного количества малопонятных деталей, устаревших примеров или сложных математических "доказательств". Здесь освещены такие темы.
Как государство борется с кризисами и безработицей, используя монетарную и фискальную политики.
Как и почему международная торговля приносит нам пользу.
Почему от плохо разработанных прав собственности страдает окружающая среда, где происходит глобальное потепление, загрязнение воздуха, воды и грунта и исчезают виды растений и животных.
Как прибыль стимулирует предприятия производить необходимые товары и услуги.
Почему для общества конкурирующие фирмы почти всегда лучше, чем монополисты.
Каким образом Федеральный резерв одновременно руководит количеством денег, процентными ставками и инфляцией.
Почему политика государства в виде контроля над ценообразованием и выдачи субсидий обычно приносит больше вреда, чем пользы.
Как простая модель спроса и предложения может объяснить назначение цены на все, начиная с комиксов и заканчивая операциями на открытом сердце.
Я сделаю все, от меня зависящее, чтобы все вышеперечисленное — и даже больше — объяснить вам ясным и понятным языком. В этой книге я разместил информацию таким образом, чтобы передать вам бразды правления. Вы можете читать главы в произвольном порядке, у вас есть возможность сразу же попасть туда, куда пожелаете, без необходимости читать все то, на что вы не хотите тратить свое внимание.
Экономистам нравится конкуренция, поэтому вас не должно удивлять, что у нас существует множество спорных точек зрения и вариантов каких-либо определений. Более того, лишь в результате энергичных дебатов и внимательнейшего обзора всех фактов, предлагаемых нашей профессией, можно понять взаимосвязи и механизмы нашего мира.
В этой книге я постараюсь прояснить те фантазии или идеи, которые приводят к многим разногласиям. Эта книга содержит перечень ключевых идей и концепций, которые экономисты признают справедливыми и важными. (Если же вы захотите, чтобы я высказал собственную точку зрения и назвал вам свои любимые теории, то придется заказать мне чего-нибудь горячительного!)
Однако экономисты не достигли согласия даже по поводу того, каким образом представлять ключевые идеи и концепции, так что в данном случае мне нужно было принять несколько решений об организации и структуре. Например, когда речь идет о макроэкономике, я использую кейнсианский подход даже в том случае, когда приходится объяснять некоторые не-кейнсианские концепции. (Если вы не знаете, кто такой Кейнс или что такое кейнсианство, Не переживайте, позднее я вам его представлю.) Некоторым из вас это может не понравиться, но, по моему мнению, это способствует краткости изложения.
Приспособление цен в долгосрочном периоде
Давайте исследуем, что происходит, когда экономика начинает с уровня цен, отличного от Р*. Например, давайте снова рассмотрим уровень цен Рвысокий и соответствующий ему уровень совокупного спроса, Yнизкий. Очевидно, что Yнизкий меньше, чем уровень выпуска, произведенного при полной занятости (Y*). Это важно, потому что предприятия предпочитают работать на уровне выпуска Y*. Ведь они вложили деньги в фабрики и оборудование, которое будет простаивать, если они станут производить меньше продукции. Следовательно, их реакцией будет снижение цены с целью увеличения продаж. И они будут продолжать снижать цены до тех пор, пока повсеместно уровень цен в эко-
номике снизится до Р*, потому что это тот уровень цен, при котором потребители хотят купить количество продукта, произведенного при полной занятости, Y*.
Вы беспокоитесь, что все эти снижения цен приведут фирму к потере денег? Мужайтесь: фирмы не обязательно потеряют прибыль в этой ситуации, потому что одновременно падают и их расходы. Это происходит потому, что когда экономика производит меньше, чем Y*, появляется масса безработных людей и множество неиспользованных производственных ресурсов, как то железо и нефть. Безработица препятствует повышению зарплат, ведь наличие большого количества свободных трудовых ресурсов значит, что вы можете нанять людей за более низкую зарплату. И чем больше есть неиспользованных средств производства, тем больше падает их цена.
Итак, мы теперь знаем, что более низкие цены привлекают большее количество потребителей, стимулируют рост продаж и способствуют тому, что фирмы снова нанимают уволенных работников. Этот процесс продолжается до тех пор, пока цены упадут до Р*. На этой точке экономика снова начинает функционировать при полной занятости, а это значит, что все работники, желающие получить работу, могут ее получить.
Таким же образом цены не могут долгое время оставаться ниже уровня Р*. На уровне цен Рнизкий люди хотят покупать продукт Yнизкий. Но это больше, чем фирмы могут производить при полной занятости. Единственный способ произвести такой большой продукт — это увеличить продолжительность рабочей недели за пределы 40 часов. А единственный способ склонить работников согласиться на это — заплатить им больше денег, причем единственный способ повысить заработную плату — значит повысить цены на производимые фирмой товары. Итак, если спрос превышает предложение, цены повышаются до тех пор, пока они достигнут Р*, когда количество товара, требуемое потребителями, точно равно объему производства при полной занятости, Y*.
Как вы можете видеть, если цены располагают достаточным количеством времени для приспособления, экономика всегда возвращается на уровень выпуска Y*. Поскольку мы называем время, необходимое для корректирования цен, долгосрочным периодом, имеет смысл назвать вертикальную линию над Y* кривой долгосрочного совокупного предложения, поскольку она показывает, какой объем выпуска будет произведен в экономике после того, как пройдет достаточное количество времени, чтобы цены приспособились, выровняв предложение и спрос на товары и услуги. (Подробности о предложении и спросе вы найдете в главе 8.)
Шоки в системе: реакция на изменение совокупного спроса
В предыдущем подразделе объясняется, что происходит, если цены на товары и услуги будут в целом слишком высокими или слишком низкими: они со временем приспосабливаются к равновесному уровню (Р*), так что экономика может вернуться к объему производства на уровне полной занятости (Y*). Но что изначально создает условия для того, чтобы цены были слишком высокими или слишком низкими? Шок совокупного спроса — общего количества товаров и услуг, которые люди хотят купить.
Во-первых, давайте посмотрим, что представляет собой шок совокупного спроса. На рис. 6.3 показана кривая совокупного спроса, сместившаяся влево от AD0 до AD1. Левостороннее смещение кривой совокупного спроса называется отрицательным шоком спроса, и его может вызвать, например, сокращение доверия к процессам, происходящим в экономике, при наличии которого люди хотят больше откладывать и меньше потреблять. (Правостороннее смещение AD называют положительным шоком спроса.)
Изначальный уровень цен, Р0, соответствует точке, в которой первоначальная кривая спроса AD0 пересекается с вертикальной кривой предложения LRAS. В долговременном периоде, после того, как фирмы приспособятся к нарушению спроса, новый уровень цен, Р1 будет находиться в точке пересечения новой кривой AD1 и вертикальной кривой LRAS.
Новый уровень цен (Р1) ниже изначального уровня цен (Р0). Почему? Спрос на товары и услуги уменьшается после отрицательного шока спроса. Единственный способ заинтересовать потребителей снова приобретать объем продукта, произведенный при полной занятости, (У) — это снизить стоимость покупки такого большого количества товара, т.е. снизить уровень цен. Выполнение необходимого снижения цен может занять у предприятий некоторое время, но когда они сделают это, экономика снова будет производить товары на уровне Y* в долгосрочном периоде.
Я надеюсь, что вы уже убедились, что в долгосрочном периоде, после того, как цены смогли приспособиться под условия, вызванные каким бы то ни было шоком, экономика будет снова производить продукт, соответствующий полной занятости, Y*. Это во многом отличается от тех процессов, которые происходят в краткосрочном периоде, — до того, как цены пройдут этап корректировки. О краткосрочном периоде я расскажу вам в следующем подразделе.
Жесткие цены в краткосрочном периоде
Как я уже объяснял выше, после того, как в экономике происходит какой- либо шок, цены с течением времени корректируются, возвращая экономику к уровню выпуска при полной занятости (У). Однако этот процесс может занять некоторое время, потому что в краткосрочном периоде цены в высшей сте-
пени жесткие. Даже менеджерам самых быстро приспосабливающихся фирм необходимо определенное время для того, чтобы решить, насколько снизить цены. А некоторые фирмы вообще проявляют недостаточную гибкость в этом вопросе.
Предположим, что какая-то фирма выпустила каталоги с перечнем цен на товары, которые она продает. Эта фирма распространяет свои каталоги только один раз в год; отсюда следует, что она должна будет продавать потребителям товары по этим ценам до тех пор, пока не будет выпущен следующий каталог. В подобной ситуации фирма корректирует свой объем производства с объемом спроса, возникающий по этим жестким ценам. Если обнаружится, что есть много желающих приобрести товары по этим ценам, фирма увеличивает объем производства, обычно нанимая с этой целью больше рабочих. Если же окажется, что товары у этой фирмы пожелает приобрести слишком малое количество покупателей, она сокращает производство, обычно нанимая меньшее количество рабочих.
Рис. 6.4 отражает ситуацию, при которой фирмы связывают себя жесткими ценами и могут отвечать на изменения в спросе только корректированием уровня производства. На рисунке видна горизонтальная кривая совокупного предложения в краткосрочном периоде SRAS (short-run aggregate supply), которая на самом деле вовсе не кривая, а прямая линия. Эта "кривая" соответствует уровню цен Р0, потому что фирмы в краткосрочном периоде не могут скорректировать свои цены. Перемещения влево и вправо вдоль кривой SRAS фиксируют периоды увеличения и сокращения объемов производства, которые должны проводить фирмы, поскольку спрос на их продукцию варьируется при жестких ценах.
Следует отметить, что экономисты располагают разными сложными способами объяснения того, как экономика приспосабливается к шоку спроса. Я сокращаю объяснение до схематичного, т.е. представляю кривую SRAS в виде горизонтальной линии. В более доскональных объяснениях кривая SRAS имеет вид восходящей косой линии. Но не смущайтесь: основная идея в обоих случаях та, что экономика движется от точно горизонтальной кривой совокупного предложения (сразу после шока), до (немного позднее) восходящей и до точно вертикальной — называемой LRAS— в долгосрочном периоде. Я изъял промежуточную часть для того, чтобы сделать объяснение насколько возможно понятным. Я использую лишь исходную, горизонтальную кривую и финальную, вертикальную, называя первую SRAS, а вторую — LRAS.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Экономика для "чайников""
Книги похожие на "Экономика для "чайников"" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Шон Флинн - Экономика для "чайников""
Отзывы читателей о книге "Экономика для "чайников"", комментарии и мнения людей о произведении.