» » » » Тензин Гьяцо - Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания.


Авторские права

Тензин Гьяцо - Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания.

Здесь можно скачать бесплатно "Тензин Гьяцо - Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство Океан Мудрости, год 2009. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Тензин Гьяцо - Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания.
Рейтинг:
Название:
Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания.
Издательство:
Океан Мудрости
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-9901422-2-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания."

Описание и краткое содержание "Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания." читать бесплатно онлайн.



Книга об исторически значимом диалоге между ведущими западными учеными и Далай Ламой XIV. Совместная конференция посвящалась трем ключевым состояниям — сну, сновидениям и смерти, которые были названы известным неврологом Франциско Дж. Варела «теневыми зонами эго». В конференции участвовали такие известные ученые, как философ Чарльз Тейлор, психоаналитик Джойс Макдугал, психолог Джейн Гакенбах, культуролог Джоан Халифакс и невролог Джером Энджел.

Участники уникального обмена мнениями постоянно удивляют и восхищают нас своими находками сходства и различия между наукой и буддизмом. Книга-отчет об этом событии увлекательна и рассчитана на широкий круг читателей.






— Вероятно, взгляды, представленные в физиологии сна, ближе к первоначальным взглядам, которых придерживались тибетские ученые старой школы, — сказал Далай Лама, напомнив нам, что буддизм, подобно большинству современных доминирующих традиций, зиждется на своих основополагающих источниках. — Кульминацией четырех фаз является ясный свет, а затем вы идете назад через первые три фазы, возвращаясь от ясного света к состоянию сновидений. В более поздних учениях этот взгляд изменился, особенно в отношении промежуточного состояния бардо и традиции Шести йог Наропы, источник которых восходит к Марпе.

(Наропа, знаменитый представитель тантризма, живший в одиннадцатом веке в Индии, был учителем Марпы, тибетца, дважды путешествовавшего в Индию с целью получения и распространения учения. Позднее Марпа стал основателем направления Нового перевода в тибетском буддизме. Из этого направления образовалось позднее много разных школ, некоторые из которых существуют и сегодня. Подобные различия внутри буддизма напоминают мне о ситуации в научном мире, где противоположные взгляды также могут соседствовать долгое время.)

— Между прочим, — сказал Его Святейшество, — тибетский буддизм считает сон формой подпитывания, подобно еде, восстанавливающей и освежающей тело. Другой формой подпитки является самадхи, или медитативная концентрация. Если человек приобретает большой опыт в практике медитативной концентрации, то уже одно это поддерживает и питает тело.

Хотя сон является источником питания для тела, неясно, каким образом сновидения служат человеку, кроме как в медитативных практиках. В буддизме считается, что сны приходят из области контакта между разными уровнями тонких тел — грубым уровнем, тонким уровнем и очень тонким уровнем, но если вы спросите, почему мы видим сны, какая от них польза, то в буддизме нет ответа на эти вопросы.

Затем он остановился на вопросе, вызвавшем его любопытство:

— Мы определили различие между БДГ-сном и четвертой фазой глубокого сна. Когда вы находитесь в состоянии парадоксального сна, продолжается ли одновременно состояние сознания четвертой фазы ББДГ-сна или оно прерывается[13]?

— Это совершенно разные состояния, — ответил я. — Когда я нахожусь в состоянии БДГ, у меня одна форма сознания. Если состояние моего разума и мозга меняется, то форма сознания будет другой. Мне не нужно устанавливать, что продолжается другое состояние. Я предпочитаю считать формы сознания производными от свойств мозга и тела.

— Должен ли ББДГ-сон обязательно предшествовать БДГ-сну? — продолжал размышлять Далай Лама. — Согласно тибетскому буддизму, пребывание во сне означает, что проявляется аспект ума, соответствующий сну, и сон может быть как со сновидениями, так и без них. Но если сновидения возникают, то аспект ума, соответствующий сну, должен обязательно присутствовать. Этот аспект ума является основой не только сновидений, но и сна без сновидений. Однако есть трактат, в котором один из тибетских мастеров высказывает парадоксальное утверждение, что в глубоком сне сон отсутствует, потому что в нём нет осознанности или сознания. Значит, сон как один из аспектов ума отсутствует в глубоком сне.

Он посмотрел на меня в ожидании ответа.

— Неврологи сказали бы, что вам следует дать определение двух аспектов ума, отвечающих за парадоксальный и глубокий сон. Но если мы назовём спонтанные мысленные или зрительные образы сновидениями, то тогда сновидения имеют место во всех трех состояниях: бодрствования, БДГ и ББДГ. Вы можете бодрствовать, и при этом у вас могут быть галлюцинации; вы можете видеть гипнотические образы в момент засыпания; вы можете видеть сны психического содержания в состоянии глубокого сна и вы можете видеть классические сновидения во время БДГ-сна. Если же мы дадим сновидению четкое определение — яркое, сюжетное, с непрерывным содержанием, — тогда можно говорить только о состоянии парадоксального сна.

Его Святейшество кивнул и задумался, видимо, размышляя над тем, как наука и Абхидхарма, буддийская теория психической деятельности, могут дополнить друг друга.

Растворение во сне и в смерти

Пит Энгель, предложив обсудить сон, сновидения и смерть в обобщенном русле, сослался на книгу «Смерть, промежуточное состояние и перерождение в тибетском буддизме» Лати Ринпоче и Джеффри Хопкинса. В ней рассматривается достаточно спорная идея о периоде между смертью и следующим воплощением и о том, как сознание проходит через этот период. Это промежуточное состояние тибетцы называют «бардо».

Пит начал свое выступление так:

— В книге обсуждаются этапы смерти, которые затем повторяются в обратном порядке в состоянии бардо во время перерождения.

В ней говорится, что сон по своей сути — репетиция процесса умирания, и меня поразило сходство между сном и смертью.

Также рассматриваются два других состояния с теми же этапами: медитативное состояние и оргазм. Я хотел бы больше узнать об этом, потому что с точки зрения неврологии медитативное состояние полностью отличается от сна, а что уж говорить об оргазме!

Меня поражает тот факт, что в буддийской концепции сна и в научном описании сна есть сопоставимые этапы, но какие этапы медитативного состояния сходны со сном с буддийской точки зрения и каким образом сюда вписывается оргазм?

— Переживания, которые вы испытываете, засыпая и умирая, являются результатом растворения некоторых элементов, — ответил Далай Лама. — Существуют разные пути, по которым идет этот процесс. Например, он может возникать как результат особых форм медитации, в которых используется воображение. Растворение или исчезновение элементов происходит в соответствии с уровнями тонкости сознания. Когда бы ни происходило такое растворение, всегда сохраняется общее правило: тонкость сознания изменяется вслед за изменением жизненной энергии.

Он объяснил методы, лежащие в основе этой концепции:

— Есть три пути изменений жизненной энергии. Первый — естественный физиологический процесс, следствие разрушения разных элементов, а именно: земли (твердость), воды (текучесть), огня (жара) и воздуха (подвижность). Это происходит естественным и непреднамеренным образом во сне и в процессе смерти. Аналогичное происходит с жизненной энергией в результате медитации, когда используется сила концентрации и воображения; это изменение жизненной энергии приводит к сдвигу сознания от грубого к тонкому. Относительно третьего пути — оргазма — можно сказать, что изменение энергии и переход от грубого сознания к тонкому происходит не в процессе обычного совокупления, а только через особую практику, когда контролируется движение половой жидкости в сексуальном акте как для мужчин, так и для женщин.

— Является ли конечный результат — растворение земли, воды, огня и воздуха — разным или одинаковым для этих практик? — спросил Пит.

— Не совсем одинаковым, — ответил Далай Лама. — Есть много уровней тонкости в природе ясного света. Например, ясный свет сна не так глубок, как ясный свет смерти. Буддизм Ваджраяны говорит о пяти первичных и пяти вторичных типах жизненной энергии, а также о грубых и тонких аспектах в каждой из двух групп. При ясном свете сна самые грубые формы этих энергий разрушаются или исчезают, а тонкие формы — нет; признаком служит то, что человек продолжает дышать через нос.

Поскольку мы планировали обсуждать процесс смерти в конце недели, я забеспокоился, как бы дискуссия не перешла к этой теме раньше времени, и попросил Пита придерживаться темы сна и сновидений. Он согласился.

— Сейчас меня больше интересует сходство между сном и медитацией. Если, используя специальную практику, пусть и очень сложную, возможно пройти все фазы сна и целенаправленно достичь ясного света сна, то чем это отличается от медитации?

Его Святейшество ответил:

— Важно помнить, что существует много форм медитации. Вышеупомянутые даже не обсуждаются в трех низших классах буддийских тантр, только в Наивысшей йога-тантре. Йога сновидений вообще является самостоятельной дисциплиной.

Я заинтересовался:

— Можно ли овладеть ею без изучения всех предшествующих?

— Да, возможно, даже без особо длительной подготовки. Йогу сновидений могут практиковать как буддисты, так и небуддисты. Если йогой сновидений занимается буддист, он вносит в нее особую мотивацию и цель. В контексте буддизма эта практика нацелена на осознание пустоты, но той же практикой могут заниматься и небуддисты.

Существуют ли аналоги понятия «тонкий ум»?

Я задал вопрос, давно занимавший меня, и, вероятно, высказался за всех присутствующих:

— Предположим, что у нас есть практик высокого уровня, который может сознательно пройти через все фазы сна и при этом постоянно оставаться в состоянии ясного света. Если провести с ним описанные мной опыты, можно ли ожидать каких-то внешних изменений? Будут ли отличаться признаки, по которым мы распознаем парадоксальный и глубокий сон? Окажется ли измененной четвертая фаза?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания."

Книги похожие на "Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Тензин Гьяцо

Тензин Гьяцо - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Тензин Гьяцо - Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания."

Отзывы читателей о книге "Сон, сновидения и смерть. Исследование структуры сознания.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.