» » » » Александр Гейман - Три эссе - О итогах культуры на конец ХХ века - размышления непосвящённого


Авторские права

Александр Гейман - Три эссе - О итогах культуры на конец ХХ века - размышления непосвящённого

Здесь можно скачать бесплатно "Александр Гейман - Три эссе - О итогах культуры на конец ХХ века - размышления непосвящённого" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Три эссе - О итогах культуры на конец ХХ века - размышления непосвящённого
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Три эссе - О итогах культуры на конец ХХ века - размышления непосвящённого"

Описание и краткое содержание "Три эссе - О итогах культуры на конец ХХ века - размышления непосвящённого" читать бесплатно онлайн.








5.НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ЭТИКИ.

Признавая кризис современной цивилизации, многие ищут решения на этических путях. Поскольку данный подход прилагается примерно к тем же проблемам, то нелишне, хотя бы бегло, сопоставить его с позицией нагваль-магии (как я ее понимаю). Скажу прямо, у меня лично ни малейшей иллюзии относительно действенности этических (религиозно-этических) рецептов. И вот почему.

________ * [Хорошим примером магии деланья, имитации, может служить, например, такое действо как демонстрация мод. Как оно выглядит: огромный зал, гаснет свет, в сияньи цветных прожекторов на сцене появляется молодая женщина потрясающей красоты и в эффектном наряде. Под обещающую нечто непередаваемое, будоражущую музыку дива двигается по длинному помосту вглубь зала; оркестр нагнетает темп; походка, каждый жест, выражение лица - все слагается в динамический образ поразительной силы, все готовит к тому, что вот-вот должно произойти нечто необыкновенно чудесное: то ли с небес прозвучит "Осанна!", то ли дива на глазах у всех явит свой лик Великой богини. Оно и происходит: модель ослепительно улыбается, поворачивается туда-сюда и... удаляется за кулисы. Как, и для этого было?!. Да, для этого: итоговая пустышка и есть то, что подобным образом колдовалось. Да и чем таким может поразить благодарную публику обычная длинноногая девчушка, даже поданная под богиню? - разве что крикнуть в зал какую-нибудь гадость покруче. Догадываюсь, что многим хочется - да ведь - выгонят.]

- 28

Прежде всего, этика сама по себе бессиль РАЗЛАД СЛОВА на обеспечить следование своим заповедям. И ДЕЛА Скажем, преступник может разделять ее

оценки, но не прилагать их к себе или да

же искренне каяться и... поступать постарому. Для магии подобное абсурд: там принять решение и следовать ему - одно и то же. Действие может не получиться, но не может не состояться - решение и есть переход к действию. В этике не так - она двоемысленна, как и цивилизация в целом, она питается мифом и решения ее мифичны - таково же и исполнение. Вообще, любая этическая система рано или поздно (а скорее - рано) становится формой коллективного самопотакания: "если нельзя, но очень хочется, то можно" - хотя пусть считается, что нельзя. (Убивать грех, но если храбрый чеченец пристрелит с десяток вражеских баб, то почему бы его не сделать национальным героем?)

Сушественно и то, каков сам этический

миф,- огрубляя, это вестерн, миф о герое ВЕСТЕРН и злодее . Плохо то, что здесь агрессия

находит оправдание, но не способ реально

го разрешения. В чем загвоздка - с одной стороны, ужасно хочется кому-нибудь двинуть в челюсть, но, с другой стороны, это как-то нехорошо. А хочется. Вестерн - и этика - находят способ соединения - чтоб и хорошо, и по челюсти двинуть. Это решение по принципу "минус" на "минус" дает "плюс": "зло" и насилие разрешается против зла и насилия: против врагов и злодеев, которые покушаются на высшие ценности - крадут в обход установленных правил, убивают не по приказу, сморкаются запрещеннным способом и т.д. Конечно, при таком методе получения "плюса" оба "минуса" увековечиваются: для разрядки агрессии никак не обойтись без злодеев,- и действительно, общество исправно прозводит их в нужных количествах. Взять секретные спецслужбы и мафию - да ведь они зеркало друг друга, только одна мафия нанята государством, а другая спецслужба работает на себя (или думает так) - и обе вместе заняты деланьем т е н и: производством насилия и дезинформации. [Кстати, даже исторически одно из другого: не только на Диком Западе шерифом назначали самого отпетого бандита,- средневековая полиция (у арабов) возникла из союза городских "авторитетов", которые за определенную мзду брались "навести порядок" [4].]

На практике следование такой модели заво

дит в тупик, но и в части теории обстоит ТЕОРЕМА ГЕДЕЛЯ не лучше. Система этических оценок, - до

бро-зло, герой-злодей - когда ее пробуют

прилагать к жизни и природе, попросту не работает. На ум невольно приходит теорема Геделя о неизбежной неполноте или противоречивости всех формальных систем, этика, как символическая система, очевидно, тоже подпадает под это правило. Не там, так здесь всплывают самые неразрешимые и зубодробительные противоречия,- а попытка поправить дело религией только сообщает этим противоречиям глобальный, вселенский характер, но их ничуть не устраняет. Как ни крути, а в конце концов все равно появляется Космический Шериф и начинает окончательную разборку: "Ну что, Люци, поквитаемся?" - "Щас я те врежу!"- цедит Люци сквозь зубы - но получает по рогам и исчезает отныне и во веки веков (до следующей серии). Агнцев отделяют от козлищ - ну и т.д. Одно непо

- 29 нятно - а почему бы Космическому Шерифу не начать прямо с этого? - ах, ну да - тогда кина не будет.

Само собой, что магия отказывается попадаться на эту приманку: уж где-где может быть решение, но только не в тупиках двоемыслия. Верно, и она пользуется мифом, но - зряче, как инструментом, и не жертвует подлинностью в пользу ритуала. Как-никак, сам метод нагваль-магии предполагает взаимодействие с реальностью вне готовых имен и решений.

Великая же слабость этики как раз и состо

ит в попытке дать готовые решения (не гоБЕГСТВО ОТ воря об их мифичности). Пытаться же жить СВОБОДЫ по предзаданным правилам, хотя бы и запо

ведям,- это все равно что держать в руках

чужие деньги: может быть, и валюта настоящая, может быть, и сумма приличная - да что толку: не твое. Не убий? - пусть так, но что будет следованием этой заповеди для человека, оказавшегося в одиночестве где-нибудь в горах? Убивать некого - но жизни можно послужить иначе, - например, двигаться поаккуратней и не ушибиться: самым живым, самым жизнеприращающим действием здесь может быть такое. А в другой раз это будет - подобрать точную формулировку мысли, а еще в другой - вовремя посмеяться над собой, - каждый раз это надо найти вновь для новой ситуации. Но именно этот путь этика перекрывает, давая готовые ответы - единые для группы - так что вроде как и задачу-то решать не надо. Кто спорит большинство это вполне устраивает, ответственность(=свобода) - вещь строгая и некомфортная - да только здесь ли торопиться с комфортом? - "считаются"-то, работают, только свои решения.

В их отсутствие общество неминуемо обра

щается к силовому поддержанию этических НАСИЛЬСТВЕННОСТЬ стандартов. Внешнее принуждение очевидно,

но и насильственность интрала ничуть не

меньше. Психотерапевты - да еще, пожалуй, исповедники - могли бы много рассказать о том, какие ужасающие узлы и разрывы в обращении Эроса скрыты за внешней добродетельностью законопослушного гражданина.

Опять же, путь магии иной: не насиловать естество, а подружиться с ним, познать его вживе - и так получить свободу. Путь же насилия недействителен дважды: когда природа запрещается как природа, то она все равно возвращается, но уже как "зло".

Что же остается тогда, когда деланье неДЕЛАНЬЕ успешно? Как что - деланье вида: на выручВИДА ку приходит ритуал. Это, безусловно, тоже

магия, только дурная,- а магия как путь

знания ищет реальных решений. Как, например, может поступить маг, если возникла необходимость взаимодействовать сразу с целой толпой людей? - По-разному,скажем, он может провести сеанс музыкатерапии (по проф. Менегетти), хотя бы пробуя подобрать к каждому индивидуальный ключ ритма. Или он может отобрать тех нескольких, кому он может реально помочь в чем-либо. Наконец, он может, как это сделал Христос в известной ситуации, прямо сказать, что "вас слишком много" - и уйти,- в общем, действительный маг ответит тем реальным действием, которое доступно ему в реальной ситуации. У священника же ("профессионала") в таких случаях наготове предписанный ритуал, где уже все вопросы сняты, его

- 30 только надо "запустить" - это и будет считаться священнодействием. Что ж, считаться-то будет, а вот являться? Быть? С этим хуже,- и показательно, что отступив с путей магического знания, общество повернулось не к науке, рациональному знанию, а к магии липовой - обрядоверию.

6. РЕШЕНИЕ МАГИИ - ИСКУССТВО СВОБОДЫ.

Теперь, когда подходы магии обрисованы в данных выше сопоставлениях, можно попробовать обобщить их. Те варианты, которые в основном пробует историческое человечество,- это пути деланья. Идея современности в том, чтобы внести в него какие-то поправки,- скажем, этические,- и так или иначе привести к реальности, начать считаться с природой. В общем плохое деланье заменить хорошим.

Удовлетвориться этим, однако, означает произвести благоустройство тюрьмы. Сразу: я за благоустройство,- вещь хорошая, даже и для тюрьмы. Я лишь отказываюсь считать это решением - оно только в свободе.

И в этом же позиция нагваль-магии. Она ведь не отвергает ни этики, ни даже деланья, - более того, на своем пути магия сама ощутила необходимость уравновесить самое себя нравственностью и красотой. Уместно вспомнить - составная часть пути знания - это гармонизация тоналя - устранение недоделок. Но, во-первых, одного этого будет мало, а во-вторых, даже это малое не удастся, если пытаться поправить деланье, оставаясь в его пределах: нужна независимая точка опоры. И ответ магии на вопрос "что делать?" великолепен: неделанье! - не-делать: быть свободным.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Три эссе - О итогах культуры на конец ХХ века - размышления непосвящённого"

Книги похожие на "Три эссе - О итогах культуры на конец ХХ века - размышления непосвящённого" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Гейман

Александр Гейман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Гейман - Три эссе - О итогах культуры на конец ХХ века - размышления непосвящённого"

Отзывы читателей о книге "Три эссе - О итогах культуры на конец ХХ века - размышления непосвящённого", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.