Григорий Дьяченко - Духовный мир
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Духовный мир"
Описание и краткое содержание "Духовный мир" читать бесплатно онлайн.
Настоящая книга, состоя в тесной связи с только что вышедшей книгой под названием: Из области таинственного. Простая речь о бытии и свойствах души человеческой. имеет, тем не менее, свое самостоятельное содержание и план. Главное назначение первой книги состоит в том, чтобы убедить читателя силою неотразимых фактов, добытых преимущественно из области опытной психологии, в той истине, что человек имеет душу, как разумную, свободную, бессмертную, духовную сущность, наделенную такими дивными свойствами, что они ясно и неотразимо свидетельствуют о ее богоподобии; – вторая, т. е. настоящая книга приводит читателя путем рассказов, полных, как нам кажется, самого глубокого жизненного интереса, и доступных по изложению и содержанию размышлений к дальнейшим истинам: к бытию Бога, Творца души человеческой и всего видимого и невидимого мира, т. е. бесплотных сил, из коих – одни святые ангелы, а другие – духи тьмы, демоны.
Составитель этой книги хорошо знает, что сухое, строго научное изложение здесь, как и в первой книге, было бы неуместно: и слишком ещё мало читателей у нас привыкло к чтению с таким изложением. Вот почему мы здесь, как и ранее, поместили и ряд рассказов, заимствованных из вполне достоверных и компетентных источников, которые показывают бытие Божие в природе, в душе человека, в частной жизни людей, во всемирной истории человеческого рода, в истории христианской церкви, и т. д.
Конечно, это не доказательства[1], в строгом смысле этого слова, истины бытия Божия, но это то, что заменяет их в известной степени, или, во всяком случае, это то, что приводит всякого непредубежденного человека к внутреннему сознанию необходимости бытия Божия и духовного мира вообще. Подобным же образом мы поступали и с другими главами – об ангелах и демонах.
В этой последней главе мы поместили весьма необходимую по нашему мнению статью, которая изображает характерные свойства большой истерии и дает возможность отличить истерический припадок и, болезни так называемых кликуш от одержания демонами, или беснования, что, к сожалению, к великому соблазну и еще, и большему вреду, нередко смешивается незнающими.
Цель настоящей книги – противодействовать злому духу нашего времени, который проповедует безбожие, грубый материализм и нечестие. Его гибельное дыхание, начинаясь из Парижа, как современного очага неверия и нечестия, мало-помалу, охватывает все страны мира и хотя еще не в – ясных, но грозных знамениях сказывается уже и в России[2] . Если бы по прочтении этой книги читатель приобрел живое, глубокое и сердечное убеждение в бытии духовного мира, – если бы, благодаря нашей книге, он пришел к более истинному и даже более радостному воззрению на мир и жизнь человека, которая вся проходит под воздействием божественного Промысла и бесплотных хранителей людей – св. ангелов хранителей, – если бы он из нашей книги почерпнул иное направление, вносящее в сферу мышления свет истинного знания, в сердце – мир и радость при представлении будущей посмертной жизни человека во свете блаженства с Христом, в область воли – мужество в несчастиях, бодрость в деятельности, терпение в скорбях и смиренную покорность божественному Провидению, – направление согласное с учением православной церкви и таким образом прямо противоположное гибельному и разрушительному духу нашего времени, вносящему в умы, сердца и волю своих поклонников умственный мрак, безысходную тоску и отчаяние, заключающееся иногда самоубийством, животную разнузданность в нравах и готовность к самым злым проявлениям извращенной воли, ко всяким преступлениям: то составитель, прося у него о себе святых молитв, счел бы труд свой вполне достигшим намеченной цели.
Протоиерей. Г. Дьяченко. 1900 г. июня 1 дня.
По отношению к pancreas Mering Minkowsky сделали интересное открытие: они показали, что удаление ее вызывает сахарную болезнь. Следовательно, в ней образуется вещество, разрушающее сахар. Здесь уже не идет дело о разрушении яда посредством антитоксина, вырабатываемого железами, как это имеет место, относительно щитовидной и надпочечной желез, но о том, что нормальная составная часть пищи – сахар, разлагается ферментом образующимся в поджелудочной железе.
Что касается почек, то, вероятно, и они имеют другую функцию, кроме удаления мочи. Броун Секар который с замечательной прозорливостью предвидел это, полагает, что почка выделяет фермент создающий в крови вещества, полезные для организма или разрушающие известные яды/ он основывал свое мнение на том факте, что животные, почки которых удалены, представляющие тяжелые явления уремии, получают облегчение, если в кровь впрыснуть сок почечной ткани [58]).
Таким образом, индивидуум стремится постоянно удерживать свой status, не подвергаясь расстройствам вследствие внешних перемен и нападений врагов извне, и, несмотря на беспрерывные химические изменения, происходящие в тканях он сохраняет свой нормальный состав.
Вообще, если бы я пытался формулировать эту самозащиту организма, то я бы сказал: живое существо подвергается всем впечатлениям и всем же оказывает сопротивление; оно вечно возобновляется и вечно остается неизменным (Сост. по кн. Шарля Ришэ: «Самозащита организма», Спб., 1895 г.).
ГЛАВА ВТОРАЯ. Бог в душе человека.
1. Как Бог открывается в душе человека?
Почему животные, из коих некоторые одарены не малою смышленостью, не видят Бога в природе и не показывают никаких знаков Богопочитания? Мирные животные ласкаются только к человеку и служат ему, как господину. Почему видит Бога в природе только один человек? Потому, что душа человека существенно отлична от души животных, потому, что человек создан по образу Божию, и так как только подобное может понимать подобного, то один человек и видит Бога в Его дивных творениях мира и в себе самом и стремится к Нему. Как высшие из неодушевленных предметов на земле растения, данною им силою стремятся вверх к солнцу, так и человек высшее из живых существ на земле, стремится своею душою к духовному солнцу – Господу Богу.
В чем состоит образ Божий в человеке? Бог есть высочайший дух, потому и образ Божий напечатлен в душе человека, хотя высокие качества духа отражаются и в теле человека, потому не только душа, но и самое чело его устремлено к небу. Образ Божий отпечатлен в свойствах и силах души, именно: Господь дал человеку душу бессмертную, не имеющую конца своему бытию. Бог не имеет ни начала, ни конца бытия, а душа не имеет конца бытия. Бог дал человеку душу разумную, свободную, с любящим сердцем. Как Он Сам есть Вседержитель вселенной, так человек есть царь тварей земных. Вот черты образа Божия в человеке!
О бессмертии души человеческой мы говорили ранее (в кн. «Из области таинственного»), а теперь скажем о том как образ Божий отпечатлелся в трех главных силах души: в уме, которым человек познает, в воле, которою желает и в сердце, которым чувствует.
Как отпечатлелся образ Божии в уме человека?
Господь Бог есть высочайший Ум и человеку Он дал такой ум, который имеет способность необычайно быстро развиваться и наполняться познаниями; мы видим что отроки и юноши в продолжение семи или восьми лет усваивают себе в главных чертах познания о всем существующем в мире, познания, которые приобретались многими поколениями в продолжение целых тысячелетий, но ум человека, развиваясь и усовершаясь, чем более приобретает познаний, тем более видит что эти познания еще несовершенны и неполны, и, идя вперед и вперед не видит предела в достижении полноты ведения. Между тем, как познания животных ограничены весьма тесными пределами и относятся только к удовлетворению телесных потребностей их, человек стремится познать все, ибо познания суть пища для его ума; он не довольствуется познаниями о земных предметах потребных для телесной жизни его, он придумывает и устраивает разные многосложные орудия, чтобы проникнуть в тайны отдаленного звездного мира; видя зависимость предметов одних от других, восходя от причин к причинам их, он стремится познать первого Виновника всего сущего, и это стремление вложено в самое существо его духа.
Душа человеческая не только мыслит, желает и чествует но и еще, как в зеркале, видит свои мысли, желания и чувствования. Это есть самосознание человека. Хотя человек состоит из тела и души, и хотя весьма многообразны и разнородны действия тела и души, но все они отражаются в едином сознании его, и все эти действия человек относит к себе одному. Потому он, сознавая единое начало в себе, а также видя в мире гармонию, порядок и общие силы и законы, признает единого Виновника и Управителя вселенной.
Человек видит, что владычествующее в нем есть ум. Чрез ум он не только познает себя и окружающий его мир, но и управляет собою, управляет своим телом которое есть только орудие души, чрез ум управляет и предметами видимого мира и царствует над одушевленными тварями, он не ступит шагу без цели, без ума, потому и Бога представляет не иначе, как высочайшим Умом все создавшим с мудрыми целями, и в самом деле постигает многие цели и намерения Творца в Его созданиях. Псалмопевец говорит: создавший око не увидит ли? Естественно спросить: создавший разумного человека не есть ли разумное Существо?
Господь сделал все, чтобы человек признал Его бытие и познал Его; Он даровал человеку высокий ум но в то же время, призвавши его из небытия к бытию, и заключил дух его в малом теле, зависящем от окружающего мира, поставил его среди громадной вселенной, поражающей его величием и мудростью своего устройства. Впрочем для того, чтобы иметь уверенность; в бытии высочайшего существа премудрого Творца мира, не требуется очень многого знания. Бог устроил так, что хотя бы люди имели далеко не полные познания о предметах мира, но эти познания, доступные и необразованным людям могут пробудить и пробуждают положенную Самим Творцом в глубине души их мысль о Нем, как всесовершенном высочайшем Существе; человек изначала издали видит то высочайшее Существо, к Которому он должен стремиться и приближаться и умом и волею, и сердцем.
Мы назвали бы безумным того, кто стал бы утверждать, что дома, в которых мы живем, храмы, в которых молимся, и другие предметы, для разных целей устроение руками человеческими, создались сами собою из бездушной материи. Еще более безумны те, которые утверждают, что этот мудро устроенный мир с его разнородными и, наконец разумными существами явился сам собою из материи! (Евр. 3, 4).
Непризнание бытия Божия есть не только безумие, но и тяжкое преступление и великий грех, за который будут судимы впадшие в него. В одном месте хищники увели коней у крестьян; но крестьяне догнали их и говорят: вы увели наших коней. Нет! – отвечают те, они сами побежали за нашими конями. Но крестьяне говорят: этот конь наш, а он заложен в вашу повозку. Тогда один из хищников помолчав сказал: да он сам запрягся. Крестьяне представили их к начальству, и суд приговорил похитителей к наказанию. Тем более подлежат осуждению те, которые утверждают что человек и этот премудро устроенный мир образовались сами собою, что выше и разумнее человека в мире нет уже никого, от кого бы он зависел и говорят это потому, что сейчас же не наказываются за это Богом. Но будет над ними суд, на котором они окажутся безответны. Так говорит Св. Дух устами апостола: невидимое Его (то есть Божие), вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они (то есть язычники, не ведавшие Бога) безответны (Римл. 1, 20).
Как открывается образ Божий в воле человека?
Бог есть Существо всесвободное, но любящее и творящее одно добро, Он есть существо всесвятое. И человеку дана такая свобода, что он до некоторой степени может противиться даже воле Божией. Но так как блаженство человека зависит от свободного уподобления Господу Богу в добрых делах, то Бог дал человеку внутреннего законодателя; этот законодатель есть нравственное чувство, или совесть. Совесть делает три дела: во-первых, законодательствует или показывает что человеку должно делать и чего не делать; как ум показывает ему, что истинно и что ложно, так совесть показывает ему, что доброе и что злое. Совесть в отношении к Богу заповедует любовь и благоговейное почитание,; в отношении к ближним заповедует не делать им того, чего себе не желаешь; во-вторых совесть судит дела человека, которые он сотворил, и в-третьих, награждает его одобрением и спокойствием за добрые дела и наказывает угрызением и мучением за худые дела. Очевидно, что все это свойственно главным образом и прежде всего Господу Богу.
Как ум человека представляет Бога высочайшим Умом так совесть, это дивное отображение Божества в человеке, говорит о Боге, как о всесвятом и правосудном Существе. В видимом мире Бог является только мудрым Законодателем а не Судиею и Мздовоздаятелем, ибо законы Его исполняются неодушевленною природою и животными не свободно, но неуклонно и неизменно, а в свободном человеке Бог в первый раз на земле, именно в совести его, является Существом всесвятым Судиею правосудным и Мздовоздаятелем. Суд совести в человеке нельзя ничем объяснить, как только тем что, действительно, есть Бог, Судия и Мздовоздаятель, глубоко вложивший в душу человека чувство совести для постоянного напоминания ему о имеющем быть действительном суде Божием над людьми. Как велико и неотразимо действие совести, это видно из того, что самые ожесточенные преступники нередко при малых уликах и даже добровольно, по одному побуждению совести, открывают людям свои тяжкие преступления. Сила совести видится и в том, что у всех народов есть понятия о добре и зле, и эти понятия сравнительно более чисты и согласны между собою, нежели умственные представления о самом Божестве, которые у многих весьма искажены. На исполнении законов нравственных, которые основываются на истине бытия правосудного Бога, утверждается спокойствие добродетельных, благосостояние семейств и обществ человеческих, и не может быть, чтобы благо народов основано было на лжи, как думают неверующие в Бога.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Духовный мир"
Книги похожие на "Духовный мир" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Григорий Дьяченко - Духовный мир"
Отзывы читателей о книге "Духовный мир", комментарии и мнения людей о произведении.