» » » » Владимир Ганзен - Системные описания в психологии


Авторские права

Владимир Ганзен - Системные описания в психологии

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Ганзен - Системные описания в психологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Системные описания в психологии
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Системные описания в психологии"

Описание и краткое содержание "Системные описания в психологии" читать бесплатно онлайн.








В определении психического состояния, предложенным В. Н. Мясищевым [75, с. 112], отмечается, что психические состояния служат фоном для психических процессов в силу их меньшей подвижности, так сказать, большей "постоянной времени". Еще медленнее изменяются свойства личности. Следовательно, по временным параметрам состояния занимают промежуточное положение между процессами и свойствами личности.

Уже говорилось, что психические состояния, как и другие психологические явления, можно рассматривать с позиций общего, особенного и единичного. Здесь надо подчеркнуть, что выбор того или иного уровня рассмотрения зависит от задачи, а сами задачи, так же как содержание и формы системных описаний, в свою очередь, зависят от уровня рассмотрения. С позиции общего исследуются характеристики, присущие всем состояниям и существующие у всех людей. С позиции особенного изучаются характеристики отдельных определенных состояний безотносительно к индивидуальной специфике их протекания у конкретного человека. С позиции единичного рассматриваются реализации конкретного состояния у данного человека. Такие состояния изучаются в эксперименте. Они протекают в реальном времени и могут быть названы актуальными психическими состояниями. Именно их мы будем иметь в виду, обсуждая далее вопрос о месте и роли психических состояний в системе психических явлений.

В фазе бодрствования в каждый момент функционируют одновременно несколько психических процессов (внимание, память, ощущения, эмоции и т. д.). Интенсивность их протекания меняются, но остаются одновременость и непрерывность во времени. каждый процесс характеризуется регулируемыми переменными и рядом параметров, которые тоже изменяются во времени, хотя и медленнее, чем регулируемые переменные. Человек обладает определенным множеством свойств личности, однако в каждый момент времени находится в одном-единственном актуальном психическом состоянии, которое сменятся другими. Поэтому одномоментную совокупность психических процессов, психического состояния и свойств личности можно представить схематически следующим образом:

-------Картинка стр. 141------

---------------------

В теоретической физике и биологии составные системы часто определяют как устойчивую совокупность значений параметров системы. Например, состояние газа характеризуется объемом, давлением и температурой; состояние масс воздуха - атмосферным давлением, температурой и влажностью; состояние организма - температурой тела, артериальным давлением и частотой пульса. Аналогично можно считать, что актуальное психическое состояние характеризуется совокупностью значений параметров одновременно протекающих психических процессов, по отношению к которым актуальное состояние является фоном. Совокупность свойств личности, определяющих ее профиль, в свою очередь, представляет собой тот рельеф, который обуславливает своеобразие реализации актуального состояния у данного человека. Следовательно, актуальное психическое состояние играет роль связующего звена между психическими процессами и свойствами личности.

Между процессами и состояниями, с одной стороны, и между состояниями и свойствами личности, с другой, существуют сложные диалектические взаимосвязи. Известно, что психические процессы (например, внимание, эмоции и др.) в определенных условиях могут рассматриваться как состояния, а часто повторяющиеся состояния способствуют развитию соответствующих свойств личности. Поэтому приведенная выше схема оказывается лишь первым, приближенным описанием системы психических явлений, которые находят свое отражение в современных определениях психологии как науки.

Функциональная структура психики человека, описанная в подразделе II. 2, относилась главным образам к психическим процессам, психологическому описанию человека как субъекта. Но состояния и свойства личности также выполняют функции внутренней интеграции - дифференциации, регулирования и отражения. Можно, однако, сказать, что процессы преимущественно реализуют функцию отражения, состояния - функцию регулирования, а свойства личности, объединенные актуальным "я", - функцию высшего интегратора психической жизни человека.

VI. 2. ОПИСАНИЕ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА

VI.2.1. Проблема периодизации онтогенеза человека. Генетический принцип является в настоящее время одним из ведущих принципов психологии. Это отмечали в своих трудах Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев и др. Так, Б. Г. Ананьев [6], анализируя многоплановые разрозненные сведения, накопленные в разных областях научного знания, подчеркнул необходимость построения целостной системы возрастной психологии, включающей все данные обо всех фазах и стадиях человеческой жизни и раскрывающей целостность, единство индивидуального развития человека. При этом важно вскрыть взаимосвязи и взаимопереходы между стадиями, выявить сенситивные и критические периоды развития. Решение этой проблемы возможно лишь в комплексном исследовании, опирающемся на системный анализ данных.

проблема периодизации онтогенеза человека, возникшая впервые в философии и педагогике, особую значимость приобрела в психологии. Однако наиболее детально разработанной она оказалась в биологии и медицине. Периодичность развития установлена здесь объективно с высокой степенью достоверности как на уровне целостного организма, так и на тканевом, клеточном уровнях и на уровне органов.

В современной науке применяются два принципа возрастной периодизации индивидуального развития человека: первый основан на биологических признаках и рассматривает жизненный цикл как ряд последовательно сменяющих друг друга стадий формирования индивида; второй опирается на социальные характеристики становления личности. Наиболее детальными являются периодизации, в основе которых заложены биологические признаки. Имеются также периодизации, опирающиеся на социальные характеристики.

В психологии и педагогике эта проблема встает в связи с разработкой диагностических методов, повышением эффективности обучения и воспитания в конечном итоге предлагает изучение индивидуального развития человека. В 20-е годы были осуществлены многочисленные исследования стандартов возрастного развития. В дальнейшем изучение возрастных особенностей человека сосредоточилось в области педагогической психологии и определялось задачами обучения и воспитания на всех этапах дошкольного и школьного возраста. Практически с этими задачами связаны и периодизации П. П. Блонского, Ж. Пиаже. Развитие акмеологии выдвинуло новые проблемы изучения онтогенеза.

В 50 - 60-е годы началось обобщение итогов сопоставления экспериментальных данных о различных возрастных периодах (работы В. Шевчука, Д. Б. Бромлей и др.). Накопление сравнительных характеристик разных периодов жизни человека, отграничивающих периоды детства, отрочества, юности, зрелости, старости сопровождались выделение как макро-, так и микропериодов развития. Наиболее полная периодизация Д. Б. Бромлей [126], охватывающая психологические и социальные характеристики, имеет в своей основе смену способов ориентации, поведения и коммуникации во внешней среде.

И тем не менее все существующие периодизации не дают целостного представления об онтогенезе человека. Не случайно разработка теории онтогенетического развития в психологии исторически обусловлена системным подходом, исследование которого было начато Л. С. Выготским, П. П. Блонским и явилось основой для построения общей теории индивидуального развития.

В работе Т. А. Карсаевской [52] выделяются три группы признаков, опираясь на которые можно построить возрастную периодизация онтогенеза: биологические, психологические, социальные. Однако выделение только этих групп признаков недостаточно; необходим более полный учет имеющихся данных для системного описания онтогенеза человека.

В совместной статье автора с Л. А. Головей предлагается вариант системного описания онтогенеза человека как индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности [28].

VI. 2. Категории деления онтогенеза на временные отрезки. Л. С. Выготский в качестве критерия выделения возрастных периодов предлагает возникновение новообразований в процессе развития. Под новообразованием понимаются те психические и социальные изменения, которые на данной ступени возникают впервые, т. е. имеется в виду появление нового качества, ограниченного только психическими и социальными уровнями. В книге "Возрастная физиология" [20] утверждается, что критерием периодизации следует считать изменение способа взаимодействия организма с соответствующими условиями среды. при этом изменение условий среды (в широком смысле слова - социальной и биологический) влечет за собой преобразование деятельности различных систем организма, обеспечивающие его адаптацию к существенно новым условиям среды, с которыми организм ранее не взаимодействовал, т. е. и здесь речь идет о качественных перестройках.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Системные описания в психологии"

Книги похожие на "Системные описания в психологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Ганзен

Владимир Ганзен - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Ганзен - Системные описания в психологии"

Отзывы читателей о книге "Системные описания в психологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.