» » » » Семен Франк - Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)


Авторские права

Семен Франк - Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)

Здесь можно скачать бесплатно "Семен Франк - Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)"

Описание и краткое содержание "Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)" читать бесплатно онлайн.








Для этого мы должны попытаться несколько точнее определить само понятие "непостижимого" - поскольку именно это возможно сделать уже теперь, не предваряя итогов нашего исследования. Прежде всего, уже из сказанного выше следует, что под "непостижимым" мы во всяком случае не должны разуметь что-либо безусловно и абсолютно для нас недостижимое или непознаваемое - не нечто подобное кантовской "вещи в себе" (к рассмотрению этого последнего понятия и его отношения к тому, что мы имеем в виду под именем "непостижимого", нам еще придется вернуться). Напротив, поскольку вообще возможно осмысленно говорить о "непостижимом", оно, очевидно, должно быть в какой-либо форме нам доступно и достижимо. Оно должно, следовательно, - при всей своей непостижимости - как-то встречаться в составе нашего опыта (понимая "опыт" в широком смысле слова, как совокупность всего, что нам в какой-либо форме "дано", нам "предстоит" или "открывается"). Если бы в составе нашего опыта не имелось того, что мы разумеем под "непостижимым", то, очевидно, мы не могли бы ни образовать такого понятия, ни даже употреблять само слово "непостижимое".

Если мы возьмем сначала "непостижимое" в буквальном смысле этого слова, который обозначает отношение к нашему познанию, именно отрицание возможности "постижения", то дело идет здесь, следовательно, не о безусловной непостижимости или недоступности для нашего опытного сознания, а лишь о недоступности для постигающего познания. Что собственно это означает, возможно ли нечто подобное и если да, то в какой форме? - это и составит предмет дальнейшего нашего исследования. Здесь нам достаточно исходить из логически фиксированного допущения (остающегося пока, в смысле реальной значимости, гипотетическим), что мыслимо в составе нашего опыта нечто, что остается недоступным нашей постигающей мысли. Но мы можем еще упростить нашу формулировку. Так как всякое познание - в том числе даже то, что обычно зовется простым "констатированием" и кажется данным "непосредственно", т.е. без участия мысли, - есть в конечном счете, посколькуxi оно выражается в суждении, мысль, постижение - именно подведение "данного", материала познания под понятие (подробно это показано нами в нашей книге "Предмет знания"), то "недоступное постигающей мысли" совпадает с "непознаваемым". Иначе говоря, мы исходим из допущения, что в опыте, в составе того, что как-либо предстоит или открывается нашему сознанию, может встречаться непостижимое или непознаваемое - нечто, что не может быть разложено на признаки понятия, усмотрено, говоря терминами Декарта, "ясно и отчетливо" или - согласии с тем, о чем мы выше размышляли, - воспринято как "знакомое", "общее" и потому повторяющееся содержание бытия.

Но эта недоступность постижению или познанию сама по себе может означать двоякое. "Непостижимое" могло бы, во-первых, - и это есть ближайшее допущение, которое легче всего сделать, - являясь нам как опытная реальность, быть по своему содержанию от нас "скрытым", т.е. оно могло бы по своему содержанию быть или вообще неуловимым, или по крайней мере не ясно уловимым, оставаясь вместе с тем, именно в качестве "скрытого", "прикрытого", "туманного для нас" или "удаленного от нас", все же самоочевидно предстоящим нам. Или, в иной формулировке: оно могло бы самоочевидно "иметься" у нас, не будучи явно данным (вроде недоступной нам "глубины" или внутреннего содержимого какой-либо непрозрачной и неоткрывающейся оболочки - ср. "Предмет знания", гл. III). Таков обычный, наиболее распространенный и часто кажущийся единственным смысл понятия "непознаваемого" или "непостижимого". Однако возможно (т.е. по крайней мере гипотетически мыслимо) и нечто другое. Мыслимо нечто, что хотя и явственно нам дано, но по своему собственному содержанию, по своей природе таково, что было бы противоречиво, и потому логически невозможно воспринимать его как "знакомое", "однозначно определимое", "постижимое". "Непостижимое" могло бы быть нам дано в форме "неисповедимого", - в форме чего-то, что по самому cвоему существу таково, что мы не можем "изъяснить" его и отдать логический отчет в его содержании. Если бы оказалось, что приведенные выше два допущения могут быть реально оправданы, то мы имели бы наряду со "знакомым", "познаваемым", "понятным" или "постигаемым" в составе нашего опыта также и "непостижимое" и это последнее понятие было бы оправдано. Упомянутые только что две возможности мы могли бы тогда различать как "непостижимое для нас" и "само по себе непостижимое" (или "непостижимое по существу"). Это означало бы, что недоступность постигающему познанию в первом случае определялась бы фактической слабостью или ограниченностью нашей познавательной способности, во втором же - существом самой познаваемой реальности. И было бы, конечно, мыслимо, что оба случая могли бы реально совпадать, так что мы были бы в состоянии сказать, что непостижимое для нас вместе с тем есть и "само по себе непостижимое" (как возможно было бы это констатирование, об этом речь впереди). Первая форма "непостижимого" - "непостижимое для нас" - с одной стороны, гораздо легче анализируема и не представляет особых трудностей и, с другой стороны, имеет гораздо меньшее принципиальное значение, чем вторая форма - "непостижимое само по себе" как "неисповедимое" или "неизъяснимое". Мы увидим ниже, что эта первая форма возможна только в составе предметного знания, которым ни в коей мере не исчерпывается наше знание вообще. Главное наше внимание мы должны будем сосредоточить на второй форме непостижимого на том, что "само по себе непостижимо".

Как бы то ни было, но если намеченные здесь возможности фактически осуществляются, то мы имели бы наряду с "трезвым", рассудочным знанием в понятиях еще другое знание - именно знание непонятного и непостижимого, "ведающее неведение" (wissendes Nichtwissen, docta ignorantia). Наряду с рациональным познанием мы имели бы столь же объективно-значимое - быть может (как мы увидим это далее), еще более значимое знание, которое мы можем предварительно обозначить как "мистическое знание". (Нет надобности указывать, что "мистическое" не означало бы при этом ни "произвольное", ни "туманное", а имело бы смысл чего-то объективного, очевидногоxii и - на свой лад - совершенно ясного.) В этом мистическом знании нашла бы себе оправдание по существу та вторая, необыденная установка в отношении реальности, о которой мы говорили выше, - установка, для которой реальность есть нечто большее и иное, чем совокупность "знакомых", "понятных" содержаний и связей, - для которой она имеет для нас не только значение среды, в которой мы должны "ориентироваться", но и свою собственную внутреннюю значительность, осмысляющую по существу нашу жизнь.

Это - пока лишь гипотетическое допущенное нами - начало непостижимого мы пытаемся проследить в трех слоях бытия: 1) в окружающем нас мире или - шире говоря - в том, что предстоит нам как предметное бытие и что нам надлежит проследить в самых его корнях и основах, 2) в нашем собственном бытии - как оно, с одной стороны, обнаруживается как "внутренняя жизнь" каждого из нас и как оно, с другой стороны, проявляется в отношении к внутренней жизни других людей и к более глубоко лежащей "духовной" основе нашей душевной жизни, и 3) в том слое реальности, который в качестве первоосновы и всеединства как-то объединяет и обосновывает оба эти различные и разнородные мира. Этим определяется расчленение нашего дальнейшего исследования.

Часть первая. НЕПОСТИЖИМОЕ В СФЕРЕ ПРЕДМЕТНОГО ЗНАНИЯ1

Познавать - значит видеть вещи, но и видеть, как они все погружены в абсолютное.

Гуссейн ал-Галладж2

Глава I. Непостижимое для нас

1. Предмет знания как неизвестное и неданное

Мы исходим из констатирования основного условия познания, как оно подробно выяснено в нашей книге "Предмет знания". Всякое предметное знание выражается в форме суждения. Суждение есть акт мысли, в котором мы мысленно направлены на "что-то" и как-либо "определяем" это что-то, т.е. улавливаем в его составе что-либо "определенное". То, на что мы направляемся, есть "предмет" познания; то, что мы в нем находим и о нем высказываем, есть "содержание" знания. Предмет может быть определенным, т.е. уже ранее (частично) познанным, - психологически это есть преобладающий случай в нашем познании - или еще совсем неопределенным. В первом случае мы имеем двучленное суждение типа "А есть В". Само собой разумеется, что суждение "А есть В" не означает "А тождественно В" - ибо само содержание А есть именно А и не есть В; суждение это может, следовательно, означать только одно: "где есть А, там есть и В", или: "с А связано В". Истинный смысл такого суждения, очевидно, есть: "то, что мы уже познали как А, т.е. в чем мы нашли содержание А, обладает также содержанием В". Во втором случае дело идет о суждении, адекватным грамматическим выражением которого служит так наз. "бессубъектное" или "безличное" предложение, напр.: "гремит", "скучно", "светло" и т.п. Такого рода суждение лишь по внешнему своему выражению бессубъектно, т.е. не имеет "предмета": в действительности оно тоже направлено на какой-то предмет - как говорится, "относится" к чему-то - и что-то о нем высказывает; только здесь предмет остается не определенным, не обозначен в понятии. На некоторых языках этот неопределенный предмет имеет весьма подходящее для себя обозначение в местоимении третьего лица (в языках, имеющих средний род, как немецкий, особенно удачно - в местоимении третьего лица среднего рода); так, по-немецки: "гремит" - "es donnert" ("оно гремит"). По существу, с таким безличным или бессубъектным суждением совпадают и так наз. "экзистенциальные суждения" ("суждения о существовании"): "нечто есть А" совпадает по смыслу с суждением "А есть". "Гремит" значит "гром (сейчас) есть". Различие между безличным и экзистенциальным суждениями может лежать лишь в психологическом ударении, но не в логическом смысле. Если я говорю "гремит", то мне существенно, что в дотоле неизвестном или неопределенном шуме или звуке я улавливаю звук именно грома, определяю его как "гром"; если я говорю "гром есть", то ударение лежит на мысли, что определенное содержание (то, что я называю "громом") не вымышлено мною, не есть моя фантазия, а действительно принадлежит (сейчас) к составу (доселе остававшейся для меня неопределенной) предметной реальности. В обоих случаях, таким образом, дело идет об одном и том же: в неопределенном предмете - или в предметной реальности вообще - находится и фиксируется определенное содержание.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)"

Книги похожие на "Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Семен Франк

Семен Франк - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Семен Франк - Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)"

Отзывы читателей о книге "Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.