П. Смирнов - Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Описание и краткое содержание "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации" читать бесплатно онлайн.
Их асы по праву считались лучшими в мире.
Их истребители господствовали над полем боя.
Их бомбардировщики стирали с лица земли целые города.
А легендарные «штуки» наводили ужас на вражеские войска.
Военно-воздушные силы Третьего Рейха — прославленные Люфтваффе — были такой же важной составляющей блицкрига, как и танковые войска. Громкие победы Вермахта были бы в принципе невозможны без авиационной поддержки и воздушного прикрытия.
До сих пор военные эксперты пытаются понять, каким образом стране, которой после Первой мировой войны было запрещено иметь боевую авиацию, удалось не только в кратчайшие сроки построить современные и эффективные ВВС, но и долгие годы удерживать господство в воздухе, несмотря на подавляющее численное превосходство противника.
Эта книга, изданная британским Воздушным министерством в 1948 году, буквально «по горячим следам» только что закончившейся войны, была первой попыткой осмыслить ее боевой опыт. Это — подробный и в высшей степени компетентный анализ истории, организации и боевых операций Люфтваффе на всех фронтах — Восточном, Западном, Средиземноморском и Африканском. Это — увлекательный рассказ о стремительном взлете и катастрофичном падении военно-воздушных сил Третьего Рейха.
Эти усилия были максимумом, которого удалось добиться в ожидании крупной истребительной операции против американской 8-й воздушной армии. Эта операция была запланирована генералом Галландом под кодовым названием «Дер Гроссе Шлаг» («Большой удар»). Операция готовилась тщательно. Необходимым условием для ее осуществления было участие значительных сил 8-й воздушной армии в налете на Германию в ясный день. Для первого перехвата предполагалось выделить не менее 11 боевых частей, насчитывавших в своем составе до 1000 самолетов, из которых 300–400 должны были впоследствии совершить еще по одному вылету. Кроме того, 80–100 ночных истребителей должны были перехватывать поврежденные бомбардировщики, пытавшиеся долететь до Швейцарии и Швеции. Однако отсутствие подходящей погоды, изменение союзниками стратегии бомбардировок и подготовка к наступлению в Арденнах так и не дали реализовать этот план, который должен был нанести достаточно тяжелые потери, чтобы прекратить дневные налеты на Германию. Но даже если бы такая возможность и представилась, вызывает сильные сомнения способность истребительной авиации добиться успеха на этом этапе войны, учитывая низкий уровень подготовки ее личного состава.
Непосредственная поддержкаНа Западном фронте в это время действовала главным образом ночная авиация. В дневное время удары наносили немногочисленные Ме-262, обычно действовавшие поодиночке. Во время наступления союзников на Аахен в первой половине октября 1944 года активные действия против коммуникаций и аэродромов союзников вела группа примерно из 70 Ю-87 второй линии, интенсивность действий которой в течение двух недель, предшествовавших взятию города 21 октября, составляла порядка 40–60 самолето-вылетов за ночь. На выполнение аналогичных задач направлялись и ночные истребители. Ме-262 сначала совершали налеты на Неймеген и Граве, а затем — на аэродромы штурмовой авиации союзников. В конце октября — начале ноября начавшееся наступление американской 3-й армии и французской армии на юге привело к перегруппировке немногочисленной тактической авиации Западного фронта. С севера на юг были переброшены одномоторные истребители, а также Ю-87 и несколько ночных штурмовиков ФВ-190. Но, если не считать достаточно широкого использования Ар-234 из состава разведывательного подразделения, 5-я истребительная дивизия, отвечавшая за этот участок фронта, даже не пыталась вести полномасштабные боевые действия в воздухе. Попыток усилить это направление из Германии не предпринималось, и наступление, достигшее кульминации с взятием к 24 ноября союзниками Бельфора, Мюлуза, Меца и Страсбурга, практически не встречало противодействия со стороны люфтваффе. Вермахт уже сосредоточился на подготовке наступления в Арденнах, приготовления к которому перечеркнули все планы применения одномоторных истребителей для обороны в зимнее время. Как уже было сказано выше, активность авиации ПВО достигла пика 21 и 25 ноября, после чего численность истребительной авиации начала снижаться[60], и отвлечение сил истребительной авиации на поддержку наземных войск больше не позволяло обеспечить прежнюю интенсивность действий истребителей ПВО.
Активная оборона: контрнаступление немцев в Арденнах
К концу октября 1944 года в оперативных соединениях люфтваффе появились первые сведения о подготовке крупномасштабной операции, в которой им отводилась заметная роль. Истинное назначение этой операции не сообщалось, и Верховное командование люфтваффе в своих приказах о начале подготовки операции исходило из того, что эта операция будет оборонительной. 21 октября было объявлено, что союзники, по-видимому, постараются завершить войну до конца 1944 года, и, поскольку крупное контрнаступление в тот момент не представлялось возможным, резервы люфтваффе необходимо было перегруппировать таким образом, чтобы обеспечить успешное ведение Германией дальнейших оборонительных боев. Поэтому Гитлер решил собрать все освобождающиеся боеспособные резервы армии против скоплений войск союзников и в районе Трабен — Трир — Кайзерслаутерн. Воздушный флот «Рейх», отвечавший за ПВО Рейха, должен был подготовиться к тому, чтобы после получения приказа немедленно усилить это направление. Требовалось подготовить мощный резерв мобильной зенитной артиллерии.
Для поддержки с воздуха планировалось перебросить до 20–23 авиагрупп истребительной авиации (всего около 1200 машин) со всей Германии, а 6-й воздушный флот с Восточного фронта должен был предоставить три авиагруппы истребителей-бомбардировщиков ФВ-190 и противотанковую эскадрилью (всего около 100 самолетов). Все имевшиеся в наличии реактивные бомбардировщики и истребители предполагалось сосредоточить в районе Вехте — Твенте — Везель, а отдельные подразделения планировалось разместить на аэродромах к западу от Рейна.
Меры по обеспечению секретности были разработаны весьма тщательно, включая подробный план дезинформации противника, у которого должно было сложиться впечатление, что развертывание авиации производилось для поддержки с воздуха немецких контрударов со стороны Эйфеля (западная часть Рейнских сланцевых гор. — Прим. пер.) и из района северо-западнее Кельна, направленных против ожидавшегося крупного наступления союзников на линии Кельн — Бонн. Разгрузка эшелонов с войсками осуществлялась частично в дневное время на севере и только по ночам на юге. Прилагались все усилия для того, чтобы создать впечатление скопления войск на севере, и перемещения войск были разрешены только ночью. Авиация должна была перелететь на аэродромы по сигналу Верховного командования люфтваффе, причем перелет следовало выполнять на малых высотах с соблюдением полного радиомолчания. По прибытии на новые базы части должны были сохранять радиомолчание, не нарушая обычную картину радиопереговоров.
Несмотря на приказы, по которым летные части должны были оказаться на Западном фронте только накануне начала операции, отток истребительной авиации из Германии начался еще в середине ноября. К началу декабря прибыло уже около 650 самолетов, которые в ограниченных количествах использовались в боях над Эльзасом-Лотарингией. В то же время задаче по непосредственной поддержке наземных войск и боевому патрулированию вдоль линии фронта и в прифронтовых районах отводилась второстепенная роль по сравнению с задачами ПВО. Между тем Геринг отдал приказ, по которому истребители необходимо было подготовить к переделке в истребители-бомбардировщики в течение 24 часов и приготовиться к приему самолетов, прибывающих для усиления. Эти приготовления не удалось провести без осложнений, поскольку многие аэродромы, выделенные для прибывающих частей, были непригодны к использованию из-за сырости. Многие другие испытывали нехватку топлива и снаряжения, что ставило под угрозу боеготовность базировавшихся на них частей.
14 ноября Геринг в приказе по люфтваффе объявил об истинной цели этих приготовлений. По-видимому, наступление планировалось начать значительно раньше, чем оно началось на самом деле. Люфтваффе завершили все приготовления к 27 ноября, и переброску остальных частей можно было завершить в течение трех дней.
Цель наступленияЦелью наступления было уничтожение сил союзников к северу от линии Антверпен — Брюссель — Люксембург. Главнокомандующий немецкими войсками на Западе планировал силами двух танковых армий при поддержке двух общевойсковых армий, которые должны были закрепиться на занятых территориях, прорвать слабую линию обороны американцев между Моншау и Вассербиллигом. Наступление планировалось начать в плохую погоду, чтобы хотя бы на начальном этапе лишить союзников превосходства в воздухе. Первоочередная задача состояла в форсировании Мааса между Льежем и Динаном, а оттуда предполагалось нанести удар в направлении Антверпена и устья западного русла Шельды, чтобы перерезать снабжение британских войск на северном фланге американской 1-й армии и уничтожить их. По сути, это означало бы устранение Великобритании как противника.
Эти амбициозные планы были отброшены как нереальные армейскими генералами, которым предстояло непосредственно их осуществлять. По-видимому, в начале наступления командующий 5-й танковой армией Мантойфель и главнокомандующий на Западе фон Рундштедт ставили перед собой более скромные задачи: выйти к Маасу и очистить от противника Аахенский выступ.
Нет никаких сомнений, что автором плана операции был сам Гитлер. Фон Рундштедт утверждал, что ни он, ни фельдмаршал Модель не имели никакого отношения ни к идее, ни к планированию наступления. Все возражения армейских генералов, основанные главным образом на недостатке сил для столь широкомасштабной операции, не были приняты по внимание. Необходимым условием для достижения успеха, несомненно, было превосходство в воздухе, а его не удалось бы добиться ни в количественном, ни в качественном отношении, какие бы подкрепления ни перебрасывались на это направление. Что касается авиации, то единственно возможным следствием этой операции было, во-первых, серьезное нарушение планов усиления истребительной авиации ПВО (которая должна была достичь весьма внушительной численности), и, во-вторых, распыление сил на выполнение задач по непосредственной поддержке наземных войск, которые дали лишь незначительный результат, оплаченный огромными потерями в технике и в людях, и от которых авиация так больше и не была освобождена. Идея о том, что авиация должна играть лишь вспомогательную роль по отношению к армии, вновь победила, несмотря на катастрофический ущерб, который наносили массированные бомбардировки союзников немецкой нефтяной и прочей промышленности и коммуникациям — ущерб, который при отсутствии серьезных мер по его предотвращению путем усиления ПВО неизбежно должен был парализовать немецкие армии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Книги похожие на "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "П. Смирнов - Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации"
Отзывы читателей о книге "Боевые операции Люфтваффе: взлет и падение гитлеровской авиации", комментарии и мнения людей о произведении.