» » » » Константин Михайлович - Записки янычара


Авторские права

Константин Михайлович - Записки янычара

Здесь можно скачать бесплатно "Константин Михайлович - Записки янычара" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Издательство Наука, год 1978. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Константин Михайлович - Записки янычара
Рейтинг:
Название:
Записки янычара
Издательство:
Издательство Наука
Год:
1978
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Записки янычара"

Описание и краткое содержание "Записки янычара" читать бесплатно онлайн.



В увлекательной форме автор «Записок янычара» Константин Михайлович из Островицы, серб по происхождению, повествует о своих приключениях в турецком плену, о быте, жизни, обычаях турецкого населения, о борьбе славянских народов против завоевателей. Интересно даны жизнеописание автора, его рассказы о головокружительной карьере в рядах турецкой армии.

Книга — не только источник по средневековой истории, но и прекрасное литературное произведение.






66

Брунк-Байрам (Уразы-Байрам, Буюк-Байрам или Идал-Фитр) — праздник разговения после поста, длящегося в течение 9-го месяца (рамадана) му сульманского лунного года.

67

Кичик Байрам (Курбан-Байрам или Ид-Альазха) — наряду с Брунк-Байрамом один из двух самых больших праздников у мусульман. Празднуется через 70 дней после первого. Установлен в память построения храма Каабы в Мекке и получения праотцем (у мусульман — пророком) Авраамом «черного камня» от архангела Гавриила.

68

Пятница не является у мусульман в полном смысле слова праздничным днем, т. е. днем отдыха; точнее, пятница — день общественной молитвы.

69

Бубромапы, бусурмане — мусульмане. Это наименование мусульман со звучно с русским названием басурмане (точнее, бесермепы). (О нем см.: Ти хомиров М. И. Российское государство XV–XVII вв. М-> 1973, с. 84–90).

70

Фатима была дочерью, а не сестрой Мухаммеда.

71

Башни при мечетях — минареты.

72

Призыв к молитве возглашает с минарета муэдзин (му'аазин).

73

Сведения о пятом намазе содержатся только в списке С.

74

Слова, заключенные в квадратные скобки, имеются в списках К, Р и А.

75

Коран предписывает сторониться употребления вина, называя его «мер зостью сатаны», посредством которой он «желает заронить вражду и не нависть» (сура 5, ст. 92–93). Слова, на которые ссылается Константин, в Коране отсутствуют и, по-видимому, связаны с какой-то устной тради цией.

76

Слова, заключенные в квадратные скобки, находятся в списках К, А и М.

77

Константин из Островицы здесь имеет в виду михраб, указывающий на правление на Мекку. Михраб представляет собой пишу, перед которой ста вятся свечи или другие светильники.

78

Кафедра в мечетях называется минбар. Она бывает только в соборных мечетях (т. е. мечетях «джами» — см.: Петрушевский И. /7. Ислам в Иране в VII–XV веках. Л., 1966, с. 89). Таким образом, именно их имеет в виду Константин, рассказывая о мусульманском ритуале.

79

Дромамечеть — соборная («джами»), или пятничная («джума») мечеть.

80

Слова, заключенные в скобки, находятся в списках К, Р и А.

81

Слова, заключенные в квадратные скобки, находятся в списках Р, А и М.

82

Вторым лицом после султана был великий визирь, возглавлявший правительство.

83

Махмуд-паша — великий визирь и полководец в правление султана Мехмеда II (см. гл. XXV, прим. 1). Махмуд-паша по отцу происходил из рода царя Фессалии Ангела Филантропена (отсюда прозвище Ангелович). Мать его была сербка. Попав в плен, был обращен в ислам и назван Махмудом.

Махмуд-паша быстро выдвигался по службе и в 1455 г. стал великим ви зирем и румелийским беглегбером (см. гл. XI, прим. 3). В 1466 г. по про искам врагов был свергнут. Снова был визирем в 1470–1472 гг. В 1474 г. был убит. Махмуд-паша принимал активное участие во многих походах султана, в том числе возглавлял завоевание Боснии в 1463 г. и Карамании в 1466 г., о чем подробно рассказывает в своих «Записках» Константин Михайлович из Островицы. (О Махмуд-паше см.: Enciklopedija Jugoslavije, т. I. Zagreb, 1955, с. 115–116).

84

Слова, заключенные в скобки, находятся в списках Р и А.

85

Слова в скобках содержатся в списках Р, А и L.

86

Автор записок сообщает здесь полулегендарные сведения об Османе, ос новоположнике турецкой династии.

В действительности Осман был не греческим крестьянином, а сыном Эртогрул-бея — вождя племени огузов, живших в северо-западной части Малой Азии. Возглавив племя огузов в 1281 г., Осман начал энергичные завоевательные походы против Византии. В 1299 г. Осман, до этого находившийся в вассальной зависимости от сельджукских султанов, стал полностью независимым правителем османского бейлика (княжества) вплоть до своей смерти в 1326 г. (см.; Новичев Л. Д. История Турции, т. I. Л., 1963, с. 27–28).

87

Мустафа сын Османа — в других исторических источниках неизвестен. Не фигурирует он и в сербских средневековых родословиях турецких султа нов (см.: CTOjanoeuh Л. Стари ерпски родослови и летописи. Сремски-Карловци, 1927, с. 305–309). Видимо, эти сведения Константина связаны с какими-то турецкими легендами.

88

Анатолия — Малая Азия.

89

Аладин сын Мустафы — в других исторических источниках не упоминается.

90

Мурад сын Аладина — в других исторических источниках не упоминается.

91

Брус — Бруса, город в Малой Азии, вблизи Мраморного моря. До объ явления Адрианополя столицей (1366 г.) был резиденцией турецких сул танов.

92

Азаны — главным образом пехотинцы, но иногда так назывались и моря ки в турецком военном флоте. Происходит от арабского слова «азеб», что означает «неженатый».

93

Слова, заключенные в скобках, находятся в списках Р и А.

94

Султан сын Мурада — в действительности это был султан Орхан (1326–1359).

95

Никея — город на северо-западе Малой Азии; крупнейший византийский город. Никея была захвачена турками в 1330–1331 гг.

96

Янычары — от йени чери, что означает новое войско. Создание его отно сится к 1361–1363 гг. Янычарский корпус формировался как из числа во еннопленных, так и путем «дани кровью». Подробнее о формировании яны чарского войска Константин из Островицы рассказывает в главе XXXIX.

97

Слова, заключенные в скобках, находятся в списках Р и А.

98

Здесь имеется в виду византийский император Андроник III Палеолог (1328–1341).

99

Мурад сын Султана — в действительности сын Орхана, султан в 1359–1389 гг.

100

Сыном Андроника Палеолога был Иоанн V (1341–1391).

101

Кантакузин — Иоанн Кантакузин принадлежал к знатному и богатому ви зантийскому роду. Отец Иоанна — Михаил (ум, в 1316 г.) был наместни ком Пелопоннеса.

102

Галиполи — город и порт у пролива Дарданеллы. В действительности Галиполи был захвачен султаном Орханом в 1354 г. (Charanis P. On the Date ef the occupation of Gallipoli by Turcs. — «Byzantinoslavica», 1955, r. XVI, p. 113–117).

103

Германелла (Гермиян) — Дарданеллы.

104

Согальпик — город на р. Тимока в Сербии. Константин ошибочно считает, что это болгарская крепость.

105

Димотик (греч. Диднмотнк) — крепость по нижнему течению р. Марицы. Согальпик и Димотик турки захватили в 1353 г.

106

Милутин (иначе — Стефан Урош II) правил с 1282 по 1321 г.

107

Урош — Урош I (1243–1276). Непонятно, почему Константин называет его первым сербским королем, тогда как им был Стефан Неманя Первовенчанный, провозгласивший Сербию королевством в 1217 Г- (ум. в 1227 г.).

108

Стефан — Стефан Дечанский (1321–1331). Весть о его прозрении широко распространялась по Сербии, Об этом пишет и сам Стефан в Дечанской грамоте (Jupenek К. HcTopnja Срба, кН- 1. Београд, 1952, с. 202–203).

109

Эта фраза содержится в списках Р, А. и М. Стефан — Стефан Душан (1331–1355). После завоевания ряда греческих земель и Албании Стефан Душан в конце 1345 г, объявил себя царем греков и сербов.

110

Димитрий — в действительности болгарский царь Михаил Шишмап (1323–1330).

111

Река Искра (Искар) — правый приток Дуная.

112

Руииы церкви Спаса сохраняются в селе Николичевац.

113

Константин рассказывает здесь о битве под Белбуждом (ныне Кюстсндил), происшедшей 28 июля 1330 г. В действительности болгарский царь был только ранен в бою и умер уже в плену (см.: Бурмов А. История на България ирез времето на Шишмановны (1323–1396). — «Годишпик на Софийският университет. Иеторико-филологический факултет», 1947, т. ХЫН, с. 6).

114

Тарное (Тырлово) — столица Второго Болгарского царства. В действи тельности Михаил Шишмап был похоронен в монастыре св. Георгия в Ста ро Нагоричвно у Кумапова.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Записки янычара"

Книги похожие на "Записки янычара" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Михайлович

Константин Михайлович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Михайлович - Записки янычара"

Отзывы читателей о книге "Записки янычара", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.