» » » » С. Шумов - Тевтонский орден. Крах крестового нашествия на Русь


Авторские права

С. Шумов - Тевтонский орден. Крах крестового нашествия на Русь

Здесь можно скачать бесплатно "С. Шумов - Тевтонский орден. Крах крестового нашествия на Русь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
С. Шумов - Тевтонский орден. Крах крестового нашествия на Русь
Рейтинг:
Название:
Тевтонский орден. Крах крестового нашествия на Русь
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Тевтонский орден. Крах крестового нашествия на Русь"

Описание и краткое содержание "Тевтонский орден. Крах крестового нашествия на Русь" читать бесплатно онлайн.



В 1212 году состоялось первое военное столкновение русских с новым врагом Руси — крестоносцами. Объединенное пятнадцатитысячное новгородско-полоцкое войско во главе с тогдашним новгородским князем Мстиславом Удалым совершило первый поход на опорные базы ордена крестоносцев в Ливонии. Немцы заключили сепаратный мир с Полоцким княжеством, и новгородцы, оставшись одни, вынуждены были пойти на перемирие с орденом.


Содержание


С. А. Шумов, А. Р. Андреев

С мечом в руке и жаждой наживы в сердце


Э. Лависс

История Тевтонского ордена


Н. Ф. Наркевич

Грюнфельде — Танненберг 1410 г.


Герман Вартберг

Ливонская Хроника


Н. П. Грацианский

Орденский город Кенигсберг






В то время, как Витовт умело использовал политическое положение данного момента, Ордену, потерпевшему фиаско в отношении Польши, не удалось использовать момента. Избранные им союзники — братья: Венгерский король Сигизмунд и Чешский Венцеслав реальной пользы не принесли. Что касается большего числа отдельных рыцарей-авантюристов, поспешивших на зов Ордена из разных государств Зап. Европы, за добычей, в тогдашнее «Эльдорадо», они только усиливали пестроту состава орденских отрядов.

Сосредоточение Орденской армии велось в Добржинской земле, а Польской и Литовской у Прусской границы. Орден принял оборонительный план действий, готовясь отразить движение славян на столицу Ордена — Мариенбург.

9-го июля 1410 г. союзники вступили на территорию Ордена, под общим начальством Ягелло. Во главе военного совета стоял Витовт, который фактически и являлся военноначальником.

13 июля союзники взяли Домбровно, и гохмейстер, уяснив себе, наконец, направление их движения, двинул Орденскую армию, в ночь с 14 на 15 ноля, к Танненбергу, чтобы отбросить союзников от пути на Марюнбург.

Происшедшая здесь 15 ноля, у Грюнфельде, битва, названная немцами Танненбергскою, а поляками Грюнвальденской, битва, в которой противники не уступали друг другу в ожесточении, окончилась полным поражением Тевтонского Ордена. Она является тем апогеем славяно-немецкой борьбы конца средних веков, к воспоминанию о котором обращены взоры всех цивилизованных народов.

Чудовищные числа сражавшихся, приведенные современными событию летописцами, показывают какое значение придавалось этому бою современниками. В наше время битва эта считается некоторыми указанием на начавшееся падение рыцарской тактики, сломленной действиями соединенной армии. Однако, поляки, литовцы и русские победили теми же тактическими приемами. Ко времени Грюнфельденской битвы польское рыцарство усвоило себе приемы западноевропейского и особенно немцев. Витовт великолепно постиг рыцарскую тактику, проведя немалое число лет во владениях Ордена, и несомненно, что приемы союзников не шли в разрез тактическим требованиям немецкого рыцарства.

Если принять во внимание лучшее вооружение немецкого ордена в его массе, легко будет понять, что главным фактором Грюнфельденской победы является необычайный моральный подъем, единство морального сознания всей массы Славян, направленного к одной цели: победить или погибнуть. Вся многовековая славяно-немецкая борьба стояла перед глазами как польского шляхтича, так и литовского кмета и смоленского дружинника. Отдельные эпизоды битвы как нельзя более подтверждают такое целостное настроение Славян.

Когда, по знаку Витовта, начался бой, татары Литовской армии выпустили тучу стрел и, при первом натиске на них крестоносцев, стремительно повернули обратно и бежали с поля сражения. Удар приняла Литва и была смята блестяще произведенной атакой немецкой конницы. Момент был критический. Однако, Смоленские полки, под командой Юрия Лугвеньевича,[41] стойко держались. Хотя большая часть храбрых смольнян легла на месте, но доблесть их дала возможность полякам, не опасаясь за свой правый фланг, отразить удары немцев, прорвать их линию и привести бой к желанной победе.

Когда смявшие Литву немцы ударили во фланг 2-й польской линии и опрокинули большое королевское знамя, 8 польских хоругвей 2-й линии, опираясь на смоленские дружины, повернули на право и доблестно отразили натиск крестоносцев.

Витовт, отразив этот натиск, собирает остатки Литовской армии и, поддержав поляков, приводить бой к трагическому для Ордена эпилогу.

Замалчивание некоторыми польскими историками героической доблести смольнян вполне естественно. Поляки приписывают исключительно себе всю славу Грюнфельденской битвы.

Но если поляки пользуются воспоминаниями этого славного дня не без некоторого естественного желания реваншировать свои старые и новые счеты с Пруссией, мы, русские, рассматривая дело с общеславянской точки зрения, и, отдавая должное доблести польских и литовских отрядов, должны лишний раз указать благодарному потомству на то, что несокрушимая доблесть смоленских хоругвей и искусство Витовта спасли славянское дело, которое могло рухнуть, благодаря тактике татар, этих типичных «наемников» того времени, не заинтересованных в славянском деле и готовых сражаться на любой стороне.

Эта стойкость смольнян и указывает на всю силу моральною единства славянской армии, одушевленной одной идеей.

В составе великой славянской армии были те, кто хорошо был знаком с насилием крестоносцев, кто лично, на своих плечах, вынес их гнет. Это были те, кто составлял главную оппозицию разгулу немецких рыцарей на славянской земле.

И когда, при пении «Bogarodzicy»,[42] и при криках немцев «Gott mit uns!»,[43] по головам немецких феодалов застучал цеп славянского кмета, победная песнь немцев: «Christ ist erstanden!»[44] заменилась возгласами: «Erbarme dich meiner!».[45]

Это был эпилог «священной» войны. Поражение крестоносцев было полным, и славяне своим единством» политического самосознания заранее расковали те цепи, которые были для них заготовлены в немецком лагере предусмотрительными крестоносцами.

Рыцари Тевтонского Ордена бились храбро. Ульрих фоне Юнгинген, будучи окружен славянами и, получив два удара в лицо сулицею, продолжал отражать нападения, но удар рогатиною, нанесенный литвином, сразил его, и он упал с коня.

Какое влияние на политические отношения того времени имело поражение немцев под Грюнфельде, доказывается всеми последующими событиями. Однако, это влияние было бы несравненно значительнее, если бы в дальнейшем проявлено было бы Польшей и Литвой с Русью, полное единодушие. К сожалению, в политические виды обеих частей унии входило сохранение Ордена как противовеса усилению одной из них.

Эта «уния» весьма медленно проникала в сознание населения. В действиях Витовта, поддерживавшего смуту, мы видим с самого начала желание затормозить поглощение Литвы Польшею, на почве распространения католичества. Рознь становится настолько сильной, что в 1401 г. требуется подтверждение «унии». Если этого соединения могло желать литовско-русское боярство, то народная масса держала себя резко обособленной. Литва не только не поглощалась Польшей, но стремилась стать самостоятельной, имея во главе такого государственного деятеля как Витовт.

Соединенная армия после победы оставалась еще три дня на поле сражения. Хотя это и было в обычае того времени, однако, после разгрома, следовало немедленно добить Орден. Обложив 25-го июля Мариенбург, поляки 20 сентября сняли осаду и приступили к мирным переговорам. По Торунскому[46] договору, в феврале 1411 года, Орден отдал Литве Жмудь, а Польше Добржинскую землю, вместе с денежным вознаграждением. Эти компенсации ничтожны в сравнении с политическим значением победы.

Вслед за тем, Польша вновь обращается к своей политике в Литве, и Городельский сейм 1413 года опять стремится поддержать унию. Литовцы получают польские привилегии для своих высших классов, однако, исключительно для лиц, принявших католичество. На этой почве возникает рознь между литовцами-католиками и русским элементом «Литвы». Насколько процесс слияния Польши и Литвы тормозился, можно видеть из того, что от времени до времени возникает необходимость новой «унии», вплоть до 1569 года, когда союз этот Сигизмунд-Август стремится закрепить на Люблинском сейме. Подобная политика Польши и поддерживала Орден, явно клонившийся к упадку, как вследствие внутренних причин разложения, так и вследствие внешних политических положений.

Роль Польши в истории Тевтонского Ордена замечательна. Она борется с ним, но она же и дает ему возможность существовать. Мазовецкий князек, призвавший Орден Пресв. Девы Марии, для борьбы с Литвою-Пруссами, не подозревал, какую роль в истории Польши сыграет то ядро тевтонских колонистов, которое отчасти разгромило пруссов, отчасти ассимилировалось с ними.

Но законы истории неумолимы. Именно этот авангард немцев, ассимилировавшийся с Литовцами, оказался особенно сильным в борьбе со Славянством. «Grunwaid», с которого поляки считают начало расцвета своего государства, остановил дальнейшее движение немцев на восток, но Ягелло, благодаря своей двойственной политике, дает Ордену еще долго возможность существовать самостоятельно. Только с 1464 года Орден становится в вассальную зависимость от Польши,[47] которая все еще мирится с таким соседом.

К какому же результату приводить эта «традиция» польской короны эта странная терпимость в отношении своего исконного врага?

Реформация, — это горнило очищения католической церкви, охватила всю Германию. Она разлилась свободно, благодаря тогдашнему строению этой империи, — можно сказать даже, что это «анархическое» строение Священной Римской Империи Германской нации способствовало распространению доктрин Виклефа, Гуса и Лютера, на почве частной национализации, и вырыло на громадном пространстве северо-восточной Европы могилу папскому авторитету, не признававшему национальных стремлений И в то время, как Польша подчиняется всецело влиянию римской курии Тевтонский Орден попадает в руки Альбрехта Бранденбургского, окрыленного новыми идеями.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Тевтонский орден. Крах крестового нашествия на Русь"

Книги похожие на "Тевтонский орден. Крах крестового нашествия на Русь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора С. Шумов

С. Шумов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "С. Шумов - Тевтонский орден. Крах крестового нашествия на Русь"

Отзывы читателей о книге "Тевтонский орден. Крах крестового нашествия на Русь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.