Александр Кондратов - От тайны к знанию

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "От тайны к знанию"
Описание и краткое содержание "От тайны к знанию" читать бесплатно онлайн.
Эта книга познакомит вас с увлекательнейшими загадками древних цивилизаций, народов, языков, произведений искусства, а также с тем, как, каким образом удается современным ученым восстанавливать события давно минувших времен.
В основу повествования положены результаты новейших исследований ведущих советских и зарубежных ученых.
— Мы не будем таскать для вас камни, — отвечали «короткоухие». — Пусть они валяются на земле. Мы не можем из-за них оставить сладкий картофель, покрывшийся листьями, бананы, сахарный тростник. Без присмотра они будут чахнуть и дичать.
И «короткоухие» не стали таскать камни. «Длинноухие» рассердились. Им пришлось строить аху без помощи «короткоухих», и они затаили на них злобу.
«Длинноухие» жили на полуострове Поике; там они вырыли длинный ров — он пересекал весь полуостров. А когда ров был готов, «длинноухие» притащили дрова и бросили их на дно.
У одного «длинноухого» жена была из рода «короткоухих». «Короткоухие» ничего не знали о том, что «длинноухие» вырыли ров и набросали в него дрова. Но «длинноухий» сказал своей жене, «короткоухой»:
— Мы вырыли ров специально для вас, «короткоухих».
Женщина дождалась ночи, а потом пришла к своим землякам. Она так сказала «короткоухим»:
— «Длинноухие» хотят зажарить вас во рву. Спрячьтесь в моем доме. А потом постройтесь в цепь. Когда же начнется битва, сбросьте «длинноухих» в ров — пусть они зажарятся в своей собственной печи!
После этого женщина вернулась домой, на прощание сказав «короткоухим»:
— Поторопитесь!
Затемно все воины «короткоухих» собрались в доме женщины. Они замаскировались, потом образовали цепочку и двинулись в путь. Едва появилась утренняя заря, «короткоухие» бросились на «длинноухих». Женщины, дети, мужчины «длинноухих» стали спасаться бегством. Они бежали до тех пор, пока не остановились перед рвом — дрова в нем подожгли «короткоухие». Как могли «длинноухие» избежать пламени, если они не умели летать?
«Короткоухие» надвигались. Вот они подошли вплотную. И пришлось «длинноухим» прыгать прямо в пламя. Мужчины, женщины, дети «длинноухих» — все погибли, никто не остался в живых. Только двое «длинноухих» сумели перепрыгнуть через тела своих соплеменников и спастись бегством.
Гибель «длинноухих».
«Короткоухие» пустились в погоню за ними. Они достигли залива Анакена (залив Августа), потом спустились вниз в пещеру Ана-Ваи (пещера Воды). «Короткоухие» стали наносить удары дротиками двум последним «длинноухим». В ответ из пещеры доносились крики «длинноухих»:
— Оро-ро-ине! Оро-ро-ине!
«Длинноухие» высунули свои лица в один из выходов пещеры и вновь закричали:
— Оро-ро-ине!
Вскоре один из «длинноухих» умер. А последний «длинноухий», оставшийся в живых, сказал:
— Великие люди! Пощадите человека, который остался совсем один! Зачем вам убивать меня? Оставьте меня в живых!
Воины «короткоухих» посмотрели, есть ли в живых кто-либо еще из «длинноухих». Но никого не нашли — все «длинноухие» были мертвы. «Короткоухие» прикрыли тела убитых землей, а потом вернулись к пещере.
Так в живых остался только один «длинноухий». Он присоединился к «короткоухим» и поселился в заливе Ханге-о-Хону (залив Черепахи). Потом он женился на женщине из племени «короткоухих», этот мужнина, которого пощадили потому, что он остался всего лишь один-единственный изо всех «длинноухих».
…Так повествует древнее предание о гибели «длинноухих» в пламени. Участь, которую они готовили для «короткоухих», постигла их самих. Жители острова Пасхи хорошо помнят свои родословные. Потомки последнего «длинноухого», имя которого было Оророине, живы и по сей день. Так, бывший староста острова Пасхи Педро Атан, который столь ярко описан в книге «Аку-аку» Тура Хейердала, является потомком последнего представителя «длинноухих».
Когда было сражение «длинноухих» и «короткоухих»? И можно ли верить древнему преданию? Быть может, оно является обыкновенной сказкой? Ответить на этот вопрос помогли археологические раскопки, произведенные на острове Пасхи Туром Хейердалом и археологами Норвегии и США.
Через весь полуостров Поике, расположенный в восточной части острова Пасхи, тянется ров. Местные жители называют его «Те-уму-о-те-ханау-еепе», что означает «Земляная печь “длинноухих”». Раскопки археологов обнаружили в этом рву наконечники для копий, скелеты, следы большого костра, который когда-то пылал здесь… Нет сомнения — древнее предание оказалось правдивым!
У современных ученых есть очень хороший способ определять возраст «дел давно минувших» — радиоуглеродный анализ. Исследуя содержание радиоактивного углерода в костях, кусочков дерева и т. п., можно определить возраст этих остатков. Радиоуглеродный анализ показал, что большой костер во рву горел приблизительно между 1570–1770 годами. К сожалению, более точной даты радиоуглеродный анализ дать не может. Археологи остановились на среднем числе — 1670 годе.
Но у науки есть и другой способ узнать о дате прошедших событий. Число поколений, разделяющее последнего «длинноухого» Оророине и его современных потомков, бывшего старосту острова Пасхи Педро Атана и его собратьев, равно восьми. Средний возраст поколений равен примерно 25 годам. Значит, битва между «длинноухими» и «короткоухими» происходила в конце XVIII века. Это подтверждается и другими уже не косвенными, а прямыми данными.
Остров Пасхи был открыт голландским адмиралом Роггевеном в 1722 году. Голландцы отметили, что островитяне благоденствуют, нигде не видно следов каких-либо разрушений, междоусобных войн. Роггевена принимали на полуострове Поике — оплоте «длинноухих». Значит, они еще были целы. А когда знаменитый водитель фрегатов капитан Кук посетил остров Пасхи в 1774 году, он с печалью констатировал, что остров нищ, бесплоден, его древняя культура находится в запустении. Кук со свойственной ему проницательностью записал в своем судовом журнале, что остров Пасхи постигла какая-то катастрофа.
…Значит, война между «длинноухими» и «короткоухими» произошла в промежутке между плаваниями Роггевена и Кука! Так даты радиоуглеродного анализа, подсчета поколений и записей мореходов позволили точно определить время трагических событий на острове Пасхи, происходивших около двух столетий назад.
«Божественные предки» и генеалогия
Итак, около двухсот лет прошло со времени сражения между «длинноухими» и «короткоухими», восемь поколений сменилось с тех пор, и все же имена последнего «длинноухого» и его потомков сохранились в памяти островитян.
Восемь поколений — много это или мало? Для нас, конечно, очень много. Считайте себя первым поколением, вашего отца — вторым, деда — третьим, прадеда — четвертым. Почти наверное вы не знаете имени своего прадеда, жившего около ста лет назад. Восьмое же поколение — это прапрапрапрадед! Никто из читателей не знает имени такого далекого предка. Но для жителей острова Пасхи восемь поколений — это сущий пустяк. Легендарный Хоту Матуа — первый правитель острова, прибывший из далекой страны Хива, где стояли каменные статуи, а в море было много акул, — жил, согласно родословным островитян, тридцать поколений назад.
Но тридцать — это священное число у жителей острова Пасхи. Вероятно, они «округлили» реальное число поколений и подогнали его к священной «тридцатке». Другие исследователи записали на острове родословные Хоту Матуа, в которых было 20 имен, 32 имени и даже 57 и 69! «Если бы остров Пасхи имел генеалогию (родословную запись. — А. К.) королей, вроде тех, какие записаны на других островах Полинезии, многие его тайны могли бы быть раскрыты», — замечает в этой связи французский этнограф Альфред Метро, руководитель экспедиции на остров Пасхи, работавшей там в 1934–1935 годах.
А родословные полинезийцев действительно очень интересны. Число имен, содержащихся в них, поражает. На острове Раротонга была записана генеалогия, содержащая 92 имени, 92 поколения. А на Маркизских островах число поколений, прошедших со времени прибытия «божественных предков», равно 159! «Средний возраст» одного поколения — 25 лет. Перемножьте теперь 159 на 25, и вы получите дату в пределах четырех тысячелетий!
Могла ли человеческая память сохранить имена в течение такого огромного времени? Конечно, нет! Ученые произвели анализ имен, содержащихся в родословной, записанной на Маркизских островах, и обнаружили в их числе Небо, Пространство, названия ветров, стихий, морей. Силы природы и стихии были олицетворены в образах людей и выступали в родословных как «божественные предки».
И все же родословные могут служить историческим источником. Новозеландский ученый Перси Смит, сравнивая имена генеалогий, записанных на разных островах, нашел, что имена самых древних «божественных предков» — вождей, мореплавателей, героев — совпадают. И более поздние имена отличаются одно от другого. Это говорит о том, что когда-то полинезийцы жили вместе. Затем они расселялись на разные острова, и у каждого острова начиналась своя история. И если откинуть Небо, Пространство и другие имена стихий и сил природы, генеалогии полинезийцев позволяют определить дату заселения того или иного острова и архипелага.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "От тайны к знанию"
Книги похожие на "От тайны к знанию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Кондратов - От тайны к знанию"
Отзывы читателей о книге "От тайны к знанию", комментарии и мнения людей о произведении.