» » » » Александр Широкорад - Италия. Враг поневоле


Авторские права

Александр Широкорад - Италия. Враг поневоле

Здесь можно купить и скачать "Александр Широкорад - Италия. Враг поневоле" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Вече, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Широкорад - Италия. Враг поневоле
Рейтинг:
Название:
Италия. Враг поневоле
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-9533-5024-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Италия. Враг поневоле"

Описание и краткое содержание "Италия. Враг поневоле" читать бесплатно онлайн.



Россия и Италия имеют давние культурные и исторические связи. О них упоминают русские летописи XIII века. В разные века русские послы устанавливали отношения с папским Римом, Пьемонтом, Неаполем, Венецианской и Генуэзской республиками, Великим герцогством Тосканским, а в 1861 году с Королевством Италия…

Удивительно, но за последние 300 лет, не имея реальных оснований для конфликтов, наши народы по разным причинам пять раз скрещивали оружие. Один раз — в Италии в 1799 году в ходе Суворовских походов и четыре раза — в России. В 1812 году пьемонтские и неаполитанские войска участвовали в походе Наполеона на Москву. Италия принимала участие в Крымской войне 1854–1855 годов, в интервенции Антанты в 1918–1920 годах и во Второй мировой войне в качестве одного из главных союзников Германии.

Предлагаемая читателям книга рассказывает об известной и малоизвестной истории отношений Италии и России.






Между тем русские князья и до 1054 г., и как минимум 100 лет после пытались установить дружеские отношения с римскими папами. Так, вдова князя Игоря Ольга, хотя и приняла крещение в Константинополе, по каким-то причинам решила порвать с патриархом и установить связи с Римом. Знаменитый историк церкви А.В. Карташев писал по сему поводу: «Так называемый „Продолжатель Регинона“ (половины X века), современник, под 959 г. сообщает: „Пришли к королю (Оттону I Великому), как после оказалось, лживым образом после Елены, королевы Ругов (Helenae reginae Rugorum), которая при Константинопольском императоре Романе крестилась в Константинополе, и просили посвятить для этого народа епископа и священников“.

Под 960 г. идет продолжение о том же: „Король праздновал праздник Рождества Христова во Франкфурте, где Либуций из братии монастыря св. Альбана (в Майне) досточтимым епископом Адальдагом посвящен в епископы Ругам“.

Под 961 г. читаем: „Либуций, которого в прошедшем году некоторые дела удержали от путешествия, умер 15-го марта сего года. В преемники ему посвящен Адальберт из братии монастыря св. Максимина в Трире. Его (Адальберта) благочестивейший государь, с обычным ему милосердием, снабдив щедро всем нужным, отправил с честью к Ругам“.

962 г.: „В этом году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы для Ругов, ибо не преуспел ни в чем том, зачем был послан, и видел все свои старания напрасными. На обратном пути некоторые из его спутников были убиты. А сам он с великим трудом едва спасся“.

Продолжателя Регинона буквально повторяет летописец Саксонский.

Летопись Гильдезгеймская (копия X в.) под 960 г. повествует: „К королю Оттону пришли послы русского народа (Rusciae gentis) и просили его, чтобы он послал им одного из своих епископов, который показал бы им путь истины. И говорили, что хотят отстать от своего язычества и принять христианскую веру. Король внял их просьбе и послал по вере католического епископа Адальберта. Но они, как показал исход дела, во всем солгали“.

Эту летопись буквально повторяют, с некоторыми добавлениями: летопись Кведлинбургская (XI в.) и Лаберт Ашаффенбургский (XI в.). Летопись Кведлинбургская после слов „во всем согласии“ добавляет: „потому что и сам указанный епископ не избежал смертельной опасности от их коварств“. Летопись Корвейская пишет под 959 г.: „Король Отгон по прошению русской королевы послал к ней Адальберта инока нашей обители, который впоследствии стал первым епископом в Магдебурге“.

Дитмар Межиборский (Мерзебургский, ум. 1018 г.) об Адальберте Магдебургском сообщает, что раньше он был посвящен в предстоятеля Руси — Rusciae, но оттуда был изгнан язычниками. В указе императора Оттона о поставлении Адальберта в архиепископы Магдебургские тоже упоминается, что раньше он был назначен и послан в проповедники к Ругам»[7].

Почему миссия епископа Адальберта закончилась неудачей, наши историки спорят уже два века. Некоторые полагают, что высылка Адальберта и убийство членов его посольства связаны с переворотом в Киеве, в ходе которого княгиня Ольга была отстранена от власти, а ее сын Святослав являлся преданным поклонником Перуна. Это предположение весьма логично, но, увы, бездоказательно. Единственное, что служит косвенным доказательством этой версии, содержится в «Повести временных лет», где «под 6494 (986) г. содержится прямой намек на то, что одним из тех, кто выступил против Адальберта и его людей, был сын княгини Ольги Святослав. Когда к князю Владимиру „придоша немьци от Рима“ с предложением принять католичество, он заявил им: „Идите опять, яко отци наши сего не прияли суть“. О каких „отцах“ здесь идет речь? Ясно, что об отце Владимира Святославе и об отцах его приближенных»[8].

Весной 972 г. князь Святослав был убит печенегами при форсировании днепровских порогов. Правителем Руси становится его старший сын Ярополк. В Никоновской летописи говорится: «В лето 6487 (979) г. Прииде печенежский князь Илдея, и би челом Ярополку в службу; Ярополк же прият его, и даде ему грады и власти, и имяше его в чести велице. Того же лета придоша послы от греческаго царя к Ярополку, и взяша мир и любовь с ним, и яшася ему по дань, якоже и отцу его и деду его. Того же лета приидоша послы к Ярополку из Рима от папы»[9].

Автор Иоакимовской летописи пишет: «Ярополк же бе муж кроткий и милостивый ко всем, любяще христианы, и асче сам не крестися народа ради, но никому не претяше»[10].

Логично предположить, что Ярополк решил пойти по стопам своей бабки и принять «латинскую веру». Однако в 978 г. (по другой версии в 980 г.) Ярополк Святославич был убит варягами, подосланными его младшим братом Владимиром.

Поначалу Владимир Святославич был ярым приверженцем язычества и даже пытался реформировать славянские верования.

В 988 г. Владимир принимает от греков христианство и…. русские летописцы замолкают на целые 27 лет, вплоть до смерти Владимира Красное Солнышко. Нетрудно догадаться, что кому-то очень захотелось скрыть от потомков все происходившие события.

О них мы знаем лишь из зарубежных источников. Так, около 1000 г. Владимир женил своего сына Ярополка на дочери польского короля Болеслава. Вместе с принцессой в Киев прибывает и епископ Кальбера Рейнберн. Наши историки именуют его духовником принцессы, но Титмар Мерзебургский (умерший в 1018 г.) говорит о нем только как о епископе.

В конце 1012 г. или в начале 1013 г. Святополк вместе с женой (дочерью польского короля Болеслава) и епископом Рейнберном Колобрским оказывается в киевской темнице. Подробности ареста туровского князя летописцы до нас не донесли, что дало повод разыграться фантазии историков. Так, Ф.И. Успенский писал: «Епископ колобрежский [Рейнберн], сблизившись со Святополком, начал с ведома Болеслава подстрекать его к восстанию против Владимира… С этим восстанием связывались виды на отторжение России от союза с Востоком [Византией] и восточного православия»[11].

В немецкой хронике Титмара Мерзебургского говорится, что Болеслав, узнав о заточении дочери, спешно заключил союз с германским императором и, собрав польско-германское войско, двинулся на Русь. Болеслав взял Киев и освободил Святополка и его жену. При этом Титмар не говорит, на каких условиях был освобожден Святополк. По версии Титмара Святополк остался в Киеве и стал править вместе с отцом. Нам же остается только гадать, был ли Святополк при Владимире советником, или наоборот, Святополк правил страной от имени отца. Известно, по крайней мере, два типа монет, чеканившихся с именем Святополка.

О разразившейся затем длительной гражданской войне на Руси и приходе к власти Ярослава Мудрого я подробно рассказал в книге «Наша великая мифология. Четыре гражданские войны с XI по XX век» (М.: ACT, 2008). Здесь же нам важен факт присутствия католического епископа в Киеве.

А вот еще таинственная история князя Изяслава, сына Ярослава Мудрого. В 1043 г. он женился на Гертруде, сестре польского короля Казимира Восстановителя. После смерти отца в 1054 г. Изяслав становится киевским князем.

В 1068 г. восставшие киевляне изгоняют Изяслава Ярославича. Князь бежит в Польшу к родне жены. В следующем году Изяслав вместе с королем (князем) Болеславом II и польским войском подходит к Киеву. Киевский князь Всеслав Чародей бежит в родной Полоцк, а Изяслав вновь становится князем Киевским.

В 1073 г. братья Всеволод и Святослав Ярославичи выгоняют Изяслава из Киева, и тот по традиции бежит в Польшу. Но на сей раз ляхи не желают воевать из-за него с Русью, а, ограбив князя, «показывают ему путь».

Наш изгнанник прибывает в город Майну (в Верхней Германии) ко двору короля Генриха IV. Тогда же Изяслав отправляет своего сына Ярополка (православное имя Гавриил) в Рим к папе Григорию VII.

Там Ярополк вновь крестится, естественно, по католическому обряду и получает новое имя Петр. Ярополк признает Русь «папским леном», а Григорий VII объявляет его русским королем. Кроме того, папа в апреле 1075 г. отправляет польскому князю Болеславу послание с требованием помощи Изяславу Ярославичу и Ярополку (Петру) Изяславичу.

Суть переговоров Ярополка с папой хорошо изложена в послании Григория VII Изяславу Ярославичу (христианские имя-отчество Дмитрий Георгиевич): «Епископ Григорий, раб рабов божьих, Дмитрию, королю русскому, и королеве, супруге его, шлет привет и апостольское благословение. Ваш сын во время посещения апостольского престола прибыл к нам, и так как он хотел получить королевство как дар св. Петра из наших рук, изъявив св. Петру, главе апостолов, должную верность, то обратился к нам с покорными мольбами, решительно утверждая, что эта его просьба скреплена вашим согласием, и испытывая уверенность в своих исканиях в случае облагодетельствования его милостью и защитой апостольской власти. Мы снизошли к его просьбам и стремлениям, поскольку они казались справедливыми, и, кроме того, как ввиду вашего согласия, так и по причине преданности просителя, и передали ему управление вашим королевством как частью владений св. Петра»[12].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Италия. Враг поневоле"

Книги похожие на "Италия. Враг поневоле" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Широкорад

Александр Широкорад - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Широкорад - Италия. Враг поневоле"

Отзывы читателей о книге "Италия. Враг поневоле", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.