» » » » Николай Захаров - Кремлёвские колокола


Авторские права

Николай Захаров - Кремлёвские колокола

Здесь можно скачать бесплатно "Николай Захаров - Кремлёвские колокола" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Московский рабочий, год 1969. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Захаров - Кремлёвские колокола
Рейтинг:
Название:
Кремлёвские колокола
Издательство:
Московский рабочий
Год:
1969
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Кремлёвские колокола"

Описание и краткое содержание "Кремлёвские колокола" читать бесплатно онлайн.



Тысячи людей приходят ежедневно к замечательному памятнику русского литейного искусства — огромному Царь-колоколу. Часть посетителей Кремля видит колокол впервые, другие приходят сюда во второй и третий раз, чтобы ещё и ещё полюбоваться замечательным изделием рук талантливых русских литейщиков, создавших самый большой в мире колокол.

Но в Московском Кремле хранится не один только Царь-колокол. Медные свидетели разных исторических эпох есть на колокольне Ивана Великого, на Филаретовской пристройке, пять колоколов установлены на постаменте возле Архангельского собора, один колокол занял почётное место в Оружейной палате Кремля, два колокола находятся в церкви Лазаря.

29 колоколов, 29 оригинальных произведений мастеров колокололитейного искусства, 29 свидетелей самых: разных событий многовековой русской истории.






Во дни торжеств и бед народных

Про все звучит венец металла — И поучителен тот звон...

Ф. Шиллер.

«Раздался звук вечевого колокола, и вздрогнули сердца в Новегороде. Отцы семейств вырываются из объятий супруг и детей, чтобы спешить, куда зовёт их отечество» — так колокол возвестил начало борьбы вольного Новгорода за свою свободу. Три века спустя об этих событиях писал замечательный русский историк Н. М. Карамзин.

Не раз на протяжении многовековой русской истории медные колокола созывали русский народ на защиту родины от врагов. Так было и в 1611 г.

« – Звони в сполошный колокол,— приказал князь Дмитрии Пожарский караульному.

Тревожно загудел самый большой колокол в церкви Николы Зарайского. В Кремль отовсюду сбегались вооружённые люди: из Стрелецкой слободы — стрельцы, из Пушкарской слободы — пушкари... Воевода приказал всем ратникам снаряжаться и немедленно выступать в поход».

Эти строки написаны уже в наши дни по поводу освободительной войны против польской шляхты в начале XVII века.

Таким образом, с самого своего зарождения русские колокола были призваны не только ласкать слух благочестивых прихожан — они несли большую службу, становясь участниками радостей и бед народных.

В зависимости от назначения отливались колокола разных типов.

Набатные колокола предупреждали о приближении врага, о пожарах, служили средством для срочного сбора горожан. Когда был свергнут Лжедмитрий, «народ проснулся от звона нескольких тысяч колоколов, которые били набат».


Московский Кремль. У Царя-колокола


Исследователь памятников московской древности Иван Снегирёв писал в 1842 г. о том, что набатные колокола висели на Спасской, Тайницкой и Троицкой башнях Кремля. Осадные колокола извещали жителей о приступе неприятеля. 15 1581 г. звон осадного колокола предупредил псковичей об осаде Пскова войском Стефана Батория.

Вечевые колокола Новгорода Великого и других городов древней Руси созывали свободных горожан на площади для решения важных и неотложных дел.

Часовые колокола использовались в различных часовых механизмах — курантах. Для часов на Спасской башне Кремля в начале XVII века было отлито 13 колоколов. По словам Алепиского, это были знаменитые часы «по громкому звуку своего большого колокола». Сейчас на кремлёвских курантах 35 медных колоколов.

По специальному постановлению сельским церковным сторожам вменялось в обязанность «производить в сёлах во время вьюг и метелей, днём и ночью, пока не стихнет буря, охранительный для путешествующих метельный звон». Особым характером звона отличались набатные колокола, поэтому горожане сразу отличали набат от обычного церковного звона.

Насколько большую «ответственность» несли колокола за общественную жизнь, видно хотя бы из того, что некоторых из них подвергали «наказанию», других осуждали и ссылали (такие колокола называли опальными).

Императрица Екатерина II повелела отнять язык у набатного колокола, висевшего на Набатной башне близ Спасских ворот Московского Кремля, за то, что в него ударили в набат к бунту в 1771 г. Колокол провисел без языка около 30 лет, затем его сняли и установили в Арсенале Кремля. В наши дни этот колокол занял своё почётное место в Оружейной палате. Это не только немой герой народного восстания, но и памятник литейного искусства, созданный русским мастером Иваном Моториным в 1714 г.

Были колокола, которые поплатились своей «свободой» из-за самодурства царей. Из Москвы в Никольско-Корельский монастырь по указу Фёдора Алексеевича в 1681 г. был отправлен набатный колокол за то, что звоном своим испугал царя во время послеобеденного сна. Предание гласит также, что Иван Грозный повелел отрубить уши у колокола при церкви святого Николая в Пскове за то, что звоном своим колокол испугал коня, на котором ехал царь.

В истории отмечаются случаи, когда из покорённых городов князья и цари брали церковные колокола как военную добычу. Такие колокола в Сибири называли пленными.


Набатный колокол (Мастер И.Ф. Моторин)


Части колокола называются: уши, голова, поля. Украшающие их орнаменты чаще всего содержат рельефные изображения на библейские темы, гербы, различные символические фигуры, арабески или травы.


Образцы старинных колоколов


Колокола различны по форме. В русских колоколах чаще всего поперечник основания равняется высоте колокола с ушами. Литейщики применяли специальную сравнительную таблицу, но которой определяли высоту и толщину различных частей колокола в зависимости от требуемого звука.

Заранее определить вес колокола по его размерам очень важно для литейщика. Вначале, когда модель колокола делалась из воска, вес будущего изделия определяли по весу расходуемого воска, позже — по расходу глины, считая, что 16,4 кг сырой формовочной глины соответствует 82 кг сплава.

Представляет интерес технология отливки колоколов по восковой модели. Сначала над моделью долго и тщательно работал художник. Затем её заформовывали, а потом воск выплавляли, прокаливая форму. Воск стекал по особым каналам в ведра, его взвешивали и по весу воска определяли количество металла, необходимое для отливки, исходя из того, что 1 кг воска соответствует 12—14 кг металла.

Собрание колоколов на колокольне или звоннице составляет звон. Обыкновенно звон состоит из большого колокола, или благовестника, полиелея, малого, или буднишного, ясака и зазвонных. Колокола носят и такие названия: повестка, шестерник, вседневный, постовой, подзвонник, перечасный, боевой.

По церковному порядку 1689 г. патриархом Иакимом указано ключарям: «Как докладывать о благовесте и прозвании колоколов, как их в докладе называть, что новый большой и тот в докладе называть Успенским, старый Успенский в докладе называть воскресным, Реут — полиелейным, а что всегда в него благовест бывает и тот называть вседневным».

Иногда колокола подбирались так, что при звоне составляли целую мелодию. Например, в Ростове-Ярославском на соборной колокольне в кремле 13 колоколов, все они расположены в одном ярусе. Звонят в Ростове по специальным нотам, сочинённым на три различных настроя: ионинский, акимовский и дашковский, или егорьевский (в честь митрополита Ростовского Ионы Сысоевского, архиепископа Иакима и епископа Георгия Дашкова).

В 1963 г. ростовские звоны были записаны на плёнку под руководством заслуженного деятеля искусств РСФСР Н. Н. Померанцева. Эта запись вызвала очень большой интерес не только у любителей этого своеобразного вида музыкального искусства. Звоном заинтересовались также с точки зрения конструкций профиля и звука колокола.

Для исполнения звонов на соборной колокольне Ростова были приглашены квалифицированные звонари, которые хорошо помнят ростовские звоны и в прошлом их успешно исполняли,— А. С. Бугылин и четыре его помощника — М. С. Урановский, Н. Г. Королев, П. А. Шумилин и В. М. Чушкин.

Колокольный музыкальный звон помещался в Москве на Меншиковой башне и в Кремле на Тайницких, Троицких и Спасских воротах. На Спасской башне колокольный звон в действии до настоящего времени.

Главное достоинство всякого колокола — его благозвучность. Но отлить такой колокол в требуемый тон и нужного веса не так-то легко, хотя и существуют на это различные правила. И все-таки и опытному мастеру не всегда удавалось вполне справиться с заданием, тем более что очень часто чуть ли не главным условием было то, чтобы с наименьшим количеством металла достичь нужного тона, благозвучности и прочности изделия.

Колокольный сплав должен быть составлен таким образом, чтобы вместе с приятным звуком соединял достаточную крепость. Поэтому особые требования предъявлялись к материалу, из которого изготовлялись колокола. Как правило, сплав для отливки состоял из штыковой меди и олова, к которым прибавлялось и серебро. Чистота и сила звука и гула зависели от шихтовки металла и правильной толщины стенок колокола.

В основном для сплава брали 80% меди и 20% олова, хотя эти цифры часто колебались в зависимости от чистоты металла. Иногда колокола отливали из медных монет. Например, все колокола Исаакиевского собора вылиты из старых сибирских пятаков. Для этой пели их было отпущено 65 т 520 кг.

Из истории московских колоколов

Кричит без языка, поёт без горла, радует и бедует, а сердце не чует.

Русская загадка о колоколе.

Искусство литья колоколов в России известно ещё с X века. Впервые о колоколах упоминается в летописях под 988 г. В середине XI столетия колокола были повешены при храме святой Софии в Новгороде, при Десятинной и Ирининской церквах в Киеве. В развалинах Десятинной церкви были найдены два колокола, один из них хорошо сохранился и считается самым древним из дошедших до нас образцов. Высота этого колокола — 40 см, высота ушей — 13,3 см, нижний поперечник — 44,5 см, верхний — 31,1 см, толщина стенок — 2,75 см. Весит он 36 кг.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Кремлёвские колокола"

Книги похожие на "Кремлёвские колокола" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Захаров

Николай Захаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Захаров - Кремлёвские колокола"

Отзывы читателей о книге "Кремлёвские колокола", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.