Ольга и Сергей Бузиновские - Тайна Воланда

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайна Воланда"
Описание и краткое содержание "Тайна Воланда" читать бесплатно онлайн.
Аннотация
В начале двадцатых годов прошлого века в СССР появился загадочный
человек — барон Роберто Орос ди Бартини. Он стал не только выдающимся
конструктором и ученым, но и тайным вдохновителем советской космической
программы. Сергей Павлович Королев называл Бартини своим учителем.
«Красный барон» доказал, что время, как и пространство, имеет три
измерения, а до самых далеких галактик рукой подать. Бартини извлек из
подземелья библиотеку Ивана Грозного и во многом определил судьбу своих
учеников — М.Булгакова, В.Набокова, А. Грина, А.Толстого, А.Платонова, Е.Шварца,
Л.Лагина,
А.Волкова,
Л.Леонова,
И.Ефремова,
А.
де
Сент-Экзюпери и других писателей. Именно Бартини стал прототипом самых
необычных персонажей — Воланда, Друда, Хотгабыча, Буратино и даже
Маленького принца. Но главная тайна «советского Сен-Жермена»
зашифрована в романе «Мастер и Маргарита».
Книга не предназначена для массового читателя.
еще один стол с какой-то золотой чашей…».
Почти половина романа посвящена испытанию Маргариты. Все
начинается со сна, в котором она видит мастера, и он «манит се рукой, зовет» в какую-то ужасно нехорошую местность. Между тем, в ранних
вариантах это место выглядит совершенно иначе: теплое море (неподалеку
от Москвы!), чудесный песчаный пляж. уютные домики и уже упомянутые
летающие лодки, которые в следующей главе названы просто аэропланами.
А в рукописи 1933 года они сделаны из… дубовой коры! Позже в этой главе
появился второй сон, где все происходит «далеко в деревне в глуши», и
мастер манит свою возлюбленную в «странное темного дуба помещение». В
тексте имелась и целая «группа дубков» — там, где прилетевшая на щетке
Маргарита купается в реке.
В редакции тридцать седьмого года местность резко переменилась.
Исчезли также летающие лодки и «темного дуба помещение», «группа
дубков» была заменена на вербы. Но кое-что есть и в каноническом тексте —
например, мимолетная столовая критика Лавровича, обшитая дубом. К тому
же Лаврович ушел на реку: река и дуб!
А зачем автору понадобился свист Коровьева? Для того, чтобы в
последней главе можно было вставить слова «дубовое дерево» и «речной
трамвай»! В окончательном варианте романа Булгаков трижды повторяет, что
таинственная клиника Стравинского расположена на берегу реки, — но
какой? Перечитав главу «Шизофрения, как и было сказано», мы обнаружили
второй слой шифра: получается, что Ивана везли совсем не в Барвиху, а
строго на север — по Дмитровскому шоссе, к… Иваньковскому
водохранилищу! Есть и намек на Дмитлаг, располагавшийся поблизости от
устья Дубны: «какие-то заборы с караульными будками». Только здесь и
могла быть «земля, исполосованная каналами», которую видел Рюхин, возвращаясь в Москву.
Обратите внимание на полное имя «великого комбинатора» —
Остап-Сулейман-Берта-Мария. А в самом начале «Двенадцати стульев»
воробьяниновской теще снится «девушка Мари». Дева Мария? Между тем, в
Дубне есть церковь Похвалы Пресвятой Богородице. Она построена на
Ратминской стрелке — узком полуострове между Волгой и устьем Дубны.
Бендер и Воробьяни-нов отправляются в плавание по великой реке (гл.
«Волшебная ночь на Волге»). А в начале своей автобиографической
киноповести Бартини пишет о далеком предке по имени Ра-Мег, жившем на
берегу какой-то реки. «Мег» — «большой», Pa — древнее имя Волги.
«Большая Волга» — пристань возле Дубны!
28. ГОРОД N
В аллегорическом романе В. Набокова «Приглашение на казнь» (1935) реальность оказывается декорацией, и герой уходит из этого мира к
«существам, подобным ему». Инициация. Обратите внимание на старика с
удочкой, пришедшего поглазеть на казнь («Мнимый сумасшедший, старичок
из евреев, вот уже много лет удивший несуществующую рыбу в безводной
реке»), а также на позу, которую принял Цинннннат: он лег на плаху,
«раскинув руки». «Распятие в качестве наживки»?
Герой Набокова резко отличается от окружающих, но пытается это
скрыть. Он читает древние манускрипты и делает куклы, изображающие
великих русских писателей XIX века: «…тут был и маленький волосатый
Пушкин в бекеше, и похожий на крысу Гоголь, и старичок Толстой…». Затем
героя переводят в детский сад — «учителем разряда Ф». Школа Фулканелли?
Можно предположить также, что в куклах-писателях страстный энтомолог
Набоков зашифровал превращение куколки в бабочку — известную
аллегорию преображения человека в сверхсущество. Не случайно в камеру
Циннинната вносят огромную бабочку, а его палач м-сье Пьер после казни
становится маленький, «как личинка». Пьер — Петр — «камень». Таким
образом, тюремная камера символизирует алхимическое Яйцо, «фурнус
секретус» — «тайную печь», в которой вызревает Философский Камень.
Другое название — атанор. Во многих древних трактатах «тайная печь»
изображалась как сосуд сложной формы, увенчанный птичьими крыльями. А
что мы видим в камере Цинцннната? Огромный желудь, похожий на яйцо и
пергамент с древним гербом города — «доменная печь с крыльями»!
В «Приглашении…» персонажи говорят по-русски, — автор повторяет это
несколько раз. Там есть любопытный эпизод: герой читает древние книги в
плавучей библиотеке, пришвартованной к берегу реки, рядом с мавзолеем
Спящего. Затем реку соединяют каналом с другой рекой. Мавзолей, река и
канал. В том году, когда писалось «Приглашение…», эти слова могли
относиться только к Москве и ее окрестностям.
В тюрьме Цннциннат читает «современный роман» про дуб, растущий у
реки. «Роман был биографией дуба. Там, где Цинциннат остановился, дубу
шел третий век; простой расчет подсказывал, что к концу книги он
достигнет, по крайней мере, возраста шестисотлетнего». И далее: «…автор
чередой разворачивал все те исторические события — или тени событий, —
коих дуб мог быть свидетелем». Вот последняя из этих «теней событий»: Вечный Жид и два его спутника пьют вино из фляжек. Сравните: перед
казнью Цинциннат не пожелал выпить стакан вина, по палач воскликнул, что
«чаша долготерпения выпита». Тайное значение имеет и описание плахи —
«гладкая дубовая колода», — а также темно-красный цвет эшафота, с
которого герой уходит к «существам подобным ему».
Дубна и Грааль?
«Что это за лужа? — подумал Ипполит Матвеевич. — Да, да, кровь…
Товарищ Бендер скончался». А вот как начинается первый роман дилогии:
«В уездном городе N…». Такое обозначение выделяет город из длинного ряда
населенных пунктов, упомянутых Ильфом и Петровым — таких, как
Старгород (Новгород?), Москва или Тифлис. Допустим, что N — это норд, север. Тогда «уездный город N» может обозначать местность, расположенную
к северу от Москвы.
Первая глава называется «Безенчук и „Нимфы“». В третьем абзаце
читаем: «По левую руку за волнистыми зеленоватыми стеклами серебрились
гробы похоронного бюро „Нимфа“. Справа, за маленькими, с обвалившейся
замазкой, окнами угрюмо возлежали дубовые пыльные и скучные гробы
гробовых дел мастера Безенчука». Гробы, заметим — дубовые, а нимфы —
это божества рек и источников (ср.: у Стругацких в «Понедельнике…»
русалка сидит на дубе!). Река Дубна?
Обратите внимание на фамилию гробовщика: в конце 20-х годов
нынешний поселок Безенчук был маленькой железнодорожной станцией. А
во что превратилось сокровище двенадцатого стула? В железнодорожный
клуб… «Железнодорожный» гробовщик говорит: "…Но самые могучие когда
помирают, железнодорожные кондуктора или из начальства кто, то
считается, что дуба дал. Так про них и говорят: «А наш-то, слышали, дуба
дал».
Откройте шестнадцатую главу, в которой на полстраницы раскинулось
лирическое отступление о московских вокзалах. О самом маленьком из них —
Савеловском — написано намного больше, чем об остальных: «Самое
незначительное количество людей прибывает в Москву через Савеловский.
Это — башмачники из Талдома, жители города Дмитрова, рабочие Яхромской
мануфактуры или унылый дачник, живущий зимой и летом на станции
Хлебникове. Ехать здесь в Москву недолго. Самое большое расстояние по
этой линии — сто тридцать верст». Действительно: в те годы линия
заканчивалась станцией Савелово Тверской губернии — на нравом берегу
Волги, неподалеку от устья Дубны. «Против ихнего глазету ни одна фирма, даже в самой Твери, выстоять не могла…», — говорит гробовщик.
Дубна впадает в Волгу в ста двадцати восьми километрах к северу от
столицы. В сказке А.Ярославцева (А.Стругацкого) «Экспедиция в
преисподнюю» некие могущественные существа украли сорок километров
лесистой местности вдоль шоссе — начиная со 120 километра! Пропал и
дедушка героини — «бывший кок Северного подводного флота» (север!), а
приключения начинаются в древней избушке, под огромным дубом. (Именно
в этой сказке мы обнаружили модель многомерной Вселенной — миры, вложенные один в другой наподобие матрешки).
А когда созревает идея о путешествии на север в «Старике Хоттабыче»?
В тот момент, когда джинн сидел «в тени могучего дуба»!.. Вспомним и
«Золотую Железку» В.Аксенова: город физиков располагается на дне
котловины, имеющей форму чаши. Святой Грааль зашифрован здесь в виде
воронки, которую оставил потерпевший катастрофу инопланетный звездолет.
Как и легендарная чаша с кровью Спасителя, это место само выбирает своих
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайна Воланда"
Книги похожие на "Тайна Воланда" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга и Сергей Бузиновские - Тайна Воланда"
Отзывы читателей о книге "Тайна Воланда", комментарии и мнения людей о произведении.