Петр Кропоткин - Хлеб и воля
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Хлеб и воля"
Описание и краткое содержание "Хлеб и воля" читать бесплатно онлайн.
25
Four banale. Во Франции до сих пор в деревнях, где сохранились общинные порядки, встречается общественная печь, где хозяева по очереди пекут хлеб, другая общественная печь для стирки, общинный пресс для выдавливания вина из винограда и т. д.
26
Якобинские историки рассказывают, что вандейское восстание было всецело делом попов и королевцев. Но правда насчет этого далеко еще не выяснена. Несомненно, что вандейские крестьяне поднялись, главным образом, против военных наборов, против закона, в силу которого общинные, мирские земли, имевшиеся в каждой деревне, должны были быть поделены поголовно между одними <гражданами>, лишая земли присельщиков, — вообще против города, глупо распоряжавшегося деревней. — - прим. Авт.
27
К. высказывает чрезвычайно популярную в коммунистических теориях идею введения прямого продуктообмена сразу же после победы социалистической революции. Поскольку товарно–денежные, рыночные отношения идентифицировались только с капитализмом, постольку, с помощью достаточно простого способа рассуждения — прямого противопоставления, — идеальный способ ведения хозяйства виделся в непосредственном обмене продукцией между городом и деревней.
28
Missed footnotetext?
29
Действительная динамика сельскохозяйственного производства в России в пореформенный период перечеркивала оптимистический прогноз К. о возможности обеспечения <жизненных припасов> для всех. В 80–х годах XIX века потребление хлеба на душу населения в центральных и восточных губерниях России было равно 13 пудам, во Франции–22,3 пуда, в Германии–19,45, Великобритании–18,39 (Сборник документов по истории СССР. Период империализма. М., 1977. С. 52). Рост урожайности явно отставал от роста населения. К началу XX века в 42 губерниях Европейской России крестьянство со своей надельной земли собирало 14 пудов хлеба на душу. Прожиточный минимум (казенный счет) официально определялся в 20 пудов на душу (Там же. С. 52; см. также: Пивоваров Ю. С. Пореформенная Россия: проблема целостности политико–правовой культуры // Современные зарубежные исследования политико–правовой культуры России. М., 1988. С. 110–111). Парадокс заключался в том, что именно нехватка продовольствия, а не его избыток приближала столь желанную для анархистов революцию. (О взглядах К. на аграрную проблему см. его работы: Аграрный вопрос. СПб., 1906; Земельный вопрос в Думе // Листки <Хлеб и Воля>. 1907. 26 апр. № 13.)
30
Jardin des Plants основан в Париже в 1626 г. как ботанический сад, в 1794 г. преобразован в зоологический сад, в котором работали Кювье, Жоффруа Сент–Илер, Ламарк и др. В 1860 г. в Булонском лесу был устроен акклиматизационный зоологический сад.
31
Сохранилась записка К. к предисловию 1919 г. с невыполненным намерением <непременно оговорить то, что сказано в главах Жилище и Одежда. Вкусы в одежде (стр. 121) и Квартире. Понятие благородства. От чего этого не случилось в русской революции?> (РО ГБЛ. Ф. 410. К. 3. Ед. хр. 15).
32
Декрет от 30–го марта; в силу этого закона прощались платежи, следовавшие с квартирантов в октябре 1870–го года, а также с 1–го января и 1–го апреля 1871–го года. — - прим. Авт.
33
Тут человечеству откроется невероятно широкое поприще для изобретения. Возьмите, например, шелк. В продолжение тысячелетий шелк (а следовательно, и бархат) считался предметом высокой роскоши. Страны, где растет шелковица, ограничены известною полосою; уход за шелковичным червем труден и т. д. Теперь делают шелк из древесной массы на фабриках; необозримые канадские леса дают шелк, и шелка, которые теперь делаются в Америке из древесной массы, до того хороши, что не уступают лучшим лионским шелкам ни в цветах, ни в упругости ткани. Их носят уже самые отчаянные модницы. Ну а насчет бриллиантов, — есть тысячи и тысячи женщин, которые, узнавши, как в Африке, в Мафекинге, мучают негров, чтобы добывать их, навсегда закаялись носить бриллианты. Но придет время — и бриллианты будут добывать в мастерской. — - прим. Авт.
34
Теперь, когда в Англии начали отливать из бетона целые части таких домов (итальянские окна и т п.), а рамы и многие другие части изготовляются машинами, причем вводится гуртовое производство отдельных частей данного размера, и из таких частей делаются домики разнообразного вида, — постройка удобного жилья, с ванной и прочими удобствами, будет требовать еще меньшего числа часов. — - прим. Авт.
35
С тех пор, как эти строки были написаны, уже выдумана машина, позволяющая писателю самому делать набор. Для писателя, привыкшего писать на писальной машине (а в Америке это становится обычным делом), нет абсолютно никакого затруднения самому набирать свое произведение. — - прим. Авт.
36
Президент английского Филологического общества (1878–1880; 1882–1884) Дж. Мюрей был организатором издания <Нового английского словаря>, впоследствии известного как <Оксфордский словарь> (New English Dictionary of Historical Principles. Oxford, 1884).
37
Этот факт был обнародован известным ученым Плэйфером, который рассказал об этом после смерти Джоуля. — - прим. Авт.
38
Соляной Городок–место в Литейной части С. — Петербурга, получившее название от соляных складов, размещавшихся здесь в XVIII–первой половине XIX века. К. мог иметь в виду как мастерские при Училище технического рисования барона Штиглица или при Педагогическом музее военно–технических заведений, так и мастерские при Музее прикладных знаний.
39
Речь идет о поэтизации ремесленного уклада средних веков, сближавшей Рескина и Морриса с прерафаэлитами. В соответствии с историософской концепцией Рескина средние века представлялись <золотым веком> человечества, а капиталистическая <цивилизация>, основанная на <централизме>, <индустриализме>, <разделении труда>, критиковалась как отчуждающая человека и уничтожающая творческий, свободный характер труда. Глубоко религиозный мыслитель Рескин считал, что машинное производство и меркантилизм, связанные с развитием капитализма, разрывают естественные связи человека с Богом и способствуют исчезновению человеческого достоинства.
Фабричному труду он противопоставлял идеал свободного ремесленного труда, объединяющего духовные (религиозные) и физические силы человека. Способствуя возрождению в Англии многих ремесленных и кустарных производств, Рескин основал Working Men College (одно из первых ремесленных училищ) и преподавал в нем. Своими популярными работами об искусстве он старался пробудить вкус к красоте в домашнем обиходе, одежде и т. д. Под влиянием Рескина Моррис в конце 50–х гг. основал фабрику художественных изделий и общество <Arts and Crafts Society>, члены которого довели до совершенства искусство книгопечатания и переплетное мастерство.
Сноска привязана примерно по смыслу — - А.
40
Фамилистер был основан в 1859 году в г. Гизе учеником Фурье Годеном. Цель его создания — организовать совместную жизнь рабочих для облегчения быта, воспитания детей и проведения досуга. Система взаимного страхования предполагала облегчение участи больных, стариков, сирот и т. д. Распался в 1877 г.
41
Коммунисты Молодой Икарии поняли, по–видимому, как важно предоставить людям свободу выбора в ежедневном общении их между собою помимо работы. Идеал религиозных коммунистов был всегда связан с общей трапезой; первые христиане именно в общей трапезе выражали свое присоединение к христианству, и следы этого до сих пор сохранились в причастии. Молодые Икарийцы порвали с этой религиозной традицией. Они обедают все в одной комнате, но за отдельными столиками, где люди усаживаются, смотря по своим личным симпатиям. Коммунисты, живущие в Анаме, имеют свои отдельные домики и обедают у себя, хотя всю нужную им провизию берут в общинных магазинах — сколько кто хочет.
42
Старший генеральный государственный канало–навигационный советник (нем.). — Иронически обыгрывается сложный характер традиционной немецкой титулатуры.
43
Красный крест — добровольное общество помощи военнопленным, больным и раненым воинам, возникло в 60–е годы XIX века. В 1863 году в Женеве состоялась конференция 14 стран, которая сформулировала основные принципы деятельности общества и приняла его эмблему — красный крест на белом фоне.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Хлеб и воля"
Книги похожие на "Хлеб и воля" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Петр Кропоткин - Хлеб и воля"
Отзывы читателей о книге "Хлеб и воля", комментарии и мнения людей о произведении.