Евгений Чернов - Тайны подводных катастроф

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны подводных катастроф"
Описание и краткое содержание "Тайны подводных катастроф" читать бесплатно онлайн.
В необъявленной 40-летней «холодной войне» в морях и океанах десятки советских подводных лодок выполняли сотни походов в заданные районы Мирового океана.
Экипажи подвергались значительным физическим и моральным перегрузкам, не всегда выдерживала и техника. В обстановке жесткого графика походов были случаи направления в море кораблей, имеющих неисправности, с экипажами, не прошедшими должной подготовки… Как правило, это сходило с рук остающимся на берегу командирам и начальникам. Но иногда это кончалось плохо или совсем плохо и для корабля и для экипажа… а пославшие их на заведомый риск начальники подвергали оставшихся в живых военному «правосудию».
Автор книги — Герой Советского Союза, подводник, вице-адмирал Е. Д. Чернов рассказывает в своей документальной повести о долге, мужестве, совести и ответственности, о губительных последствиях безнаказанности и карьеризма, привнесенных на Советский флот в конце 80-х годов прошлого столетия.
Прим. Отсутствуют страницы книги 241, 212, 244, 246, 247, 250, 252, 258, 260, 262, 269, 273, 279, 280, 281, 289, 291, 292, 301, 307, 309, 311, 313, 315, 318, 320, 322, 323, 326, 330, 332, 339, 342, 343, 357, 360.
Такой же уровень горючих материалов применен и на подлодках, спроектированных в других конструкторских бюро. И это объяснимо, т. к. при проектировании бюро руководствуются одними и теми же нормативно-техническими документами, используют одни и те же неметаллические материалы. Некоторое расхождение процентного содержания горючих материалов на АПЛ разных проектов объясняется конструктивными особенностями этих подлодок.
Таким образом, уровень горючих материалов, применяемых на ПЛ, отражает реальное состояние промышленности страны в части производства материалов, применяемых для отделки помещений.
Кроме того, в связи с увеличением численности экипажа К-278 до 69 человек (при проектной численности 57 человек) часть хранимой провизии и предметов снабжения из-за отсутствия свободных мест в провизионных помещениях была размещена, в нарушение проектной документации, в VII отсеке, что увеличило горючую нагрузку и снизило пожарозащищенность этого отсека.
Из заключения комиссионной судебно-технической экспертизы от 19 декабря 1997 г. следует, что компоновка и размещение электрооборудования, масляных цистерн, узла сепарации турбинного масла выполнено в соответствии с требованием нормативно-технической документации. Далее в заключении указано:
«Использование материалов для отделки помещений при проектировании и строительстве АПЛ пр.685 определялось, Положением о выборе неметаллических материалов для теплоизоляции, отделки и оборудования помещений АПЛ» с учетом их пожарозащищенности и токсичности. Из-за отсутствия полимерных негорючих клеев, выпускаемых отечественной промышленностью, на АПЛ пр.685 применены горючие шпаклевки и горючая полиамидная пленка»[82].
В своих ответах заместитель председателя секции «Кораблестроение» рабочей группы Правительственной комиссии, Начальник и Генеральный конструктор ЦКБМТ «Рубин» И. Д. Спасский и член этой секции Генеральный конструктор Ю. Н. Кормилицин следующим образом оценивают работу секции и представителей ВМФ рабочей группы:
«…Следует отметить, что секция «Кораблестроение» в своей работе, во-первых, испытывала определенные трудности в получении достоверной информации о некоторых действиях личного состава и, во-вторых, должна была учитывать официальную публикацию от 11мая 1989 г. в газете «Правда» сообщения о награждении членов экипажа АПЛ «Комсомолец», содержавшего оценку действий личного состава: «В критической ситуации экипаж действовал с предельным мужеством и технически грамотно, ведя борьбу за спасение корабля «».
Эта публикация стала, судя по всему, установочной для представителей ВМФ в рабочей группе Правительственной комиссии, и поэтому рассмотрение обстоятельств и версий аварии проходило в основном в «техногенном» направлении, без глубокого анализа и учета человеческого фактора.
Надо полагать, что по этой причине в объединенном акте двух секций действия личного состава в борьбе за живучесть ПЛ отражены кратко и односторонне, в отличие от «технических аспектов аварии».
Согласно заключению экспертов от 19 декабря 1997 г., конструктивное исполнение устройств и систем АПЛ не явилось причиной массовой гибели людей и корабля.
35.2. Наиболее вероятной причиной пожара в VII отсеке К-278 7 апреля 1989 г. является самопроизвольное возгорание горючих материалов в условиях бесконтрольной подачи кислорода в отсек из системы электрохимической регенерации воздуха — к такому выводу пришло следствие, проанализировав все собранные по делу доказательства.
Правительственной комиссией и специалистами ВМФ кислородная версия как причина пожара была отвергнута.
Указанный порядок раздачи кислорода является нарушением инструкции по эксплуатации системы ЭРВ-М, согласно которой при выходе из строя газоанализатора МН-5134 подача кислорода должна осуществляться вахтенным отсека путем открытия клапана раздачи кислорода.
За несколько дней до пожара вышел из строя переносной газоанализатор на кислород в VII отсеке, и в течение этих дней содержание кислорода в отсеке не контролировалось, хотя в UII регулярно сообщалось, что содержание кислорода в отсеке находится в норме (показания свидетеля Козлова).
Перед аварией в VII отсеке было пролито турбинное масло в количестве 10–20 л, которое убиралось в течение нескольких дней. Уборка масла производилась с применением ветоши.
Согласно записям в «черновом» вахтенном журнале, 7 апреля 1989 г. на 14.07 в трюме II отсека содержание окиси углерода в атмосфере отсека составляло 5–6 г/м3 и был зафиксирован источник поступления дыма, расположенный по правому борту в районе обратимого преобразователя и преобразователя тока 400 Гц.
В этом районе II отсека располагался раздатчик кислорода, который, по показаниям Грегулева, также был постоянно открыт. Этот факт говорит о том, что перед началом пожара клапан подачи кислорода в VII отсек на кислородном коллекторе электролизера был открыт и в отсек подавался кислород.
При пожаре в VII отсеке в связи с повышением в нем давления дымовые газы через раздатчик кислорода в VII отсеке поступали в кислородный трубопровод, затем в кислородный коллектор и выходили через открытый клапан на раздатчике II отсека в этот отсек.
Запись в «черновом» вахтенном журнале на 14.07 — фактическое подтверждение кислородной версии пожара.
36. Таким образом, следствием установлено:
1. Конструктивное исполнение устройств и систем АПЛ К-278 «Комсомолец» не явилось причиной гибели ее и экипажа.
2. Нарушение требований руководящих документов ВМФ по боевой подготовке привело к тому, что 28 февраля 1989 г.
5. Атомная подводная лодка К-278 находится на глубине 1655 метров в Норвежском море. Ее подъем и обследование, на предмет установления причин возникновения пожара и затопления, по техническим причинам в настоящее время невозможны.
Именно это обстоятельство не позволяет сделать вывод о достаточности собранных по делу доказательств, дающих основание для предъявления обвинения в совершении преступления.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 3 ч. I ст. 195 УПК РСФСР, постановил:
Уголовное дело № 2697-89 о катастрофе атомной подводной лодки «Комсомолец» приостановить.
Копию постановления направить Главному военному прокурору.
Старший следователь
по особо важным делам
при Главном военном прокуроре
подполковник юстиции Г. В. Целовальников.
СПРАВКА
ЦКБМТ «Рубин» имеет техническую возможность произвести, с участием следователя, глубоководными обитаемыми подводными аппаратами осмотр положения клапанов вентиляции кормовых цистерн главного балласта и цистерны главного балласта подводной лодки К-278.
Это позволит выяснить причину затопления аварийных отсеков подводной лодки и подтвердить либо опровергнуть версию о «взрывах» и действиях ГКП на заключительном этапе и даст возможность сделать вывод о достаточности собранных по делу доказательств, дающих основание для предъявления обвинения в совершении преступления.
Старший следователь по особо важным делам
при Главном военном прокуроре подполковник юстиции Г. В. Целовальников
Глава 6
Нужна ли флоту правда о «Комсомольце»?
Следственная группа, несмотря на помехи, медленно, но верно продвигалась по пути установления подлинных причин катастрофы АПЛ «Комсомолец». По мере завершения следствия все реальнее становилась возможность скорой передачи законченного производством уголовного дела в суд.
Такая ситуация вызвана новый прилив энергии у причастных к ЧП должностных лиц, которые, почувствовав для себя опасность, спланировали и осуществили в средствах массовой информации новую серию публикаций[83] с целью настроя общественного мнения против якобы недобросовестно и непрофессионально проводимого предварительного следствия.
Многие пробуют перо в попытках дать оценку ситуации, найти причины печального положения и неудач нашего Флота, но сегодня все громче звучат голоса тех, кто выдвигает на передний план второстепенные обстоятельства, а действующие по сей день предпосылки и причины аварий и катастроф оставляют без внимания, тем самым вольно или невольно способствуя возможности их повторения.
Тема аварийности в ВМФ СССР и России и особенно аварийность корабельного состава Подводных сил, к величайшему сожалению, продолжает оставаться актуальной. Мало того, положение осложняется. Катастрофа ракетного подводного крейсера К-141 «Курск» — свидетельство неэффективности мер, направленных на повышение безопасности боевой эксплуатации современных АПЛ — сложнейших мобильных боевых средств Вооруженных сил.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны подводных катастроф"
Книги похожие на "Тайны подводных катастроф" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Чернов - Тайны подводных катастроф"
Отзывы читателей о книге "Тайны подводных катастроф", комментарии и мнения людей о произведении.