Надежда Крупская - Обучение и воспитание в школе

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Обучение и воспитание в школе"
Описание и краткое содержание "Обучение и воспитание в школе" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста к примечания Э. М. ЦИМХЕС
Чрезвычайно важно уметь связывать факты с живыми образами, правильно увязывать факты, систематизировать их.
Кроме того, необходимо, чтобы учебник был построен так, чтобы он давал план работы над сообщаемым материалом. Надо, чтобы каждый новый факт расширял способность учащихся «видеть», т. е. был связан с умением отыскивать в окружающей действительности и в общей сумме человеческого опыта аналогичные явления, определять их место в цепи фактов. Отсюда необходимость ряда упражнений, направленных к этой цели.
Далее чрезвычайно важная сторона — это умение делать практические выводы из вновь приобретенных знаний, развитие умения немедленно прилагать приобретенные знания к жизни, к преобразованию ее. Поэтому каждое новое звено знания должно сопровождаться рядом задач, ведущих к умению прилагать полученное знание к жизни.
Прошло шесть лет, а таких учебников, какие надо бы иметь, еще очень мало.
Предстоящая конференция по учебникам должна со всей серьезностью подойти к вопросу о качестве учебника для учащихся всех возрастов, о связи их со всей учебой советской школы. Недавно состоявшееся партсовещание[64] особо подчеркнуло необходимость придать всей нашей учебе более политехнический характер, поставить в центре изучения производство, труд, теснее увязать всю учебу с политикой, с бытом, со всей стройкой социализма. Необходима поэтому сейчас особо большая и углубленная работа над созданием соответствующих учебников. Они остро необходимы. Это дело, не терпящее отлагательства. Это одна из самых очередных задач. Надо, чтобы не по внешности, а по духу учебники наши стали советскими, надо, чтобы они стали орудием в перестройке нашей школы в ту школу, построения которой требует программа нашей партии.
1930 г.
КАКОЙ НАМ НУЖЕН УЧЕБНИК
(ДОКЛАД И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА II ВСЕРОССИЙСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ НО УЧЕБНОЙ КНИГЕ)
Товарищи, недавно состоялось партсовещание[65], которое обсуждало вопросы о системе народного образования, о новых методах единого плана и связанные с ними другие вопросы.
На партсовещании очень ярко выявилось, насколько изменилась окружающая обстановка, насколько многие вопросы встали сейчас по-иному. Все то, что делается сейчас — коллективизация, индустриализация страны, наше международное положение, изменение всего уклада жизни под влиянием реконструкции, — все это ставит и перед всей системой народного образования, и перед всеми нашими учебными заведениями, перед школой в особенности, целый ряд новых задач.
Переходя к целому ряду вопросов, учитывая по-новому те громадные сдвиги, которые происходят в стране, ту громадную тягу к знанию, которая наблюдается, мы видим, как меняется и дело образования. Прежде всего охват школой делается гораздо шире, школа начинает носить гораздо более массовый характер.
В настоящее время мы со всей остротой ставим вопрос о всеобщем обучении, ставим вопрос о том, что школа-семилетка является той школой, за которую сейчас будет идти широкая борьба — за школу ФЗУ, ШКМ, за коммунальную школу-семилетку. Все эти вопросы получают большой размах.
Если мы в первое время существования Наркомпроса главным образом опирались на опытные школы, в них старались показать, как идет работа, то сейчас перед нами вопрос о массовой школе встает со всей настоятельностью. И если раньше, как я сказала, мы опирались на опытно-показательные учреждения, если эти показательные учреждения были нашим главным опорным пунктом, то теперь мы уже от этого отказываемся. Старые опытно-показательные школы имели ту особенность, что там был особый подбор учащихся, школы эти были в особых условиях, они не работали в условиях рядовой деревни, в условиях пригорода. Сейчас мы ставим задачу — гораздо больше связать с жизнью всеобщее обучение, гораздо больше приблизить школу к местным условиям коллективизирующейся деревни, к условиям заводских районов, к условиям меняющейся городской жизни. Это одна сторона дела.
Другая сторона дела, на которую приходится обратить внимание, — это меняющийся ребенок. Если мы посмотрим па ребенка, который был у нас десять лет тому назад, и на ребенка современного, то мы увидим большую разницу. Если десять лет тому назад деревенский ребенок был, как и вся деревня, обособлен, с узким кругозором, то сейчас деревенские ребята живут в условиях перестраивающейся жизни, кругозор их становится гораздо шире. Если мы возьмем, например, учебник, написанный в 1923/24 г., то, может быть, этот учебник был слишком тяжел для деревенских ребят (я беру I ступень), потому что там говорилось о вещах, о которых ребята не слышали кругом. Он был понятен для ребят опытно-показательных школ, ребят, находящихся в особых условиях, но для массового ребенка деревенского, для массового ребенка городских пригородов, фабричных мест эти вопросы были малопонятны, были далеки, и поэтому трудно было по этим учебникам заниматься.
Но если вы возьмете современного ребенка, вокруг которого так меняется жизнь, он является свидетелем этой жизни, он прислушивается к тому, какие споры идут в семье, какие споры, какие разговоры идут на улице, — все это расширяет его кругозор, и поэтому те учебники, которые были трудны лет шесть тому назад, уже являются гораздо более легкими и более доступными. А уж про подростков и говорить не приходится. Теперешний подросток гораздо развитее в общественном отношении, чем раньше. Бесследно не проходят такие вещи, как массовая организация пионердвижения. Несомненно, пионердвижение влияет на подрастающее поколение, кладет на него свою печать. А это, конечно, меняет и запросы детей, и уровень их развития.
Я менее всего хотела бы сказать, что сейчас не надо обращать внимания на возрастные особенности. Это было бы величайшей ошибкой, потому что учитывание возрастных особенностей имеет громаднейшее значение и для успешности преподавания и для постановки дела. Тут у нас за последнее время в смысле педологического советского материала имеется значительный сдвиг. Мы по-другому учимся подходить к ребенку. И вот те достижения, которые есть в педологии, мы должны во всех наших методах преподавания сейчас широчайшим образом применять. У нас был съезд по педологии. Идет большая работа по педологии, но она не всегда широко применяется к практике школы, а между тем сейчас стоит вопрос об изменении методов преподавания.
Надо изменить содержание нашего преподавания. Меняется жизнь, меняется обстановка, и надо и можно ребятам объяснять вещи, которые раньше им были непонятны. Это с одной стороны. С другой — надо применять гораздо лучше, гораздо гибче те достижения, которые мы имеем в области изучения ребенка, изучения его кругозора, его интересов. Все это было отмечено на партсовещании.
Затем на партсовещании подчеркивался с особенной силой вопрос о политехническом образовании, вопрос, который материальные условия заставляли отодвигать если не сказать на задний план, то на второе место. Эти условия сейчас меняются. Сейчас имеется возможность иначе построить, глубже поставить дело политехнического образования. И реконструктивный теперешний период, период индустриализации страны, соответствует новому политехническому образованию. И не случайно, что партсовещание вопросам политехнического образования уделило большее внимание. В дальнейшем вопрос этот должен быть еще детальнейшим образом проработан. Задачи политехнизма необходимо выдвинуть на первое место. Надо показать также, что дети должны трудиться не в обычном смысле этого слова, а придать знакомству с окружающим производством гораздо больше внимания, поставить его на первое место.
Эти вопросы сейчас, конечно, стоят со всей остротой перед нами. На очереди стоят также такие вопросы, как укрепление новых методов обучения, придание более политического характера всей учебе, — все это заставляет делать жизнь. Все вопросы, основные вопросы, которые лежат в программе нашей партии, а именно: необходимость построения единой трудовой политехнической школы, школы, проникнутой социалистическим духом, — эти вопросы встают во весь рост. И, конечно, необходимо ту школу, о которой говорится в программе партии, продолжать строить с еще большей энергией, чем это было до сих пор.
Одной из основных частей строительства такой новой школы является создание учебника. Если мы сейчас должны с особым вниманием работать над программами, работать над методами обучения, особенное значение придавать воспитательной стороне дела, организационной стороне дела, то мы должны точно так же большое внимание уделить тем камням, на которых строится фундамент школы. Эти камни надо особенно заботливо подбирать, особенно тщательно их обтесывать. Одним из таких основных камней в фундаменте новой строящейся политехнической школы является учебник. Конечно, вопрос об учебниках не нов, уже давно мы обсуждаем вопрос об учебнике, о том, каким он должен быть.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Обучение и воспитание в школе"
Книги похожие на "Обучение и воспитание в школе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Обучение и воспитание в школе"
Отзывы читателей о книге "Обучение и воспитание в школе", комментарии и мнения людей о произведении.