Надежда Крупская - Трудовое воспитание и политехническое образование

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Трудовое воспитание и политехническое образование"
Описание и краткое содержание "Трудовое воспитание и политехническое образование" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания Ф. С. О3ЕРСКОЙ
Нам нужно, кроме умения работать на заводе, уметь по-человечески организовать наш быт. Я думаю, что нам нужно вооружить наших ребят начиная с младших групп умением налаживать жизнь по-человечески, чтобы не было такой расточительности в быту, как сейчас. Если возьмем европейскую жизнь, то мы увидим налаженность и экономию в быту. Я думаю, что нам нужно в быту иметь некоторый хозрасчет не в смысле скупости в отношении каждой копейки, не в том смысле, чтобы трястись над каждым кусочком, а должна быть рациональная организация быта, и мы должны наших ребят вооружить в этом отношении. Школа не должна стоять в стороне от этого. А сейчас выходит немножко по-барски. Если дело насчет радио туда-сюда, а насчет того, чтобы почистить сапоги — это не говорите. Я недавно выступала на одной из конференций, и мне вспомнилось из романа Гончарова описание, как Обломов чистил сапоги. Решил ухаживать за какой-то девушкой и представить себя камердинером и стал чистить сапоги, а та сразу обнаружила, что он не камердинер, а барин, потому что чистит не верх сапога, а подошву. В связи с политехнизацией мы должны строить свой быт не по-обломовски, ждать пока кто-то придет и почистит сапоги. Нужно уметь почистить и сапоги, и окошко протереть, чтобы был свет, и починить обвалившуюся дверь, и мусор выбросить туда, куда нужно.
Это не представляет ничего противоречащего политехнизации, а, наоборот, является дополнением к политехнизации.
Позвольте, товарищи, на этом закончить свое заключительное слово.
1931 г.
ЗА ЛЕНИНСКУЮ ПОЛИТЕХНИЧЕСКУЮ ШКОЛУ
Комсомол должен с особенным вниманием отнестись к постановлению ЦК ВКП(б) «О начальной и средней школе». Наша молодежь очень горячо стремится овладеть знанием и техникой, но вопрос о начальной школе часто считает вопросом ведомственным. А между тем одно тесно связано с другим. Школа должна открывать путь к овладению техникой, к овладению достижениями науки, она должна научить учиться и работать по-коммунистически. Мы говорим о культурной революции. Но у нас представление о культурной революции часто связано лишь с представлением о штабах, культэстафетах, авралах. Но в чем суть культурной революции? В том, что массы овладевают техникой, овладевают достижениями науки, научаются применять их к перестройке всей жизни на социалистических началах. Мы делаем лишь первые шаги по этому пути. В декадный срок массы техникой, достижениями науки не овладевают, тут нужна упорная, повседневная будничная работа.
Овладеть техникой, овладеть наукой можно лишь предварительно овладев достаточным объемом общеобразовательных знаний. Без этого не выйдет дело. Без этого будут лишь разговоры, благие пожелания. И вот ЦК в своем постановлении подчеркивает, что важно, чтобы школа давала основательные знания. Важно не только, чтобы школа давала развитие, но и практические навыки, без которых нельзя самостоятельно заниматься: нужна привычка читать серьезные книжки, работать со справочниками, необходимо умение записывать виденное и слышанное, делать расчеты, вычисления, знать основы важнейших наук, без которых трудно разобраться в окружающей жизни и еще труднее преобразовать ее в социалистическом духе.
Мы стали строить политехническую школу, учащиеся старших групп стали ходить на завод, но их работа часто не увязывалась в должной мере с учебой, с теорией. И ЦК указал на недопустимость этого.
ЦК говорит в постановлении о вреде всяких разговоров об «отмирании школы».
Было время, когда никаких массовых школ не было, массы пребывали в невежестве. Развитие капитализма тесно связано с развитием фабрик и заводов, т. е. применением коллективной рабочей силы.
Коллективная работа требует известной организации труда, элементарных культурных навыков. Капитализм создал массовую школу, которая давала известную сумму знаний. Но, давая эти знания, буржуазия стремилась при помощи школы затемнить сознание подрастающего поколения. В Стране Советов школа служит другим целям: вооружая знаниями, школа в то же время растит коммунистов, стремится выковать из молодежи людей, способных осуществить коммунизм.
В будущем школа не отомрет, ибо останутся возрастные особенности. И при коммунизме ребята будут трехлетние, семилетние и двенадцатилетние. Воспитание и обучение их и в будущем будет необходимо — систематическое общественное воспитание и обучение коллективов ребят взрослыми. Школа останется. Она изменит свои формы. Ребята будут развитее, дружнее, организованнее. Учителя будут иные. Может быть, наряду с учительской деятельностью у них будут еще другие занятия: кто будет работать у станка, кто будет летчик и т. д., — но школа, воспитательный процесс останутся.
Говорить о том, что школа отомрет, и делать из этого вывод: «чем скорее, тем лучше» — ошибочно. Сейчас у нас школа — орудие перевоспитания всех ребят в духе коммунизма. Мы проводим обязательность обучения. Обязательность обучения есть в других странах, но обязательной школы, где учат коммунизму, нигде еще нет. И нам надо нашу школу заботливо строить, поднимать качество ее.
Постановление ЦК требует общего внимания к школе, к учителю, помощи ему.
Всеобщее обучение потребовало новых кадров учителей, десятки тысяч неопытной молодежи влились в учительские ряды. Им особенно нужна методическая помощь. И ЦК призывает к тому, чтобы коммунисты всерьез занялись вопросами методики, ибо она требует подготовки на помощь учителю умелых инструкторов-методистов, требует помощи молодому учителю показом: нужны образцовые школы. Комсомол через пионерорганизацию должен довести решение ЦК до сознания самих ребят, сделать простые и понятные выводы о том, что требуется от самих школьников. А требуется вот что: сознательно отнестись к этому делу, организовать взаимопомощь.
И в старой школе лучшие ученики, более сильные, часто помогали более слабым: приходили пораньше и объясняли уроки. Необходимо, чтобы каждая школьная групповая бригада заботилась о том, чтобы поднять качество учебы своей бригады. Важно, чтобы создалось у ребят известное общественное мнение, чтобы было стыдно опоздать на урок, шалить в классе, халатно относиться к учебе. Нужна взаимопомощь. Опаздывает, положим, какой-нибудь мальчонка на урок. И вот товарищи должны выяснить, в чем дело. Может быть, мать загружает домашними делами. Надо самим поговорить с матерью и убедить ее. Или у парнишки нет силы воли: выйдет из дому вовремя, а до школы вовремя не дойдет — заглядывается по сторонам, ввязывается в драку. Надо заходить за ним кому-нибудь из товарищей, кто повыдержаннее. Один посильнее по арифметике — пусть поможет тем, кто послабее. Другой любит географию — пусть заинтересовывает других.
Дружный коллектив, умеющий сообща работать, нужен школе. В этом духе должен воспитывать ребят и пионеротряд.
Знание — сила, и школа должна вооружать этой силой ребят, а комсомол должен помогать школе в этом деле.
В области строительства нашей советской школы нужна громадная работа. Нужно,' чтобы учеба была как можно более научно продумана, чтобы из программ был выброшен до конца всякий хлам, но зато введено то, что сейчас особенно важно знать. Надо, чтобы методы преподавания облегчали приобретение знаний, делали их интересными, понятными ребятам.
Фронт школьный — тоже фронт борьбы. Старое еще очень живуче. Многим кажется: чем меньше новшеств, тем лучше. Они тянут школу назад. С этим правым уклоном нужна непримиримая борьба. Не такое теперь время, чтобы можно было идти назад. Но нужна непримиримая борьба и с теми, кто не преодолевает трудностей, а перескакивает через них, кто не понимает, как важно нам научиться по-настоящему работать, кто строит все новые проекты, широкие, размашистые, и не замечает, что они очень далеки от жизни.
Надо упорно работать над стройкой нашей политехнической ленинской школы, работать не покладая рук всем, и комсомолу в первую голову.
1931 г.
О ДЕТСКИХ ЭНЦИКЛОПЕДИЯХ
Всем нам в СССР приходится очень много учиться. Нельзя думать, что школьные программы и учебники, как бы хороши они ни были, обеспечат детей и подростков всеми необходимыми знаниями на веки вечные. Кроме того, школа обязана как можно быстрее научить детей учиться самостоятельно, самим отыскивать необходимые им знания. В учебниках не всегда найдешь то, что тебе в данную минуту надо, что особенно хочется узнать.
В деле детского и подросткового самообразования совершенно особую роль могут сыграть детские энциклопедии. Научно-педагогическая секция ГУСа в свое время настаивала на издании «Детской политехнической энциклопедии». Работа эта была начата в «Молодой гвардии», послано было туда немало статей, потом эта работа была заброшена. Характерен такой эпизод. Узнав из нашего журнала о намерении издавать такую энциклопедию, один старый рабочий, долго живший в эмиграции в Америке, прислал нам детскую техническую энциклопедию, вывезенную им из Америки, для того чтобы мы использовали ее. Энциклопедия была передана редакции намечавшейся энциклопедии и где-то затерялась ею. Все это, однако, дела минувших дней. А теперь должны вновь взяться за это дело детские библиотеки. Институт политехнического труда, Общество «Техника — массам», отдел технической пропаганды, профсоюзы. Сейчас возможности громадные. Надо издать том по технике, или, вернее, по политехнизму, но издать как можно скорее. Другой том должен был бы представлять собой «Энциклопедию юного колхозника», где было бы и о птицеводстве, и о кролиководстве, и о садоводстве, об огородничестве, о Мичурине, о сельскохозяйственных машинах, о юннатах, о пришкольных участках, о детском сельскохозяйственном труде, о работе пионерских лагерей и т. д., о крупном и мелком хозяйстве и пр.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Трудовое воспитание и политехническое образование"
Книги похожие на "Трудовое воспитание и политехническое образование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Трудовое воспитание и политехническое образование"
Отзывы читателей о книге "Трудовое воспитание и политехническое образование", комментарии и мнения людей о произведении.