Надежда Крупская - Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми"
Описание и краткое содержание "Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста в примечания Я. И. НАДЕЖДИНА
И вот пришлось создавать эту трудовую школу. Вы знаете, какими тяжелыми были первые годы после Октябрьской революции. Тогда шла гражданская война и никому почти не было дела до школы. Приходили всякие военные отряды, занимали помещения школ, разрушали эти помещения, хотя и знали, какое значение имеет школа. Тогда ничего нельзя было поделать, приходилось бороться за то, чтобы отстоять нашу молодую республику, и поэтому волей-неволей школы разрушались. Затем, вы знаете, как нам пришлось в следующие годы бороться за то, чтобы восстановить все разрушенное, сколько сил и средств мы должны были употребить на то, чтобы опять вновь вспахать запущенные поля и пустить в ход стоявшие из-за отсутствия топлива и сырья фабрики и заводы. На это тогда было обращено главное внимание, и поэтому нам не удалось построить так быстро школу, как мы того хотели. До сих пор у нас нет такого количества школ, которое необходимо для того, чтобы можно было охватить всех ребят. Нам надо непременно стать страной образованной и культурной, такой страной, где действительно возможно было бы строить новую жизнь. И школа нам нужна до зарезу. Так вот, вначале перед нами стояла задача восстановить все то, что было разрушено.
Затем, когда это было сделано, перед нами встал другой, очень важный вопрос: как строить эту новую школу и чему учить ребят в школе? Об этом мы сначала, надо сказать, знали только в общих чертах. Нам пришлось очень много подумать и поработать над тем, чтобы из преподавания выбросить весь тот старый хлам, которому обучали в старой школе. Конечно, мы с первых дней знали, что такой предмет, как закон божий, не должен иметь места в школе. Мы должны воспитать ребят, понимающих весь окружающий мир по-настоящему, т. е. таким, как этот мир есть на самом деле, сообщить ребятам все то, до чего дошла уже наука и как она объясняет все явления. Поэтому сразу прекратилось в нашей школе преподавание закона божьего. Вы знаете, что гимназия в старое время была построена таким образом, что там занимались тем, что изучали язык греков и римлян, живших в давно прошедшие времена, но совершенно не интересовались в школе, как живут люди сейчас. Теперь об этом даже смешно говорить, так как ребята очень уж привыкли изучать в школе окружающую жизнь, потому что наша школа связана с жизнью, со всем тем, что делается вне школы. Если раньше школьникам и гимназистам приходилось целые дни проводить над греческой и латинской грамматикой и изучать жизнь царей и королей, то сейчас учащиеся в нашей школе прежде всего изучают окружающую жизнь и знакомятся с тем, за что и как борются люди. Были выброшены в новой школе из предметов преподавания греческий и латинский языки. Затем, в старое время школа существовала отдельно для мальчиков и отдельно для девочек. Мальчиков учили одному, а девочек — другому. Девочек воспитывали в духе подчиненности мужчинам, воспитывали таким образом, чтобы они могли стать по окончании школы или гимназии слепо подчиняющимися мужу женами и т. д. Это разделение было нами сразу прекращено, и в нашей школе мальчики воспитываются совместно с девочками. Мы стремимся к тому, чтобы установить в школе между мальчиками и девочками самые настоящие товарищеские отношения.
В НОГУ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ЖИЗНЬЮНаконец, мы с первых же шагов попытались сделать нашу школу трудовой. Эта задача была самой трудной, так как в нашей школе не только орудий труда не было, но даже отсутствовали бумага, карандаши и книжки. Поэтому вначале трудовой принцип в нашей школе выразился в том, что мыли полы, кое-что стругали, шили. Но это, товарищи, не есть еще настоящая трудовая школа. В последние годы, уже после окончания гражданской войны, когда мы начали вылезать понемногу из нищеты, наша школа также начала поправляться. И тут оказалось очень трудным многое провести в жизнь, так как осталось нам в наследство очень много привычек и предрассудков старого строя, остались нам в наследство и старые учителя, да, наконец, и сами родители зачастую, находясь во власти старых предрассудков, требовали, чтобы их детей учили по старинке. У нас были такие случаи, когда приходила в школу несознательная мать и с сожалением спрашивала: «Почему вы не наказываете моего ребенка?» Вот это влияние старого быта было очень сильным. В особенности трудно было заводить новые порядки в деревне.
Если мы сейчас посмотрим на нашу школу, то увидим, что она очень далеко ушла вперед. Мы можем с радостью сказать, что сейчас ребята учатся в школе тому, как надо понимать окружающую жизнь, ребята учатся тому, как надо работать и жить. Ребята идут рядом со взрослыми, помогают взрослым, и если взрослые строят социализм, то и ребята по мере своих детских сил делают то же самое. Вот мне пришлось недавно быть на Северном Кавказе, где я осматривала очень большие совхозы и коммуны. В коммунах дети живут по-новому. Я получаю письма от пионеров, живущих в коммунах и совхозах. И видно, что ребята многому учатся в этих построенных по-новому хозяйствах, ребята видят, как растет коллективная работа. И родители также уже начинают по-новому работать и по-новому думать, и когда они приходят в школу, то уже не требуют, чтобы их детей учили по старинке, а просят побольше рассказать детям, что такое коллективное хозяйство и как надо его строить и работать в нем. Наша жизнь подвигается вперед, и ребята также растут.
Семь лет тому назад у нас не было еще детского движения. Мы тогда еще спорили о том, нужно ли детское движение. Тогда было еще много таких товарищей, которые считали, что дети должны только учиться и что никакого движения не нужно. И только потом, главным образом благодаря усилиям комсомола и при поддержке Наркомпроса, создалось мощное коммунистическое детское движение. Создались пионерорганизации, и ребята стали называться пионерами.
ЧТО ТАКОЕ ПИОНЕР?Что такое пионер? Пионер — это значит тот, который начинает строить новое, который прокладывает новые пути. Пионерами назывались раньше люди, которые приезжали в Америку и на пустом месте возводили свои хозяйства и начинали новую жизнь. Значит, пионер — это строитель нового, это тот, который прокладывает новый путь. И вот пионеры наши и должны быть такими ребятами, которые указывают другим ребятам путь к новым порядкам. Каждый пионер должен помнить, что ему не следует замыкаться в школе, в своих пионерских организациях, а нужно заботиться о том, чтобы сорганизовать всех детей. Мне пришлось недавно беседовать с неорганизованными ребятами. Спрашиваю: «Что делает у вас в школе пионерский отряд?» Они отвечают: «Пионеры нам не говорят, что они делают, они не хотят с нами иметь дела». Я надеюсь, ребята, что это только отдельные случаи, но что в массе пионеры тесно связаны со всеми школьными ребятами. Пионерский отряд в школе должен быть застрельщиком в деле организации всех ребят.
Позвольте, ребята, высказать вам пожелание, чтобы вы в будущем помогали сорганизоваться в школе другим ребятам, так как вы являетесь наиболее сознательными и наиболее передовыми детьми. Позвольте еще раз пожелать вам успеха в этом деле, пожелать того, чтобы вы помогали своими детскими усилиями построить ту школу, о которой говорил Владимир Ильич, — школу, которая будет воспитывать подлинных коммунистов, подлинных строителей социалистического общества в нашей стране и во всем мире.
1929 г.
ЛЕНИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПИОНЕРОВ
(ДОКЛАД НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ПИОНЕРСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)
Прежде всего позвольте горячо приветствовать собравшихся пионеров разных стран.
Товарищи, вы хотите знать, что говорил Ленин о пионерах. Но надо сказать, что у нас пионерское движение стало развиваться тогда, когда Ленин был уже на краю смерти, и поэтому нет никаких специальных обращений его к юным пионерам. Есть его речь, обращенная к комсомолу, которую он произнес в 1920 г. на съезде комсомола. Эта речь переведена на много языков, и многие из вас, вероятно, уже читали ее — во всяком случае, вы можете с ней ознакомиться.
Очень часто в своих речах, обращенных ко взрослым, Ленин говорил о детях. Как он смотрел на них? Он говорил: «Мы научились и быстро учимся бороться — и бороться не в одиночку, как боролись лучшие из отцов… Мы боремся лучше, чем наши отцы. Наши дети будут бороться еще лучше, и они победят». И вот эту свою надежду на молодое поколение, на то, что дети рабочих, дети трудящихся всех стран сумеют сорганизоваться, сумеют так повести борьбу со старым миром, с миром капитализма, что во всем мире победит социализм, победит дело рабочего класса, — в этом Ленин был глубоко уверен. Часто, когда он говорил с детьми, он полушутя, полусерьезно спрашивал: «Не правда ли, ты вырастешь хорошим коммунистом?» Конечно, это была полушутка, но это было и его глубокое желание, чтобы каждый ребенок вырос сознательным коммунистом и продолжал то дело, за которое мужественно боролись и борются революционеры всех стран.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми"
Книги похожие на "Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми"
Отзывы читателей о книге "Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми", комментарии и мнения людей о произведении.