Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы политико-просветительной работы"
Описание и краткое содержание "Основы политико-просветительной работы" читать бесплатно онлайн.
Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л С. ФРИД
Партия должна дать деревне достаточное количество людей, но я думаю, что это достаточное количество людей, которое дается в деревню, должно даваться не в порядке спешки, не в порядке экстренной мобилизации — это должно быть одной из текущих постоянных задач партии. Посылать людей из города в деревню надо с большой осторожностью, потому что незнающий человек может при всем своем усердии так навредить деревне, что потом несколько лет не поправить того, что он сделал. Поэтому надо установить какой-то экзамен для едущих в деревню. Владимир Ильич считал, что члены ЦКК должны сдавать определенный экзамен на знание советского аппарата и советских законов; я думаю, что работники, едущие в деревню, точно также должны сдавать определенный экзамен на знание деревни. Нельзя посылать в деревню кого попало. Может быть, это ценный, хороший работник, организатор, но совершенно не знающий деревни. Тут нужны громаднейшая внимательность к этому делу, громаднейшая заботливость. Нельзя точно также говорить так, как говорит наш комсомол (он много делает в деревне, но чрезвычайно горяч), который недоволен тем, как поставлена школа в деревне. Комсомол говорит: «Давайте приготовим в три месяца комсомольцев и пошлем их в деревенскую школу». Комсомольцам надо идти в деревню, надо делаться учителями и руководителями деревенской работы — это одна из основных задач комсомола, но комсомол должен помнить, что комсомолец от рождения далеко не все еще знает, что от вступления в комсомол парень не делается всеведущим, что он должен учиться упорно, а в три месяца из него никакого учителя не выйдет. Он должен учиться в обычном порядке — он должен вклиниться в жизнь всех наших техникумов и вузов, он должен вести комсомольскую линию, превращая эти учебные заведения действительно в такие школы по подготовке учителей, которые нам нужны. Эти учебные заведения должны быть созданы.
НУЖНО УСТАНОВИТЬ ПРИВОД МЕЖДУ РАБОЧИМ КЛАССОМ И КРЕСТЬЯНСТВОМЕще я хотела бы один вопрос поставить тут — на съезде. Ленинский призыв показал, что существует привод между авангардом и рабочим классом — между РКП (б) и рабочим классом, что этот привод уже прочно налажен. Владимир Ильич говорил об этой системе приводов, что должны быть приводы от авангарда рабочего класса к рабочему классу, а от рабочего класса, от пролетариата, к середняцким и бедняцким слоям крестьянства. Вот первый-то привод у нас есть, а над постановкой второго привода — от рабочего класса к крестьянству — надо еще поработать. У нас задача эта может быть легче разрешена, чем в какой-либо другой стране, потому что история создала у нас спайку между рабочим и крестьянином. Вся история возникновения промышленности, возникновения фабрик у нас говорит о том, что создавалась система этой связи между рабочим классом и крестьянством, и эта история отражается и в настоящее время на том интересе, который рабочие массы проявляют в отношении всего, что относится к деревне.
Мне пришлось несколько раз выступать на Прохоровской мануфактуре. Когда в аудитории в две тысячи человек водворялась абсолютная тишина и аудитория напряженно ловила каждое слово? Это бывало в двух случаях: когда мне приходилось говорить о Владимире Ильиче и затем, когда мне приходилось говорить о деревне. Эти два момента вызывали у аудитории самое напряженное внимание. Мне товарищи скажут, что это — на Прохоровской мануфактуре, потому такое внимание. Нет, товарищи, не только на Прохоровской, но и на целом ряде других производств. Конечно, в некоторых профсоюзах эта связь с деревней гораздо глубже, чем в других, но связь эта существует почти всюду.
У нас в работе профсоюзов нет синдикалистского уклона, но в культурной работе профсоюзов этот синдикалистский уклон есть. Он заключается в том, что культурная работа профсоюзов концентрируется на обслуживании интересов только данного профсоюза, а интересы рабочего класса в целом, ту проблему, которая ставится перед рабочим классом классовой борьбой, — они упускают из виду. Вот почему мы наблюдаем такие факты: где-нибудь на Волге, на Каме, как мне приходилось видеть, стоит завод, на этом заводе неплохо поставлена культурно-просветительная работа — имеется библиотека, имеется клуб, имеется, может быть, даже пролеткульт, школа I и II ступени, теперь даже есть школа фабзавуча. А кругом завода что? Кругом завода — море невежества. Я видела это в 1919 г. Я думала, что с тех пор дело изменилось, но, прочитав обследование Наркомпроса, я вижу, что дело обстоит так же, как обстояло раньше, что в этом отношении прогресса мы не сделали. Мы обследовали в Уральской области Нижне-Салдинский завод. Там имеется 1800 рабочих. На этом заводе союз металлистов «отваливает» 20 тысяч на школу фабзавуча, в которой учатся 54 человека, а рядом — целый ряд деревень, где ничего нет, никаких школ. Есть школы I ступени, где учится до 180 человек и где на эти школы дается 100 рублей. 20 тысяч — и 100 рублей!..
Я думаю, товарищи, что профсоюзы заинтересованы в том, чтобы с точки зрения интересов рабочего класса, с точки зрения победы пролетариата иначе ставить свою политико-просветительную работу. Я думаю, что при культотделах профсоюзов надо организовать секции по работе в деревне и что организацию этих секций поддержат все неквалифицированные рабочие и часть квалифицированных. Организация этих секций по работе в деревне поможет наладить шефство.
Сейчас шефство носит часто чрезвычайно случайный характер. В Саратовской губернии от ячейки гвоздильного завода приезжает пять человек к крестьянам за сто верст — ходят, говорят, что они дают машины и т. д. Некоторые крестьяне относятся с недоверием. Уезжают шефы — ив результате присылают тридцать брошюрок, затем присылают организатора хора, которому вперед уплачивают за год, присылают флаконы коллодиума для того, чтобы наклеивать фальшивые бороды при спектакле. Конечно, я знаю, что есть и не такое шефство, а настоящее, серьезное шефство, но мне кажется, что в шефство надо внести планомерность, что нужно использовать те естественные связи, которые существуют у рабочих завода с деревней. Это шефство получит совершенно новую опору в деревне, если оно будет опираться на крестьянские комитеты взаимопомощи, потому что в таком случае шефы будут обсуждать с крестьянами, что в деревне, нужно — нужно ли иметь флакон коллодиума, или им надо выписать «Правду» либо «Бедноту».
Вот эта увязка культработы городских рабочих с работой кресткомов является одной из основных задач, на которую нужно обратить сугубое внимание. Надо разработать этот вопрос со всей тщательностью и понять, что надо провести привод от рабочего класса к середняцким и бедняцким слоям в деревне.
ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ — БОЕВАЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ В ДЕРЕВНЕТеперь о том, как работать в деревне. Два предыдущих партийных съезда уже постановили, что в деревне должен быть единый политико-просветительный центр, и таким единым политико-просветительным центром в деревне намечена была изба-читальня. Эта изба-читальня возникает в массе мест самотеком. Например, в Гомельской губернии существует так называемая «твердая» сеть изб-читален. Наряду с этой «твердой» сетью создаются так называемые «мягкие» избы-читальни, содержащиеся на средства крестьян, где крестьяне сообща выписывают газету, читают и ведут ярые дискуссии. В Саратовской губернии мы видим крестьянские клубы, которые создаются по типу изб-читален. Очевидно, изба-читальня — это та форма, за которую нужно ухватиться, чтобы проникнуть в деревню. Владимир Ильич как-то указывал на то, что необходимо, чтобы чтение газет и книг стало потребностью в деревне, и, когда эта потребность явится, мы справимся гораздо легче и с другой задачей, стоящей перед нами, — с задачей ликвидации безграмотности. Уже в настоящее время имеются отдельные избы-читальни, изучение работы которых должно стать очередной задачей.
Например, обследование Наркомпроса, о котором я говорила, рисует такую картину избы-читальни в одной из волостей Псковской губернии. Там во главе избы-читальни стоят муж и жена Ларцевы. Ларцев — коммунист, награжденный орденом Красного Знамени, народный судья, а жена его — народная учительница, коммунистка, сорока трех лет, издавна работает в деревне. Она работала в качестве сельской учительницы, в качестве организатора кооперативов, в качестве агента печати, работала как сестра на гражданском фронте, работала в целом ряде областей, которые страшно нужны деревне. Она сумела на жалованье, которое теперь равняется десяти рублям (а раньше по норме — пяти рублям), сорганизовать избу-читальню таким образом, что у этой избы-читальни имеется 500 посетителей, двадцать маленьких изб-читален под именем красных крестьянских уголков, разбросанных по соседним деревням и держащих тесную связь с этой центральной избой-читальней. Изба-читальня поставила в центр своей работы справочную работу. Сюда приходят крестьяне и наводят справки о сельскохозяйственном налоге, о судебных решениях, о законах, которые имеются по всем вопросам, по которым крестьянам надо получить сведения. Крестьянин может получить эти сведения в избе-читальне. Около нее ведется и агрономическая пропаганда, и пропаганда санитарная, и юридическая. Целый ряд работ увязан в одном уголке — около избы-читальни.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы политико-просветительной работы"
Книги похожие на "Основы политико-просветительной работы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы"
Отзывы читателей о книге "Основы политико-просветительной работы", комментарии и мнения людей о произведении.