» » » » Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы


Авторские права

Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы

Здесь можно скачать бесплатно "Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР, год 1959. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы
Рейтинг:
Название:
Основы политико-просветительной работы
Издательство:
АКАДЕМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК РСФСР ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР
Год:
1959
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы политико-просветительной работы"

Описание и краткое содержание "Основы политико-просветительной работы" читать бесплатно онлайн.



Подготовка текста и примечания А Г. КРАВЧЕНКО и Л С. ФРИД






Общими усилиями мы постараемся утолить жажду знания, уже пробудившуюся в передовых слоях народа, укажем, где можно ее утолить. Наша пропаганда должна дойти до самых глухих, медвежьих углов, до самых темных и отсталых.

Проведя День советской пропаганды, мы общими усилиями еще энергичнее примемся за организованное сообщение знания массам, чтобы они могли выполнить возложенную на них историей задачу.

1919 г.

О РАБОТЕ В ДЕРЕВНЕ В ОБЛАСТИ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ДОКЛАД НА I ВСЕРОССИЙСКОМ СОВЕЩАНИИ ПО РАБОТЕ В ДЕРЕВНЕ)

Вполне естественно, что в начале революции главнейшее внимание было обращено на культурно-просветительную работу в городах — среди пролетариата. Класс, которому история вручила руководство не только всем революционным движением страны, но на который также возложила руководство строительством новой жизни, в первую голову должен был быть вооружен силой знания. Для рабочих устраивались всевозможного рода курсы, школы, лекции и т. п. Для рабочего создана была возможность объединяться во всякого рода клубах, искусство стало доступным пролетариату. В городах под рукой было достаточное количество лекторов, преподавателей и пр., а самое главное — рабочий класс проявил в культурно-просветительной области массу энергии и организованной самодеятельности.

Положение о советах народного образования выросло из этой самодеятельности рабочего класса.

Конечно, то, что сделано здесь в области культурно-просветительной (правильнее говорить — политико-просветительной), является только первым шагом — предстоит еще громадная работа, но все же кое-что уже сделано.

Что касается деревни, то тут дело обстоит много хуже. И VIII съезд партии и Внешкольный съезд (в мае 1919 г.) указали на необходимость повести в деревне усиленную культурно-просветительную работу. Совет Народных Комиссаров еще в декабре 1918 г. издал декрет о мобилизации грамотных для чтения вслух[15], но и постановления съездов и декрет мало изменили дело.

При работе в деревне приходится иметь дело с чрезвычайной заброшенностью и оторванностью деревни, приходится считаться почти с полным отсутствием в ней знающих людей, с недоверием крестьянина ко всякому новому человеку и с глубокой деревенской темью, оставшейся в наследие от царизма.

Много денег и сил было истрачено на работу в деревне, но истрачено было малопроизводительно. Работали разные комиссариаты и организации: Наркомпрос, Военный комиссариат, Комиссариат земледелия и др. Работа их была крайне разрозненна и дала гораздо меньше результатов, чем могла бы дать при другой постановке дела.

Первое условие сколько-нибудь правильной работы в деревне — это планомерность ее и координация всех работающих на местах культурных сил (партийных ячеек, работников народного образования, военных культурно-просветительных комиссий, женских комиссий, организаций молодежи и пр.).

Что касается планомерности, то она крайне необходима — сейчас каждый устраивает в деревне, что ему в голову придет: то любительские спектакли, то клуб, то библиотеку, то еще что-нибудь.

Надо установить определенную, диктуемую жизнью сеть просветительных учреждений, на организацию и укрепление которой должны быть направлены все силы.

Надо установить основную элементарную просветительную ячейку, а затем ряд просветительных учреждений высшего типа, тесно связанных с ней и обслуживающих ее, хотя и имеющих свое самостоятельное значение.

Политпросвет Наркомпроса считает, что основной элементарной просветительной ячейкой должна быть изба-читальня, которая должна быть в каждом селении.

Что же такое изба-читальня? Это сумма всех форм просветительных учреждений в деревне. Ядро ее — читальня, но это в то же время и клуб, и справочный стол, и ячейка, вокруг которой организуются и школа взрослых, и экскурсии, и спектакли, и разные практические мероприятия культурно-просветительного характера. Изба-читальня организует вокруг себя наиболее сознательные элементы деревни.

Но самое главное — изба-читальня является опорным пунктом для просветительной работы в деревне.

В деревню приезжает, скажем, лектор по сельскому хозяйству с пачкой книжек. Изба-читальня — ее совет — устраивает лекции, созывает народ, заботится, чтобы все пришли, книжки даются на руки не отдельным лицам, которые их или оставляют у себя, или теряют, а сдаются в читальню.

Приезжает партийный агитатор — тоже идет в избу-читальню и там ведет беседу с собравшимися, подготовляет таким образом общественное мнение деревни, после чего общее собрание проходит уже более организованно, и т. д. и т. п.

Почему не удалось провести в жизнь декабрьский декрет о чтении вслух? Потому что в деревне не было опорных просветительных пунктов. Надо было не только мобилизовать грамотных, но и дать помещение и пр. Одним словом, нужно было проделать громадную работу, да притом такую, которая могла быть проделана в самой деревне самой же деревней. Не из уезда же или районов было посылать людей для учета грамотных, подыскивания помещения и т. д. Все это надо было сделать на месте. Но кто же в селении занялся бы этим? Учителя? У них достаточно и своей работы, и, кроме того, не всякий учитель пользуется достаточным влиянием, не всякий заинтересован этим делом. Если бы были правильно организованные избы-читальни, эту работу произвели бы советы изб и дело бы было организовано и декрет проведен.

Избы-читальни давно уже проводятся в жизнь, и Наркомпрос и Военный комиссариат затратили на них не один миллион. А где результаты? Большинство изб-читален глохнет, и они большей частью числятся на бумаге. Почему это? Может быть, изба-читальня — нежизненное учреждение? Нет, не потому. Происходит это отчасти потому, что при организации избы-читальни не всегда бывает обращено достаточное внимание на вовлечение в это дело населения, на возбуждение в нем достаточного интереса к этому делу. Но основная причина — изолированность открываемых изб-читален. У них нет ни газет, ни книг; при теперешних условиях распространения книг и газет получить их в глухой деревне почти нет никакой возможности; неоткуда получать нужные советы, указания, а в деревне они страшно нужны.

Поэтому изба-читальня должна быть тесно связана с волостным отделом народного образования. Волостные отделы народного образования являются связующим звеном между деревней и уездом, и их организующая роль очень велика.

Часто приходится слышать недовольство волостными отделами народного образования. Главное недовольство основывается на том, что в волостных отделах сидят люди малоподготовленные. Но вся задача уездного отдела в том и заключается, чтобы постоянно самым заботливым образом инструктировать этих заведующих.

При волостном отделе должен быть непременно совет народного образования.

Приезжающий из уезда инструктор должен делать указания как заведующему волостным отделом народного образования, так и совету народного образования. А то кому теперь делают доклады и указания уездные инструкторы? Учителям, случайному собранию крестьян. Последнее — в исключительных случаях.

Волостной отдел и совет народного образования и служат опорными пунктами для политико-просветительной работы уезда.

В волости должны быть организованы уже не просто избы-читальни, а ряд учреждений, выросших из избы-читальни. Тут должны быть особая библиотека, особый клуб, особая школа, выставка, может быть, элементарные советские курсы и т. д. Но все эти учреждения должны составлять единое целое, должны быть органически связаны и дополнять друг друга. Будут ли все эти учреждения объединены в одном народном доме или разбросаны по ряду помещений, они должны во всяком случае по духу составлять нечто единое — волостной культурный центр, находящийся в ведении волостного отдела народного образования и тесно связанный с советом народного образования.

Этот культурный центр, состоящий при волостном отделе, должен обслуживать не только население данного места, но помогать культурной работе всей волости. Этот культурный центр должен группировать около себя избы-читальни своей волости, собирать иногда представителей советов изб-читален и обсуждать с ними все нужды изб-читален, работу в них. Этот центр должен заботиться о регулярном снабжении изб-читален газетами и подвижными библиотеками, нужными справочниками, плакатами и пр. Волостной центр заботится также о разъездных агитаторах и пр. Время от времени он организует агитаторские поездки по всем селениям волости с речами агитаторов, может быть, с кинематографом, граммофоном, плакатами.

Такой волостной центр связан через волостной отдел народного образования с уездным отделом, культурные учреждения которого составляют единый центр и обслуживают через волостные отделы нужды волостных центров.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы политико-просветительной работы"

Книги похожие на "Основы политико-просветительной работы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Надежда Крупская

Надежда Крупская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Надежда Крупская - Основы политико-просветительной работы"

Отзывы читателей о книге "Основы политико-просветительной работы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.