Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Описание и краткое содержание "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать бесплатно онлайн.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
СОЧИНЕНИЯ В ДЕСЯТИ ТОМАХ
Под редакцией
Н. К. ГОНЧАРОВА, И. А. КАИРОВА. И. В. ЧУВАШЕВА
Подготовка текста и примечания А. Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД
Очень хорошо, что сегодня состоялось совместное заседание, в котором принимают участие и ликвидаторы неграмотности, и инспектора школ взрослых, и председатели колхозов и сельсоветов. Всем надо включиться в это дело. К сожалению, тут нет библиотекарей, а библиотекари многое могут сделать для ликвидации неграмотности.
Неграмотными и малограмотными являются в большинстве своем женщины, чаще всего домашние хозяйки. Их особо интересует вопрос о воспитании детей. Получаешь письма, порой неграмотно написанные: «Научите, как воспитывать детей, мы хотим воспитать ленинцев, а как это сделать не знаем». Матери в нашей стране — и грамотные, и малограмотные, и неграмотные — стали общественницами. У одной колхозницы болели ребята, а она в это время писала мне: «Надо так сделать, чтобы школьные каникулы не совпадали с пасхой, а то попы подкармливают ребят сладким и посылают их по домам Христа славить». У нее свои дети болеют, а она думает, как всех советских ребят воспитывать, чтобы никто не мог засорять им головы ненужной чепухой, чтобы они росли сознательными.
Круг интересов у работниц, колхозниц, домашних хозяек расширился. Надо учитывать их интересы. Надо связывать учебу с вопросами, волнующими неграмотных и малограмотных. Надо читать им из газет, из книжек о том, что их интересует: одним — о воспитании детей, другим — о колхозном коне, с третьими надо поговорить о том, что у них делается на заводе, на фабрике.
Сейчас все волнуются тем, что происходит в Испании, в Китае, в Чехословакии. Это каждому близко, и надо уметь рассказать о международных событиях в простой форме. Избы-читальни, клубы, библиотеки могут организовать такие беседы, очень важно, чтобы на них приглашали неграмотных и малограмотных, чтобы их заинтересовали чтением книг.
Библиотекарям надо развернуть как можно шире массовую работу. Сейчас партия поставила перед издательствами вопрос о том, чтобы побольше издавать хороших книг для массового читателя. Идет просмотр планов издательств под этим углом зрения. Но ждать, когда выйдут новые книги, не приходится, нужно, чтобы каждый библиотекарь знал, какую книжку из имеющихся под руками дать только что обучившемуся грамоте.
Все это вопросы организационные, и тут нужна тесная смычка и ликвидаторов неграмотности, и учителей, и избачей, и заведующих клубами, и библиотекарей — надо всем вместе, общими силами приналечь на окончание ликвидации неграмотности.
Позвольте приветствовать в первую очередь тех, кто сумел ликвидировать неграмотность в своих районах.
Прошу передать привет неграмотным и малограмотным. Многие из них, обучившись, могут стать культармейцами. Прежние неграмотные часто являются лучшими культармейцами, они зорко глядят, кто еще недоучился, и втягивают их в учебу.
Позвольте надеяться, что с неграмотностью, с этим тяжелым пережитком прошлого, мы в ближайшие месяцы покончим. Надо сделать это, и сделаем.
1938 г.
РЕШЕНИЕ ЦК ВКП(б) «О ПОСТАНОВКЕ ПАРТИЙНОЙ ПРОПАГАНДЫ В СВЯЗИ С ВЫПУСКОМ «КРАТКОГО КУРСА ИСТОРИИ ВКП(б)» И НАШИ ЗАДАЧИ (ДОКЛАД НА ВСЕРОССИЙСКОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕЩАНИИ ШКОЛ ВЗРОСЛЫХ)
15 ноября 1938 г. во всех газетах было напечатано постановление ЦК ВКП(б) «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)». Это постановление имеет для нас, работников школ взрослых, громадное значение. В этом постановлении есть такие установки, подчеркнуты такие важные вопросы, которые должны быть для нас целиком руководством к действию. Надо сделать из этого постановления ряд выводов в отношении того, как мы должны ставить нашу работу.
В постановлении резко осуждена практика канцелярско-бюрократического подхода к организации кружков по изучению марксизма-ленинизма. Многие партийные организации всё «учитывали», «охватывали» кружками членов партии, а на качество работы кружков, на существо дела мало обращали внимания.
Если мы посмотрим на нашу работу, то увидим, что мы тоже были в плену «учета» и «охвата»: считали, пересчитывали, еще раз считали и пересчитывали, сколько у нас народу учится в школах взрослых, а качеством обучения занимались мало.
Конечно, вести учет надо. Без учета невозможно налаживание дела, невозможна правильная организация его. Но одно дело учет, а другое дело формальный подсчет: столько-то обучили, столько-то отсеялось, и только. Я думаю, что у нас в последнее время была такая ошибка, и, надо думать, она была у нас в большей степени, чем по линии организации партийного просвещения. Ход учета и переучета в наших школах стал очень поверхностным, мы обращали внимание не столько на то, чтобы при помощи его поглубже поставить работу, сколько на формальную сторону дела. Это, конечно, только вредило делу.
Постановление ЦК ВКП(б) о партийной пропаганде направлено против начетничества, против буквоедства. Если партия, говоря о пропагандистской работе, указывает на то, что в ней иногда имели место начетничество и буквоедство, то мы по совести должны сказать, что. в нашей работе начетничества и буквоедства было еще больше, много было формализма в преподавании.
Что вытекает для нас из этой части постановления ЦК ВКП(б)? Мы должны отбросить всякое буквоедство и всякий формализм в преподавании, внимательно вглядываться, так ли мы нашу учебу ставим, как надо, дает ли она те результаты, которые должна давать.
В постановлении говорится насчет школярских методов на занятиях в кружках. Что значит школярский метод? Это метод зубрежки, «натаскивания». В последнее время мы много раз говорили на эту тему. Возьмем, например, вопрос о «часах». Конечно, надо иметь план, распределять, сколько часов на какие предметы в плане дается, но когда говоришь, что надо на то-то и то-то обратить особое внимание, а мне возражают: «Да, конечно, но на это у нас нет часов», — то это показывает, что «часы» у нас превратились в нечто, гробящее живое дело, затемняющее суть преподавания. Можно ведь и в 100 часов не сказать самого важного, ценного и, наоборот, в 5 часов дать главное. Из этого, конечно, не вытекает, что я в какой-либо мере хочу сказать, что не надо планировать занятия. У нас все строится по плану: и хозяйство, и вся культурная работа. Мы не анархисты, мы против самотека. Для нас план в работе школы играет громадную роль, но надо, чтобы план не заслонял сущности работы, чтобы он нас не душил. Иногда бывает: составили план, а жизнь требует, чтобы этот план был несколько перестроен, потому что в политической или хозяйственной жизни выдвинулись такие вопросы, которые требуют немедленного освещения. Бывает и так, что в процессе преподавания выясняется, что надо больше остановиться на таких-то и таких-то вопросах, а нам говорят: «Как можно! Есть план, надо делать по плану». Выходит бюрократизм чистой воды. Когда я на различных совещаниях говорила о необходимости большей гибкости плана учебы, о большей жизненности его, многие участники этих совещаний на меня смотрели не очень одобрительно.
Если мы хотим построить действительно жизненный план учебы, мы должны строить его на учете живых потребностей, на учете фактического состояния дела. Такой учет имеет громадное значение. Возьмем пример. Я помню, когда образовался Главполитпросвет, Владимир Ильич посоветовал нам иметь географические карты с нанесением на них сети наших учреждений, с расстановкой флажков разного цвета, которые отмечали: там-то такие-то достижения, здесь такие-то недостатки и т. д. Такие карты у нас были, они много давали, наглядно показывали, где особенно нужна помощь центра, где есть чему поучиться. Я теперь что-то не вижу таких карт, они вышли из моды, а между тем каждый районный работник должен знать, что у него в разных местах района делается, надо, чтобы каждое последующее обследование покоилось на предыдущем. А мы сейчас часто собираем материал недостаточно планово. Выслушали интересный доклад, дали оценку состояния дела, а потом сменился работник, и новый едет туда же и снова делает доклад о том же, часто более слабый, чем предыдущий. Мы не умеем по-настоящему накапливать материал, систематизировать его, без чего нельзя получить полную картину того, что есть. Я думаю, что на эту сторону дела наши методические кабинеты должны обратить внимание.
В Главполитпросвете был в свое время Центральный кабинет политпросветработы, где собирались и все данные о работе школ взрослых. Там были карты и систематизированные материалы по каждой области. Бесконечные переучеты последнего времени ослабили внимание к настоящему учету. Нам надо иметь точную картину того, что у нас есть. У нас все выходит слишком общо, слишком бюрократически. Наши указания, наши статьи часто слишком общи, нам надо говорить конкретнее, надо иметь конкретную картину того, где что не сделано, чтобы знать, куда надо прийти немедленно на помощь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Книги похожие на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"
Отзывы читателей о книге "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование", комментарии и мнения людей о произведении.