» » » » Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование


Авторские права

Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование

Здесь можно скачать бесплатно "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР, год 1960. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Рейтинг:
Название:
Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование
Издательство:
ИЗДАТЕЛЬСТВО АКАДЕМИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР
Год:
1960
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Описание и краткое содержание "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать бесплатно онлайн.



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ

СОЧИНЕНИЯ В ДЕСЯТИ ТОМАХ


Под редакцией

Н. К. ГОНЧАРОВА, И. А. КАИРОВА. И. В. ЧУВАШЕВА


Подготовка текста и примечания А. Г. КРАВЧЕНКО и Л. С. ФРИД






Мне все вспоминаются слова Владимира Ильича: «Если массы сами возьмутся за дело, оно продвинется гораздо быстрее, чем мы думаем». Я думаю, что до сих пор мы очень много говорили о сроках, к которым нужно ликвидировать неграмотность, но не все было сделано, не были раскачаны массы. И цель данного похода — именно раскачать массы, заложить основу организации дела и привлечь к нему внимание партийных и профсоюзных организаций. Это необходимо, потому что, по правде сказать, этого внимания к делу ликвидации неграмотности у нас нет.

Я говорила о положительных сторонах, должна кое-что сказать и об отрицательных. Каждый из вас знает, что такое Ленинград в смысле культурной единицы. И вдруг в Ленинграде весь план ликвидации неграмотности срезали вдвое. Думаю, что массы внесут тут поправку.

Перед тем как идти сюда, я получила тревожнейшее письмо из Тамбовской губернии. Тамбовская губерния — это одна из самых тяжелых губерний. Из Тамбовской губернии приходят самые тяжелые, особенно волнующие письма. Как-то после празднества 10-летия Октября было получено письмо, которое выражало обиду целой деревни. «Так нам обидно, мы не знали, что за Октябрь такой, чего празднуют. Я бы попраздновал, — пишет автор письма, — потому что помещик моему отцу скулу свернул». Трудно предположить, что есть село, которое не знало бы. что такое Октябрь, а тем не менее это факт. Из этой губернии приходят самые отчаянные письма от женщин, которые бьются в сетях этой безграмотности. И вдруг, здравствуйте, — сломан весь план по ликвидации неграмотности: вместо 138 тысяч намечается 62 тысячи обучить. Мы сейчас дали телеграмму, но что из этого выйдет, ничего не известно.

Если мы пойдем только таким путем, что будем смотреть, что какое ведомство проведет и как это выйдет, то ничего не получится. Тут надо втравить ленинградский пролетариат в это дело. Нужно поднять на это дело деревню, ибо только тогда мы чего-нибудь добьемся. Недаром Владимир Ильич так много говорил о культурной революции. Добиться даже такой простой вещи, как ликвидация неграмотности, повышение грамотности, можно только дружным натиском.

Когда читаешь отчет о Центрально-Черноземной области, то видишь, что на I съезде Советов этой области был чрезвычайно горячий разговор на эту тему. И первым вопросом для этой области по количеству высказываний был вопрос культурной революции. И непосредственно вслед за этим идет срезывание всего плана.

В этом отношении нужно пробудить самостоятельность, сделать это дело наиболее экономным образом, объединив все культурные силы, сплотив их, бросить на это дело. Нужно помнить, что дело это чрезвычайно большой важности.

Правда, начинали мы это дело не раз, но опять-таки Владимир Ильич говорил, что в трудном деле нужно уметь начинать десять раз сначала.

Начнем еще раз и посмотрим, что выйдет.

1928 г.

СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО ПОХОДА

Наше бескультурье стоит поперек дороги нашему социалистическому строительству.

Возьмем такой громадной значимости дело, как колхозное строительство. Послушайте, что рассказывают колхозники о неграмотности, бескультурье, об отношении к вопросам культурного строительства хозяйственников, о неумении взяться за это дело самих колхозников: мучаются, рвутся к знанию, а как работать над поднятием культурного уровня колхозов, не знают, не умеют. Молодежь уходит учиться в города и в колхозы не возвращается. Культурный уровень колхозниц остается столь же низок, как и раньше, и жены тянут мужей прочь из коммун… Разве не так это, товарищи?

Колхозы должны стать живым показом, живыми агитаторами за коллективизацию, за крупное хозяйство, за улучшенные методы, а вот данные, приводимые К. Киндеевым в его книжке «Коллективные хозяйства», вышедшей в 1927 г.: не выписывают газет, то есть оторваны от хозяйственной, политической и культурной жизни страны, 52 % обследованных товариществ, 31 % артелей и 13 % коммун. Прямо чудовищно. Только 5 % артелей имеют читальни и только 37 % коммун имеют клубы и в них читальни.

Колхозное строительство я взяла лишь как злободневный пример.

Другой злободневный пример — борьба с бюрократизмом.

Последние статьи Ильича о борьбе с бюрократизмом примыкают к тому, что он говорил об этом еще в 1919 г. в связи с обсуждением партийной программы на VIII съезде партии. Единственный реальный путь борьбы с бюрократизмом Ильич и в 1923 г., как и в 1919 г., видел во втягивании в эту борьбу широчайших масс, с одной стороны, в поднятии их общего культурного уровня — с другой.

Вот что говорил Ильич на VIII съезде партии по этому поводу: «…старый бюрократический элемент мы разогнали, переворошили и затем начали снова ставить на новые места. Царистские бюрократы стали переходить в советские учреждения и проводить бюрократизм, перекрашиваться в коммунистов и для большей успешности карьеры доставать членские билеты РКП. Таким образом, их прогнали в двери, они влезают в окно. Тут больше всего сказывается недостаток культурных сил»[55].

Начавшийся культурный поход имеет целью развязать самодеятельность, активность самих масс, связать этот поход тесно, неразрывно с походом на все пережитки старого, на все остатки эксплуатации, угнетения, неорганизованности, бесправия.

Киногазета недавно спрашивала, какие надо создать кинокартины по культурному походу. Это не должны быть картины собраний, снимки с женщин, сидящих за букварями. Это должны быть картины, вскрывающие жизнь безграмотных, всю тяжесть той обстановки, в которой они живут. Надо вскрыть через кино, как глубоко, как органически связана безграмотность с пережитками старого строя.

Если мы сумеем вскрыть социальные корни безграмотности, связать соревнование по ликвидации безграмотности с организацией бедноты, батрачества, крестьянок, с борьбой прежде отсталых национальностей за культуру, сумеем связать борьбу с безграмотностью со всем устремлением к новой жизни, к новому, разумному к светлому ее укладу, — призыв молодежи не повиснет в воздухе, не выродится в бурный поток фраз.

Мы говорим о культурной революции. Но революция тогда налицо, когда поднимаются миллионы.

Культурный поход должен опираться на самодеятельность масс.

1928 г.

НА БОРЬБУ С БЕЗГРАМОТНОСТЬЮ В.ДЕРЕВНЕ

У нас часто бывает, что коммунисты горячо говорят о вузах, о необходимости заполнения их рабочими и крестьянами-бедняками, очень много толкуют о культурной революции, но совершенно равнодушно относятся к такой вещи, как окружающая безграмотность, и иногда даже не прочь поговорить, что не в «культурничестве» дело. Выходит так, что тщательно метем серединку, а по углам оставляем мусор и сор.

В статье «Русские и негры» Ильич наглядно показал, как заражает неграмотность масс, какую печать она накладывает на культуру и тех слоев населения, которые грамотны.

Наше равнодушие к безграмотности масс ярко свидетельствует о том, в каком мы плену у этой неграмотности, как мы заражены ею. Однако цель данной статьи — не агитация за грамотность, цель ее — попытаться дать план работы коммуниста в деревне по линии ликвидации безграмотности.

УЧЕТ

Чтобы излечить болезнь, надо точно ее определить. Необходимо также Точно учесть, как глубока безграмотность, какие слои деревни она охватывает. Нужен количественный учет. Нужно знать, сколько безграмотных в данном селе, волости, районе. Но этого мало. Надо провести еще качественный учет безграмотности, определить, кто такие эти безграмотные: дети, подростки, взрослые, старики; мужчины, женщины; зажиточные или бедняки; чем они занимаются; какой они национальности. Надо завести «тетрадку нашей безграмотности», которую хранить в сельсовете или избе-читальне и куда записывать все эти данные, а затем происходящие изменения.

Если количественный учет можно провести из центра, то учет качественный лучше и глубже всего можно провести местными силами. Надо втянуть в учет школу — учителя и учеников, — подростков, молодежь, в первую голову комсомол, надо втянуть взрослый актив.

АГИТАЦИЯ

Коммунист должен позаботиться о том, чтобы около этого дела развернуть широкую агитацию. Факт громадной неграмотности крестьянок надо использовать для освещения вопроса о положении женщины в прежнее время, для агитации за вовлечение женщин в общественную работу и т. д. Факт, что неграмотные по преимуществу батраки и бедняки, надо взять за исходный пункт для того, чтобы показать, почему так случилось, чтобы разжечь в бедноте стремление к учебе. То же в отношении нацменьшинств.

Агитацию надо ставить как можно конкретнее. Важно, чтобы Дарьи-беднячки, Марьи-батрачки, старики Петровичи рассказали сами, почему они остались безграмотными. Агитация будит новые интересы. Конечно, важно, чтобы агитация не ослабевала и в дальнейшем, чтобы загоревшееся желание вылезть из темноты постоянно поддерживалось. Формы агитации должны меняться.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Книги похожие на "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Надежда Крупская

Надежда Крупская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Надежда Крупская - Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование"

Отзывы читателей о книге "Ликвидация неграмотности и малограмотности. Школы взрослых. Самообразование", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.