Константин Островитянов - Политическая экономия
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Политическая экономия"
Описание и краткое содержание "Политическая экономия" читать бесплатно онлайн.
Настоящий учебник политической экономии написан коллективом экономистов в составе: академика Островитянова К. В., члена-корреспондента Академии паук СССР Шепилова Д. Т., члена-корреспондента Академии наук СССР Леонтьева Л. А., действительного члена Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина Лаптева И. Д., профессора Кузьминова И. И., доктора экономических паук Гатовского Л. М., академика Юдина П. Ф., члена-корреспондента Академии наук СССР Пашкова А. И., кандидата экономических наук Переслегина В. И. В подборе и обработке статистических материалов, включённых в учебник, принял участие доктор экономических паук Старовский В. Н.
При разработке проекта учебника многие советские экономисты сделали ценные критические замечания и внесли ряд полезных предложений по тексту. Эти замечания и предложения авторы учли в последующей работе над учебником.
Огромное значение для работы над учебником имела организованная Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза ноябрьская экономическая дискуссия 1951 г. В ходе этой дискуссии, в которой приняли активное участие сотни советских экономистов, был подвергнут всестороннему критическому разбору представленный авторами проект учебника политической экономии. Выработанные в итоге дискуссии предложения по улучшению проекта учебника явились важным источником для усовершенствования структуры учебника и обогащения его содержания.
Окончательная редакция учебника проведена товарищами: Островитяновым К. В., Шепиловым Д. Т., Леонтьевым Л. А., Лаптевым И. Д., Кузьминовым И. И., Гатовским Л. М.
Сознавая в полной мере значение марксистского учебника политической экономии, авторы намерены продолжить работу по дальнейшему улучшению текста учебника на основе тех критических замечаний и пожеланий, которые будут сделаны читателями по ознакомлении с первым изданием учебника. В этой связи авторы просят читателей присылать свои отзывы и пожелания по учебнику по адресу: Москва, Волхонка, 14, Институт экономики Академии наук СССР.
Авторы
Август 1954 г. г. Москва
Переход от феодализма к капитализму в странах Западной Европы совершился через буржуазные революции. Борьба крестьян против помещиков была использована подымающейся буржуазией, для того чтобы ускорить гибель феодального строя, заменить крепостническую эксплуатацию эксплуатацией капиталистической и захватить власть в свои руки. В буржуазных революциях крестьяне составляли основную массу бойцов против феодализма. Так было в первой буржуазной революции в Нидерландах (Голландия и Бельгия) в XVI веке. Так было в английской революции XVII века. Так было в буржуазной революции во Франции в конце XVIII века.
Плодами революционной борьбы крестьянства воспользовалась буржуазия, пробравшись на его плечах к власти. Крестьяне были сильны своей ненавистью к угнетателям. Но крестьянские восстания носили стихийный характер. Крестьянство как класс мелких частных собственников было раздроблено и не могло создать ясной программы и крепкой, сплочённой организации для борьбы. Крестьянские восстания могут приводить к успеху только в том случае, если они сочетаются с рабочим движением и если рабочие руководят крестьянскими восстаниями. Но в период буржуазных революций XVII и XVIII веков рабочий класс был ещё слаб, малочислен и неорганизован.
В недрах феодального общества созрели более или менее готовые формы капиталистического уклада, вырос новый эксплуататорский класс — класс капиталистов — и наряду с этим появились массы людей, лишённых средств производства, — пролетариев.
В эпоху буржуазных революций буржуазия использовала против феодализма экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил, низвергла феодальные производственные отношения, создала новые, буржуазные производственные отношения и привела производственные отношения в соответствие с характером производительных сил, созревших в недрах феодализма.
Буржуазные революции покончили с феодальным строем и утвердили господство капитализма.
Экономические воззрения эпохи феодализма
В экономических взглядах феодальной эпохи нашёл своё отражение господствовавший в то время строй общественных отношений. В феодальном обществе вся умственная жизнь находилась под контролем духовенства и протекала в религиозно-схоластической форме. Поэтому рассуждения о хозяйственной жизни того времени составляли особые раздели в богословских трактатах.
Экономические и другие воззрения эпохи феодализма в Китае в течение многих исков находились под влиянием учения Конфуция. Конфуцианство как религиозная идеология возникло ещё в V веке до нашего летосчисления. Социально-экономические воззрения конфуцианства сводятся к освящению единого феодального государства под властью монарха, требуют строгого сохранения сословной феодальной иерархии как в государственном устройстве, так и в семейной жизни. По словам Конфуция, «тёмные люди должны повиноваться аристократам и мудрецам. Неповиновение простолюдина высшему есть начало беспорядка». Конфуций и его последователи, защищая интересы феодальных эксплуататоров, идеализировали наиболее отсталые, консервативные формы хозяйства. Они восхваляли «золотой век» патриархальной старины. Конфуцианство в своём развитии превратилось в официальную идеологию феодальной знати.
Один из идеологов феодализма в средневековой Европе — Фома Аквинский (XIII век) — пытался обосновать необходимость феодального общества божественным законом. Провозглашая феодальную собственность необходимой и разумной и объявляя крепостных крестьян рабами, Фома Аквинский в противоположность древним рабовладельцам утверждал, что «в своём духе раб свободен» и поэтому господин не имеет права убивать раба. Труд уже не считался недостойным свободного человека. Фома Аквинский рассматривал физический труд как труд чёрный, а умственный — как труд благородный. В таком разделении он видел основание для сословного деления общества. В его взглядах на богатство проявился тот же феодально-сословный подход. Каждый человек должен располагать богатством в соответствии с тем положением, которое он занимает на феодальной иерархической лестнице. С этой точки зрения характерно учение средневековых богословов о так называемой «справедливой» цене. «Справедливая» цена должна отражать количество труда, затраченного на производство товара, и сословное положение производителя.
Средневековые защитники «справедливой» цены нисколько не возражали против купеческой прибыли. Они лишь стремились ввести прибыль в такие рамки, при которых она не угрожала бы хозяйственному существованию других сословий. Они осуждали ростовщичество как занятие низкое и безнравственное. Однако с развитием товарного производства и обмена само духовенство стало принимать участие в ростовщических операциях; вместе с тем отношение церкви к ростовщичеству становилось всё более терпимым.
Классовая борьба угнетённых и эксплуатируемых масс против господствующих классов феодального общества в течение ряда веков развёртывалась в религиозной форме. Требования эксплуатируемых крестьян и подмастерьев часто обосновывались цитатами из библии. Большое распространение имели всевозможные секты. Католическая церковь, инквизиция жестоко преследовали «еретиков», сжигали их на кострах.
С развитием классовой борьбы религиозная форма движения угнетённых масс отступала на задний план и всё отчётливее выступал революционный характер этого движения. Крестьяне требовали ликвидации крепостного рабства, отмены феодальны* привилегий, установления равноправия, отмены сословий и т. п.
В ходе крестьянских войн в Англии, Чехии, Германии лозунги восставших принимали всё более радикальный характер. Стремление эксплуатируемых масс деревни и города к равенству выражалось в требовании общности имуществ. Это было стремление к равенству в области потребления. Хотя требование общности имуществ было неосуществимым, оно имело в ту историческую эпоху революционное значение, так как поднимало массы на борьбу против феодального гнёта.
К исходу феодальной эпохи выступили два выдающихся ранних социалиста-утописта — англичанин Томас Мор, написавший книгу «Утопия» (XVI век), и итальянец Томазо Кампанелла, книга которого называется «Город Солнца» (XVII век). Видя растущие неравенство и противоречия («временного им общества, эти мыслители в своеобразной форме изложили спои взгляды на причины общественных бедствий: они дали описание идеальных, по их мнению, общественных порядков, при которых эти бедствия будут устранены.
В книгах этих утопистов описывается общественный строй, свободный от частной собственности и всех сопутствующих ей пороков. Каждый в этом существе занимается как ремесленным, так и сельскохозяйственным трудом. Вce жители работают по шесть или даже но четыре часа в день, и плодов их груда вполне достаточно для удовлетворения всех потребностей. Продукты распределяются по потребностям. Воспитание детей является общественным делом.
Произведения Мора и Кампанеллы сыграли прогрессивную роль в ходе развития общественной мысли. Они содержали идеи, значительно опередившие развитие общества того времени. Но Мор и Кампанелла не знали законов общественного развития, их идеи были неосуществимыми, утопическими» В то время нельзя было уничтожить общественное неравенство: уровень производительных сил требовал перехода от феодальной эксплуатации к капиталистической.
Возникновение капитализма относится к XVI веку. К этому же веку относятся первые попытки осмыслить и объяснить ряд явлений капитализма. Так зародилось и развилось в XVI—XVIII веках направление экономической мысли и политики, известное под названием меркантилизма.
Меркантилизм возник в Англии, затем он появился во Франции, Италии и в других странах. Меркантилисты ставили вопрос о богатстве страны, о формах богатства и о путях его роста.
Это было время, когда капитал — в форме торгового и ростовщического капитала — господствовал в сфере торговли и кредита. В области же производства он делал только первые шаги, основывая мануфактуры. После открытия и завоевания Америки в Европу хлынул поток благородных металлов. Золото и серебро затем беспрерывно перераспределялись между отдельными европейскими государствами как посредством войн, так и путём внешней торговли.
В своём понимании природы богатства меркантилисты исходили из поверхностных явлений обращения. Они сосредоточили внимание не на производстве, а на торговле и денежном обращении, в особенности на движении золота и серебра.
В глазах меркантилистов единственным истинным богатством были не общественное производство и его продукты, а деньги — золото и серебро. Меркантилисты требовали от государства активного вмешательства в хозяйственную жизнь, с тем чтобы возможно больше денег притекало в страну и возможно меньше уходило за её пределы. Ранние меркантилисты стремились добиться этого чисто административными мерами запрещения вывоза денег из страны. Более поздние меркантилисты считали необходимым в этих целях расширять внешнюю торговлю. Так, английский представитель меркантилизма Томас Мен (1571—1641)—крупный купец и директор Ост-Индской компании — писал: «Обыкновенное средство к увеличению нашего богатства и наших сокровищ есть иностранная торговля, в которой всегда мы должны держаться того правила, чтобы ежегодно продавать иностранцам своих товаров на большую сумму, чем мы потребляем их товаров».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политическая экономия"
Книги похожие на "Политическая экономия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Константин Островитянов - Политическая экономия"
Отзывы читателей о книге "Политическая экономия", комментарии и мнения людей о произведении.