» » » » Виктор Страхов - Двинские дали


Авторские права

Виктор Страхов - Двинские дали

Здесь можно скачать бесплатно "Виктор Страхов - Двинские дали" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство Северо-Западное книжное издательство, год 1972. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Страхов - Двинские дали
Рейтинг:
Название:
Двинские дали
Издательство:
Северо-Западное книжное издательство
Год:
1972
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Двинские дали"

Описание и краткое содержание "Двинские дали" читать бесплатно онлайн.



Книга знакомит с одной из крупнейших рек Севера европейской части нашей Родины — с Северной Двиной, с историей освоения главного речного пути по древней преображенной Двинской земле. Автор дает представление о природных богатствах и труде людей, осваивающих эти богатства, рассказывает об истории, экономике и культуре городов, сел и рабочих поселков на берегах реки и перспективах их развития.

Совершив по страницам книги путешествие от Великого Устюга, от истоков Северной Двины, до Архангельска, читатель увидит картину социалистических преобразований на Двинских берегах.

Показать коренные перемены помогли автору его жизнь на Северной Двине в дореволюционное время, работа в двадцатые годы членом президиума Архангельского губисполкома, в тридцатые годы — журналистом, что было связано с периодическими поездками по Двине на протяжении многих лет. Неоднократно он путешествовал по родной Северной Двине в последние годы.

В. Е. Страхов уже знаком нашему читателю по ранее вышедшим книгам: «Хозьмино», «На лесной реке», «Пинежские встречи», «Николай Сапрыгин».

Книга «Двинские дали» рассчитана на широкий круг читателей.






Архангельск стал родиной зверобойного промысла и тралового лова рыбы. 29 июня 1920 года из устья Двины вышло первое судно тралового флота. Тринадцать траулеров добыли в тот год около сотни тысяч центнеров рыбы. Рыболовный флот в 1949 году вырос до сорока девяти единиц 'И выловил восемьсот тысяч центнеров рыбы. В 1970 году флот имел более шестидесяти хорошо механизированных судов, рыбаки области добыли свыше двух миллионов центнеров рыбы. В составе флота — плавучие заводы, которые и ловят и обрабатывают рыбу. Архангельские рыбаки теперь ведут лов не только в Северных морях, но и в Атлантике, у берегов Африки и Антарктиды. Ставится задача в 1975 году обновленным флотом превысить улов в три миллиона центнеров. Расширяется в Архангельске береговая база рыбаков, пока отстающая от роста флота. На рыбном комбинате вступили в строй новые цехи, расширяются судоверфь и судоремонтный завод. Справил новоселье Архангельский рыбопромышленный техникум.

В Архангельске находится филиал Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии. В его лабораториях изучают ихтиологию Белого моря и Чешско-Печорского промыслового района, вопросы добычи и обработки рыбы и морских животных, использования водорослей, разрабатывают ближайшие прогнозы на добычу рыбы и перспективы на пятнадцатилетие.

На Архангельском водорослевом комбинате, приютившемся в старых неказистых помещениях, вырабатывают из водорослей несколько видов ценной продукции. Она идет на кондитерские фабрики Ленинграда, Москвы, Риги, Минска… Комбинат помогает текстильным предприятиям Иванова, Ташкента, Грузии выпускать ткани красивой и прочной окраски. Идет его продукция и в фармацевтическую промышленность. Устаревшее и довольно бедное оборудование пока не позволяет расширять и объем и ассортимент производства. Для выработки некоторой продукции не берется и десятая часть сырья. Нужная для осветления виноградных вин продукция ввозится из-за границы, а могла бы вырабатываться на Архангельском водорослевом комбинате.

В ближайшие годы новый завод, оснащенный современной техникой, увеличит переработку водорослей и расширит ассортимент продукции.

Город моря… По проторенной дороге в океан идут из Архангельска суда и в далекие зарубежные порты и по внутренним морским путям на Печору, Онегу, Мезень, Мурманск, Соловки. Пользуясь Беломорско-Бал-тийским каналом, суда идут в Ленинград, не огибая Скандинавский полуостров, экономя в пути трое-четверо суток. Из Архангельска уходят «пахари моря», чтобы вернуться с «урожаем» рыбы. Здесь работает научная мысль над вопросами лучшего использования морских богатств. Здесь ремонтируют и оснащают морские суда и готовят кадры мореходов. Таков город, стоящий у ворот в океан.

ЗДЕСЬ РЕШАЮТ СУДЬБУ ДРЕВЕСИНЫ

Развитие Архангельска связано с возникновением и ростом лесной промышленности.

Еще в конце XVII и начале XVIII века на Двине — в Вавчуге, на Кузнечихе и Мосеевом острове работали «пильные мельницы». Первый лесопильный завод с приводом от паровой машины построил в Архангельске купец Брандт в 1822 году.

С развитием капитализма росло число заводов, предприятия укрупнялись. В 1857 году на семи лесопильных заводах работало в среднем по сорок человек, в 1913 году на 26 заводах — больше чем по четыреста человек. Архангельск тогда имел наиболее крупные в стране лесопильные заводы. Среднее число рабочих на них было в восемь раз больше, чем на лесопильных заводах России.

Лесопильное дело и особенно экспорт леса до революции на Севере крепко прибрали к рукам иностранные фирмы. В 1913 году из сорока экспортеров леса тридцать были иностранцы. Капиталисты баснословно наживались на северном лесе. Кубометр древесины для выработки балансов фирмы покупали у казны на корню за три рубля, тратили на заготовку и на перевозку морем 37 рублей, продавали за границей по 60 рублей.

На заводах и лесных биржах было занято много сезонных рабочих. В заводских поселках удела Шольца и Русанова в 1905 году жило летом 2050 человек, зимой в полтора раза меньше. Жестокая эксплуатация рабочих вызвала в мае 1906 года всеобщую стачку, в которой участвовало десять тысяч лесопилыциков. Скверные бытовые условия рабочих признавали даже представители царской администрации. Волнения на заводах заставили губернатора назначить ревизию, которая установила, что «в помещениях замерзает вода, жить в них нельзя». В 1906 году судили 34 маймаксанских рабочих за выступление против хозяев Русанова и Ганнимана. Ну и что же? Может быть, капиталистов за нечеловеческое отношение к рабочим привлекли к ответу? Нет! «Ворон ворону глаз не выклюнет». Осудили двенадцать рабочих к исправительно-арестантским отделениям и к тюрьме.

Архангельск ныне самый крупный лесопильный центр области, в которой по сравнению с 1913 годом производство пиломатериалов увеличилось более чем в четыре с половиной раза. Вступивший в строй в 1931–1932 годах двадцатичетырехрамный Соломбальский завод стал выпускать столько пиломатериалов, сколько все двадцать шесть заводов Архангельска до революции. На долю Архангельской области приходится около половины экспортных пиломатериалов, выпускаемых предприятиями страны.

Заслуженное в годы первых пятилеток признание Архангельска как «всесоюзной лесопилки» и «валютного цеха страны» и теперь в силе.

Побываем на лесопильно-деревообрабатывающем комбинате имени В. И. Ленина. За успешное выполнение семилетки это предприятие награждено орденом Ленина. Знакомиться с опытом сюда приезжают с Сахалина, из Закарпатья… Посмотрим, какие здесь произошли перемены со времен, когда хозяином перед революцией был удел.

Бревна с реки на берег в штабеля раньше волокли лошади, подгоняемые рабочими. Их звали коногонами. Потом на смену лошадям и коногонам пришли элеваторы-лесокатки. Профессию коногона современный молодой рабочий, возможно, и не слыхал, нет теперь и лесокаток. Мостокабельный кран позволяет десяти рабочим поднимать за смену тысячу кубометров древесины.

Восьмирамный лесопильный цех полностью механизирован. До распиловки бревна проходят через окорочные станки. Количество и объем бревен, поступающих в лесопильную раму, учитывает автомат, не стало «рубщиков»-учетчиков. На лесопильном потоке работает девять человек. На рамо-смене в старых заводах было занято больше двадцати рабочих. Чтобы при распиловке выходило больше хороших досок, раньше рабочий с усилием поворачивал бревно крюком — «кондаком». Теперь бревно «по центру» устанавливается автоматически. Без прикосновения рабочих рук брус переходит на другую раму, где распиливается на доски. Нет людей на уборке реек, приспособление направляет отходы в рубительные машины.

Пиломатериалы проходят пакетно-формировочные машины и торцовочно-маркировочные приспособления. Экспортные пиломатериалы также рассортировывают по длине в «пакеты» машины. Механизирована и металлическая обвязка их. Пакеты ускоряют погрузку пиломатериалов на суда и разгрузку в четыре-пять раз по сравнению с погрузкой отдельными досками и сокращают оборот судна до Лондона почти вдвое.

Ни лошади, ни рабочие на «откатке» пиломатериалов на склад или к погрузке теперь не нужны. На отвозке их заменили автолесовозы. Изготовляет эти машины Соломбальский машиностроительный завод — единственный в стране, выпускающий эту продукцию и снабжающий предприятия не только Архангельска, но и Сибири, Камчатки, Кавказа… В 1970 году завод выпустил пятитысячный автолесовоз.

Техническая реконструкция лесопиления резко увеличила производительность труда. На одну раму комбинат дает в год пилопродукции в пять раз больше, чем завод в 1913 году. При этом надо иметь в виду, что раньше бревна на распиловку поступали значительно большего диаметра, а толстый лес пилить выгодней. В 1914 году по отчету лесного ведомства средний объем строевого и пиловочного бревна в Архангельской губернии равнялся 0,082 кубическим саженям (0,796 кубометра). На кубометр тогда приходилось около полутора бревен, теперь — почти пять бревен.

Достигнутая механизация и производительность труда — не последнее слово технического прогресса. На комбинате имени В. И. Ленина устанавливается, а на заводе «Красный Октябрь» установлен фрезернопильный агрегат, который заменяет лесопильную раму, обрезной станок, рубительную машину, систему транспортеров и вспомогательных устройств. За один проход бревна через агрегат получают чистообрезные доски и технологическую щепу. Агрегат по производительности заменяет обычный четырехрамный завод, а обслуживается двумя рабочими. Замена рамных потоков фрезерно-пильными агрегатами увеличит производство пиломатериалов и щепы при сокращении числа рабочих, даст миллионы рублей экономии.

Архангельск — родина стахановского движения в лесопилении. На весь Советский Союз стало известным имя стахановца рамщика В. С. Мусикского. В страницы славы архангельских лесопилыциков сошли имена Героев Социалистического Труда рамщиков М. В. Олехова и А. И. Попова, обрезчицы Г. Ф. Молостовской, кавалеров ордена Ленина бригадиров А. Я. Мельникова и А. Т. Орехова, рамщиков А. М. Белозеровой, А. Д. Беднякова, В. И. Панова, Л. П. Кулигина. Немало и еще славных имен архангельских деревообделочников будут вписаны в историю «всесоюзной лесопипки».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Двинские дали"

Книги похожие на "Двинские дали" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Страхов

Виктор Страхов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Страхов - Двинские дали"

Отзывы читателей о книге "Двинские дали", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.