» » » Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА


Авторские права

Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА

Здесь можно скачать бесплатно "Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство «ТЕКСТ», год 2006. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА
Рейтинг:
Название:
ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА
Издательство:
«ТЕКСТ»
Жанр:
Год:
2006
ISBN:
5–903298–03–6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА"

Описание и краткое содержание "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА" читать бесплатно онлайн.



В книге собраны антилатинские сочинения святителя Григория Паламы (1296–14 ноября 1359), посвященные вопросу об исхождении Святого Духа: два «Аподиктических слова» и примыкающее к ним небольшое произведение «Против Векка».

Публикация данных сочинений, впервые переведенных на русский язык, существенно уточняет и расширяет представление российских читателей об аргументации православных богословов в их полемике с римо–католиками по одному из важнейших спорных вопросов, а также о самой методологии ведения полемики.

Книга предназначена для богословов, философов, историков и всех, интересующихся судьбами Церкви.






{стр. 129}

Итак, богословствующий о том, что Сын обладает всем, что принадлежит Отцу, кроме только нерожденности, сказал, что Он обладает всем, кроме причины, как он это ясно определил и в другом месте своих писаний. Если же Сын обладает всем, что принадлежит Отцу, кроме того, чтобы быть причиной, — то есть, [причиной] божественности, а причиной является Отец, не только рождая Сына, но и изводя Духа, [то значит] Сын обладает всем, что принадлежит Отцу, кроме того, чтобы рождать Сына и изводить Духа, что является [принадлежностью] одного лишь Отца, и о чем свидетельствует [слово] «нерожденность». Поэтому и Дамасский богослов в главе «О Святой Троице» говорит: «по причине Отца, то есть, по причине [Его] бытия Отцом, имеет Сын и [также] Дух все то, что имеет, — то есть, потому что Отец имеет это, — кроме нерожденности, рождения и исхождения» [332].

42. Если же «нерожденность» применительно к Богу всегда и везде указывает на причину, то «рождение» по всей необходимости будет указывать на то, что Рожденное никоим образом не может быть причиной божественности, как и «исхождение» — на Существующее от Отца по образу исхождения. Если же никоим образом Сын не является причиной божественности, то как Дух будет от Него? И как будет для Него первой причиной Отец, а затем и Сын, как полагают, что нужно считать, латиняне, безумствуя, как мне кажется, и извращая отеческие речения? Ведь не говорит ли оный Богослов, знаменательно так прозванный, что Сын обладает всем, что принадлежит Отцу, кроме нерожденности, что то же самое, что сказать: «кроме причины»; а это все равно, что сказать: «кроме того, чтобы рождать и изводить»? Ибо поэтому [то есть, по причине рождения и изведения] Причина является причиной.

{стр. 130}

И все, что имеет Сын, принадлежит и Духу, кроме сыновства [333] или, если угодно, рождения; ибо мы не испугаемся [назвать Его] не беспричинным, хотя бы Он и казался причиной, не обладая рождением; ибо Он не является и беспричинным, хотя и не рожден. Ибо Что как беспричинное не обладает рождением, То и является Само по Себе абсолютно беспричинным, и всяко есть причина божественности. Так мы говорим в согласии с богословствующими в Духе, и так обличаем говорящих несогласно, показывая, что они приводят свидетельства от Писаний [334] [которые на самом деле суть] против них же самих.

43. Ибо и то из этого богослова, что латинский род думает приводить в защиту своего учения, [то есть] что Господь, показал таинникам Свое собственное достоинство, сказав: Сам Аз вам послю Духа Святаго [335], они приводят, не понимая того, против себя самих. Поскольку ведь и в самом деле посылать Духа — это велико и более чем велико, и принадлежит одному Богу (ибо, прежде сказав, что Отец посылает Духа, Он затем [лишь] говорит, что де «Сам Аз пошлю», показывая собственное достоинство, словно для того чтобы само это дело, как бы испуская великий глас, возвещало [сие], а тезоименитый богословию [Григорий] истолковал бы). Если Господь знал [Духа Святого] исходящим и имеющим бытие не от одного только Отца, но и от Себя Самого, то как же не прибавил этого, сказав: «Иже от Отца и от Меня исходит»? Ибо тогда Он не уничижительные слова говорил о Себе, чтобы ради этого опустить, утаиваясь, только это [«от Меня»]. Итак, ясно, как говорят, и слепому, что не от Сына исходит Дух Святой.

{стр. 131}

Итак, великое достоинство — обладать [свойством] посылать (πέμπειν) божественного Духа, и настолько великое, что единоприродным и даже равночестным Отцу показывает Сына, как равно и Духа единосущным и равночестным Отцу представляет то, чтобы не от одного Отца, но и от Самого Духа быть посылаемым (άποστέλλεσθαι) Сыну. Однако это достоинство является божеским и природным, а не ипостасным; ведь если бы ипостасным было [свойство] посылать (αποστέλλειν), то не было бы общим [достоянием] Отца, Сына и Духа. Итак, Бог истинный иной Утешитель: как же тогда не будет Богом истинным посылающий Его? Если же и от Себя Самого приходящего как самовластного посылает Сын Утешителя, то как не будет Он одной с Ним воли и власти? Если же Он одной с Ним воли и власти, то как не будет и одной природы?

44. Видишь, как послание божественного Духа устанавливает единое изволение и единосущие Посылающего и Посылаемого, что есть великое достоинство, прекрасно и боголепно присущее Трем, так что оно показывает и самовластие таким образом посылаемого? А называющий это достоинство не божеским (θεϊκόν), а относящимся к произведению (προβλητικόν) [336], во–первых, не только Сына показывает причиной божественного Духа, но также и Духа — [причиной] Сына. К тому же и самопроизвольность пришествия Каждого из Них к нам так или иначе худо отлагает, уча, что послание к нам является [делом] не произволения, но природы, а стало быть и безначальным. Ибо то, что не по произволению, а по природе от Бога, является предначальным, а не начавшимся.

{стр. 132}

И в самом деле, тезоименитый богословию [Григорий] говорит считающим Сына меньшим, поскольку Он послан Отцом, что послание есть доказательство отеческого благоволения [337], а не предвечного существования. Так что безумно латиняне приводят послание Духа от Сына в качестве доказательства Его предвечного от Него существования. Но, говорит он, «написано и что Он воздвигнут [от мертвых] и вознесен Отцом, но также и что Сам воскрес и вознесся: первое по благоволению, а второе — по власти» [338]. Итак, поскольку и Дух Святой, хотя и от Сына послан, но и Сам от Себя пришел к нам, то про одно следует говорить, что это по благоволению, а про другое — что по власти, а не бессмысленно вводить на основании этого новый тропос существования божественного Духа.

45. Кроме же сего, тезоименитого богословию, и великий Василий нигде не обретается говорящим, будто и от Сына [исходит] Дух. Если же в главах к евномианам о божественном Духе он и говорит, что Он — от Отца через Сына, то в тех же самых главах, став истолкователем себя самого, четко разъяснил, что говорит это о преподаянии, написав: «что Дух — от Бога, о том ясно возвестил апостол, говоря: прияхом Духа, иже от Бога [339]. И что Дух явился через Сына, он сделал ясным, наименовав Его Духом Сына, как и [Духом] Божьим, и к тому же назвав умом Христовым, как и Божьим Духом — наподобие [дыхания] человеческого» [340].

Видишь, что от Бога, то есть, от Отца, Он имеет бытие, а через Сына имеет подаваться и являться? И как Дух {стр. 133} Сына именуется и умом, но не [сущим] от Сына, как и [ум] человека [не от него самого]? Ибо и у сего [то есть, человека] есть собственный его дух и ум, но не [исходящий] от него, если только не по действию. Это же самое проясняя еще лучше, этот великий [учитель] в другом месте говорит: «Дух связан с Сыном, неразрывно с Которым Он воспринимается, а бытие имеет происходящим от причины Отца, от Которого и исходит, то имея отличительным признаком Своего ипостасного существования, что Он после Сына и вместе с Ним познается и от Отца осуществляется. А Сын, через Себя и вместе с Самим Собою делающий известным и исходящего от Отца Духа, один лишь единородно воссияв от нерожденного Света, ничего в плане отличающих [Ипостаси одну от другой] признаков не имеет общего с Отцом и Святым Духом» [341].

Слышишь ли об отличительном признаке ипостаси Святого Духа, что он состоит в том, чтобы познаваться через Сына, а не обладать бытием от Него, но от Отца осуществляться? И Сам ведь Господь, говоря в Евангелиях: Егда же приидет Утешитель, Егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит [342], не показал ли, что отличительным признаком Духа является исходить, а Отца — изводить, потому что оба эти [признака] для Них суть ипостасные, а ипостасное является отличающим? Итак, не имея, согласно великому Василию, ничего общего с Отцом в том, что относится к отличающим Его признакам, Сын не будет обладать и свойством изводить.

46. По этой причине он же снова говорит [в Слове] к Евномианам о Святом Духе: «Сын Божий — плод святой от {стр. 134} Святого, присносущий от Присносущего, Духа Святого податель ко осуществлению и образованию твари» [343]. Видишь, что Сын — податель Духа, а не осуществитель? И что подаяние от Сына [бывает] по [определенной] причине, дабы Духом осуществить и образовать тварь? Обрати же внимание и на следующее: «Отъемлющий Сына, — говорит он, — отъял начало сотворения всяческих, потому что в начале существования всего стоит Слово Божие, Которым вся быша [344]» [345]. Ты видишь? Прежде существования (ύποστάσεως) всяческих, но не [прежде] ипостаси Святого Духа стоит Божие Слово, и является началом сотворения всяческих, а не существования (ύπάρξεως) Духа. Как же великий Василий, желая здесь возвеличить Сына, если бы можно было назвать Его началом божественного Духа, как через Него имеющего бытие, не назвал бы [Его так], но лишь раздаятелем Его, а началом — одной лишь получившей через Него бытие твари?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА"

Книги похожие на "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Свт. Григорий Палама

Свт. Григорий Палама - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Свт. Григорий Палама - ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА"

Отзывы читателей о книге "ДВА АПОДИКТИЧЕСКИХ СЛОВА ОБ ИСХОЖДЕНИИ СВЯТОГО ДУХА * ПРОТИВ ВЕККА", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.